Найти в Дзене
Культурологический Ликбез

Ликбез: философия Аристотеля. Часть 1

Оглавление

Рассказ об основных сочинениях древнегреческого мыслителя, его учении об онтологии (бытие) и гносеологии (познании).

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. После некоторого перерыва я возвращаюсь к философскому ликбезу. Некоторое время назад мы рассмотрели в трёх частях философию Платона:

А до этого философию Сократа:

Говорили и обо всех философах-досократиках:

Философия досократиков | Культурологический Ликбез | Дзен

Сегодня же мы выходим на финишную прямую классической эпохи в древнегреческой философии. Речь пойдёт о фигуре, чья мысль стала финальным этапом развития всех предшествующих школ и учений. Речь пойдёт о том, кто сделал окончательный рывок разотождествления философии с остальными интеллектуальными сферами человеческой деятельности. Наконец, речь пойдёт о том, чьи труды серьёзно повлияли на мировоззренческую картину будущих европейцев и на формирование науки. Сегодня мы говорим об Аристотеле. Разговор по традиции поделим на три части: первая будет об онтологии и познании, вторая об этике, эстетике и политике, а третья о наследии.

Пара слов об Аристотеле

Многое о биографии Аристотеля нам известно из классических сочинений Диогена Лаэрция и Дионисия Галикарнасского. Впрочем, существуют и свидетельства современников.

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афона. Отец его был медиком и другом македонского царя Аминты, отца Филиппа. Это повлияло на дальнейшую судьбу Аристотеля, который был приближённым к царскому двору, а впоследствии стал наставником Александра Македонского.

В восемнадцать лет Аристотель прибыл в Афины, где вступил в школу Платона. Однако самого великого философа в академии не было, он находился на Сицилии, при Сиракузском дворе. Поэтому у Аристотеля первое знакомство с философией прошло через учение Ксенократа, замещающего Платона. Впрочем, когда главный идеалист вернулся в Академию, Аристотель сразу же стал любимым учеником и ярым приверженцем его идей. Это продолжалось целых 20 лет до смерти Платона.

Аристотель учит Александра
Аристотель учит Александра

Насчёт этого периода и взаимоотношений между Аристотелем и Платоном до нас дошло множество анекдотов. Так, эпикурейцы очень любили рассказывать о том, что Аристотель захватил власть в Академии и выкинул престарелого Платона из его же учебного заведения. Эклектики сочинили историю, где Аристотель постоянно задвигал на лекциях пожилого наставника и часто брал слово сам, становясь учителем. Однако это всё на грани фантазий завистливых представителей других школ. О неправдоподобности подобных россказней говорят две вещи: во-первых, после смерти Платона, Аристотель остался в отличных отношениях с Ксенократом человеком в высшей степени преданному Платону. Во-вторых, во всех своих трудах Аристотель открыто причисляет себя к платоникам, даже там, где открыто полемизирует с основными воззрениями школы. До нас дошла и эпитафия Аристотеля на смерть Платона:

Платон человек, которого порочный недостоин даже восхвалять; это — муж, показавший учением и жизнью — каким образом человек становится вместе хорошим и счастливым.

После смерти Платона Аристотель съездил на три года ко двору тирана Гермию, дабы попрактиковаться в политической философии. Однако Гермия убили, а Аристотель бежал вместе с сестрой убитого в Митилену, где на ней и женился. После таких приключений Аристотель вернулся в Афины, дабы создать собственную школу риторики, соперничая с Исократом.

Школа также просуществовала недолго, ибо Аристотеля пригласил Филипп к македонскому двору, дабы стать воспитателем наследника престола Александра. Здесь философ пробыл вплоть до начала азиатского похода Александра.

Когда же начался поход на Персию, Аристотель вернулся в Афины и основал свою школу, Ликей (Лицей), по соседству с храмом Аполлона Ликейского, где и учил в продолжение 12 лет. За это время (не без помощи учеников) Аристотель создал все свои основные труды.

Остров Эвбея
Остров Эвбея

Однако благостное время для Аристотеля закончилось со смертью Александра Македонского. Вскоре вспыхнула Ламийская война, поставившая философа, как придворного македонского царя, в крайне опасное положение. Он был обвинён в безбожии и бежал из Афин на остров Эвбея. Здесь он и умер через год.

Аристотелевское и платоновское учение

Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.

Несмотря на такое высказывание Аристотеля, стоит сразу же обозначить, что его философия напрямую вытекала из Платоновского учения, как та вытекала из учения Сократа. Правда, в отличие от Платона, Аристотель очень скрупулёзно исследовал учения всех предшествовавших философов, начиная аж с Фалеса Милетского. Через критику предшественников Аристотель проводил свои главные философские взгляды.

-4

Но стоит сказать, что несмотря на кажущуюся разность между учениями Аристотеля и Платона, в сущности они имеют общий взгляд на саму природу знания: в их глазах знание имеет своё начало в разуме, в понятиях, а не в ощущениях. Истинное знание есть логическое знание. Это кратенькое утверждение сыграет значительную роль в последующей интеллектуальной европейской истории. Ведь это настоящее противопоставление восточному знанию, где откровение и ощущения преобладают над логикой.

И в отличие от Платона, Аристотель искал познания и истины не в красоте сверхчувственного мира, но в изучении мира действительного. Платон считает иллюзорным мир явлений, а Аристотель — мир идей. Платон — философ идеала, Аристотель — реалист, философ действительности. Но он реалист не потому, что отрицал идеал, а потому, что считал, что идеи осуществляются в реальном мире и наполняют его.

-5

Для Аристотеля, как и для Платона, общее предшествует частному. Но для Аристотеля общее определяет частное, как всякая вещь логически определяется общими признаками и понятиями. В своём реализме Аристотель не противополагает опыт и умозрение; примирение опыта и умозрения, их гармонический синтез — вот верховный научный принцип Аристотеля.

Аристотель меняет и сущность диалектики. Если у досократиков и Платона диалектика — это наука о понятиях и извечном становлении меняющегося бытия, то Аристотель отождествляет диалектику с логикой. По Аристотелю диалектика — это наука о формах мышления и познания.

Метафизика Аристотеля — причинность, форма и материя, движение

Метафизика Аристотеля — это попытка ответить на фундаментальные вопросы: что существует? каковы первоосновы реальности? в чём сущность вещей? Здесь метафизика используется в двух значениях, как непосредственное учение Аристотеля и как одноимённый набор текстов под заглавием «Метафизика». Сам термин «метафизика» появился позже самого Аристотеля — его ученики и последователи назвали так собрание текстов, размещённых «после физики» (μετὰ τὰ φυσικά), но по сути это исследование первой философии, то есть науки о бытии как таковом.

В центре метафизики Аристотеля — понятие «сущего как такового» (τὸ ὄν ᾗ ὄν). В отличие от физики в древнегреческой философии, которая изучает конкретные вещи и их движение, метафизика исследует то, что делает вещь тем, чем она является. Аристотель не интересуется просто существующими объектами, он ищет причины и начала существования. В этом контексте он вводит знаменитое учение о четырёх причинах:

  • материальной (из чего сделано);
  • формальной (что это такое по своей структуре);
  • действующей (что стало причиной возникновения);
  • целевой (для чего существует).

Например, статуя существует потому, что есть мрамор (материя), форма человека (форма), скульптор (движущая причина) и художественная цель (целевая причина).

-6

Ключевой вклад Аристотеля — различение материи и формы (hylomorphism). Всё в мире, по его мнению, состоит из потенциального (материи) и актуализирующего (формы). Материя сама по себе — это возможность, форма — актуальность. Стул существует потому, что определённая материя получила форму стула. Это противопоставление потенции и актуальности — основа его метафизического подхода.

Развивая эту мысль, Аристотель вводит понятие «субстанции» (οὐσία), то есть того, что существует само по себе и не нуждается в другом для своего бытия. Для него субстанция — это первичная реальность, всё остальное (качества, количества, отношения) — её свойства. Субстанции подлежат изменению, но сохраняют тождество. Так, человек может стареть, менять одежду и мысли, но остаётся тем же человеком. Понятие субстанции в дальнейшем очень сильно повлияет на средневековую христианскую философию, где подобное умозаключение будут использовать для подтверждения вечности бытия Бога.

Одной из важнейших задач Аристотеля было объяснение изменения. Он отверг мнение Парменида, что движение невозможно, и развил идею о переходе из возможности (потенции) в действительность (актуальность). Всё, что развивается или движется, находится в состоянии перехода от возможного к действительному. Это требует наличия актуального начала, которое и запускает процесс.

Перводвигатель Фреска Рафаэля Санти
Перводвигатель Фреска Рафаэля Санти

На вершине своей метафизической системы Аристотель помещает «Неподвижный перводвигатель» — существо, которое является чистой актуальностью, не имеющей потенции, и потому не подвержено изменению. Некоторые исследователи называют это создание демиургом. Этот перводвигатель движет всё остальное как объект желания или цели — не физически, а логически: всё стремится к нему как к высшей форме бытия. Он мыслит самого себя, то есть является мыслящим мышлением (νοήσεως νόησις), абсолютной формой и вечной субстанцией. В образе неподвижного перводвигателя можно узреть атрибуты монотеистического бога, который активно использовался впоследствии христианской и исламской теологией.

Физика Аристотеля

Аристотелевская картина мира — геоцентрическая, конечная и сферическая. Он делит Вселенную на два принципиально разных уровня: сублунный мир (всё, что под Луной) и надлунный мир (небесные сферы). В сублунной области всё подвержено изменению, рождению и гибели, тогда как небесный мир — вечен и неизменен. Эта космология основана на учении о четырёх элементах: земля, вода, воздух и огонь. Каждому элементу соответствует своё естественное место: земля — в центре, за ней вода, воздух и огонь. Движение тел обусловлено их стремлением занять это место: камень падает вниз, потому что он «земляной», а пламя поднимается вверх, стремясь к сфере огня.

Мир по Аристотелю
Мир по Аристотелю

Надлунный мир состоит из пятого элемента — эфира (или «квинтэссенции»), который совершает идеальные круговые движения. Это объясняет вращение небесных тел, которые, по Аристотелю, двигаются не случайно, а как живые совершенные сущности, каждая из которых движется благодаря стремлению к Неподвижному перводвигателю (демиургу).

Одним из значительных вкладов Аристотеля стало учение о времени. Он определяет время как «число движения относительно до и после». Время не существует само по себе, оно связано с изменениями в вещах и неотделимо от восприятия — если бы не было движений и наблюдающего разума, не было бы и времени.

Логика Аристотеля — формальное мышление, силлогизмы

Логика Аристотеля не только заложила основы формальной логики, но и определила подход к рассуждению, доказательству и научному познанию, который сохраняет значимость по сей день. Аристотель называл эту науку «аналитикой», а совокупность его логических трактатов позже стала известна под общим названием «Органон» — то есть инструмент мышления.

Центральным элементом логики Аристотеля является силлогизм — форма рассуждения, в которой из двух посылок логически выводится заключение. Классический пример:

  1. Все люди смертны (общая посылка);
  2. Сократ — человек (частная посылка);
  3. Следовательно, Сократ смертен (вывод).

Силлогизм устроен по строго определённым правилам, и эти правила позволяют отличить корректное рассуждение от логической ошибки. Аристотель создал первую систему дедуктивной логики, где истина выводится из уже известных истин.

Все высказывания в логике Аристотеля строятся вокруг предикатов и субъектов — «S есть P» (например, «Человек есть смертный»). Он выделил четыре типа простых утверждений: общеутвердительные («все S есть P»), общеотрицательные («никакие S не есть P»), частноутвердительные («некоторые S есть P») и частноотрицательные («некоторые S не есть P»). Из этих форм можно строить множество силлогизмов, и Аристотель классифицировал их по фигурам и модусам, задавая условия их логической состоятельности.

-9

Важным вкладом стало и различение формы и содержания высказываний. Аристотель показал, что правильность рассуждения зависит не от тематики (например, биологии или политики), а от структуры аргумента. Это был шаг к чистой, формальной логике, в которой можно анализировать мысль независимо от её содержания.

Помимо силлогистики, Аристотель разрабатывал и более широкие вопросы логики. Он изучал категории — основные роды бытия, через которые мы мыслим и говорим о мире: субстанция, количество, качество, отношение, место, время и др. Это были своеобразные логические рамки для мышления. Он также рассматривал проблемы определения, деления понятий, аргументации и ошибки в рассуждениях.

-10

Особое внимание он уделил доказательству. Для него истинное знание возможно только тогда, когда утверждение выведено из первичных, очевидных начал посредством строгого дедуктивного вывода. Это и есть научное знание (ἐπιστήμη). Он различал диалектику — рассуждение на вероятных посылках, используемое в обсуждениях и повседневных аргументах, — и строгую, научную логику, опирающуюся на необходимые истины.

Интересно, что логика Аристотеля не замыкалась только на технике мышления. Для него она была инструментом, позволяющим отделить истину от мнения, знание от догадки. Логика, по Аристотелю, — это метод познания, предваряющий любую науку.

На этой ноте я закончу сегодняшнее повествование. В следующий раз мы поговорим о практической части философии Аристотеля, а именно об этике, эстетике и политике.

Что можно почитать по этой теме?

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики
  • Мельников С. А. Введение в философию Аристотеля: 8 лекций
  • Авраамова М. А. Учение Аристотеля о сущности
  • Колесников А. С. История философии
  • Орлов Е. В. Философский язык Аристотеля
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии
  • Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.

Теперь канал можно поддержать небольшим пожертвованием по кнопке ниже