Автоматизация сейчас очень популярна, и многие считают, что она - волшебная таблетка от всех проблем. Но если подойти к этому вопросу с наскока, можно не только потратить деньги зря, но и разрушить рабочие процессы. В статье разберем основные ошибки при автоматизации, которые допускают и новички, и бывалые.
Ошибка №1 - автоматизировать всё подряд
Не всякая задача нуждается в автоматизации.
Первое, что делают новички – это пытаются автоматизировать ВСЕ. Даже там, где быстрее нажать пару кнопок вручную. В итоге создаётся громоздкая система, которая тормозит больше, чем помогает + к тому же вы потратите на ее создание уйму времени.
На рынке уже существуют готовые сервисы под вашу задачу, и возможно, дешевле будет использовать их, чем тратить токены на автоматизации или городить огромные схемы.
Когда ручной труд быстрее и надёжнее?
Пример: разовая рассылка на 30 адресов. Зачем тут сценарии, триггеры и вебхуки? Иногда проще и эффективнее вручную отослать, добавив адреса в копии.
Как расставить приоритеты?
Выбирайте для автоматизации задачи, которые:
- повторяются регулярно;
- требуют много времени;
- подвержены человеческим ошибкам;
- важны для масштабирования.
Ошибка №2 - отсутствие чёткого бизнес-процесса
Автоматизировать хаос = масштабировать хаос.
Если в компании нет понятной структуры - автоматизация не решит проблему, а только усилит бардак. Робот не думает. Он просто делает, что вы заложили в автоматизацию.
Для того, чтобы автоматизировать, сначала нужно навести порядок. Нарисуйте, как протекает процесс, кто за что отвечает и где затыки. Только потом пробуйте автоматизировать.
Ошибка №3 - выбор неправильных инструментов
«Просто потому что модно».
Автоматизировать, потому что модно - плохая стратегия.
Не все используют Notion, Make, Zapier или Airtable потому, что это идеально. Иногда - просто потому, что "все так делают".
Нужно выбирать софт под задачу, ориентируясь на вашу цель, а не на тренды.
Всем ли нужен «Джаспер-агент» на n8n? Но все побежали его делать (и тратить уйму времени на это), потому что все это делают.
Также не стоит ориентироваться всегда на платные инструменты. Бесплатно - не значит плохо. Но важно понимать, какие ограничения есть, и когда пора переходить на платный тариф.
Ошибка №4 - игнорирование этапа тестирования и отсутствие контроля
В автоматизации важны тесты. Не одиночный одноразовый запуск - а потом запустил и забыл. На данный момент автоматизации требуют контроля.
Мой почти годовой опыт использования автоматизации показывает, что тестирование длится всегда)))
Потому что пока невозможно никакими промптами избавиться от «артефактов».
Планирую выкладывать ошибки и артефакты в моем Телеграм-канале (и свои, и те, которые видела у других), подписывайтесь, чтобы быть начеку, особенно если вы дорожите репутацией 😉
Поэтому важно
1) оттестировать работу схемы на этапе сборки
2) несколько дней следить за результатами работы, исправлять недочеты
3) контролировать процессы на ошибки и возникновение «артефактов»
4) масштабировать и контролировать
Что может пойти не так при первом запуске?
Бесконечные петли, потери данных, триггеры срабатывают не там, где надо. Без тестов - это как рулетка. Без контроля - потеря репутации и «палево» особенно, если нейросети работают на трафик.
Нужно регулярно проверять: работает ли всё? Не отвалились ли интеграции? Всё ли корректно обновляется (если у вас n8n)?
Ошибка №5 - нет переоценки и анализа автоматизаций и нейросетей
1. ИИ - ваш помощник, а не замена. Если вы тратите больше времени на обучение ИИ и настройку автоматизации, и ее поддержание, чем на выполнение задачи вручную - вы что-то делаете не так.
2. Постоянные обновления. Появляются новые нейросети, какие-то лучше выполняют задачу, какие-то дешевле. Готовьтесь обновлять сценарии и удешевлять их.
Ошибка №6 - полное отсутствие обратной связи из-за автоматизации
Если сотрудники или клиенты не могут пожаловаться или предложить улучшения - вы просто не узнаете, что система не работает.
Регулярно собирайте отзывы через ту же автоматизацию, но не забывайте про анализ живым человеком.
Простейшая форма Google, регулярные опросы, живое общение с клиентами помогут не пускать все на самотек.
Как избежать этих ошибок
Пошаговый чек-лист
- Определите цель автоматизации
- Нарисуйте бизнес-процесс
- Выберите инструменты, сервисы, нейросети
- Соберите схемы и протестируйте ее.
- Соберите фидбек, если требуется
- Обучите команду контролировать автоматизацию
- Масштабируйте
Советы для тех, кто только начинает
- Начните с одной, самой простой задачи
- Не бойтесь ошибаться - бойтесь не контролировать
- Всегда закладывайте время на тестирование и адаптацию, если есть дедлайны проекта
Автоматизация - это хороший инструмент облегчения рутины, но не заменяющий человека полностью. Как любой инструмент, он либо будет вам помогать, либо вы погрязнете в болоте вечных сборок сложнейших схем и их корректировок. Начинающие часто совершают одни и те же ошибки, но если вы прочитали этот текст, значит, у вас есть шанс их избежать.