Найти в Дзене

Какие ошибки допускают новички в автоматизации?

Оглавление

Автоматизация сейчас очень популярна, и многие считают, что она - волшебная таблетка от всех проблем. Но если подойти к этому вопросу с наскока, можно не только потратить деньги зря, но и разрушить рабочие процессы. В статье разберем основные ошибки при автоматизации, которые допускают и новички, и бывалые.

Ошибка №1 - автоматизировать всё подряд

Не всякая задача нуждается в автоматизации.

Первое, что делают новички – это пытаются автоматизировать ВСЕ. Даже там, где быстрее нажать пару кнопок вручную. В итоге создаётся громоздкая система, которая тормозит больше, чем помогает + к тому же вы потратите на ее создание уйму времени.

На рынке уже существуют готовые сервисы под вашу задачу, и возможно, дешевле будет использовать их, чем тратить токены на автоматизации или городить огромные схемы.

Когда ручной труд быстрее и надёжнее?

Пример: разовая рассылка на 30 адресов. Зачем тут сценарии, триггеры и вебхуки? Иногда проще и эффективнее вручную отослать, добавив адреса в копии.

Как расставить приоритеты?

Выбирайте для автоматизации задачи, которые:

  • повторяются регулярно;
  • требуют много времени;
  • подвержены человеческим ошибкам;
  • важны для масштабирования.

Ошибка №2 - отсутствие чёткого бизнес-процесса

Автоматизировать хаос = масштабировать хаос.

Если в компании нет понятной структуры - автоматизация не решит проблему, а только усилит бардак. Робот не думает. Он просто делает, что вы заложили в автоматизацию.

Для того, чтобы автоматизировать, сначала нужно навести порядок. Нарисуйте, как протекает процесс, кто за что отвечает и где затыки. Только потом пробуйте автоматизировать.

Ошибка №3 - выбор неправильных инструментов

«Просто потому что модно».

Автоматизировать, потому что модно - плохая стратегия.

Не все используют Notion, Make, Zapier или Airtable потому, что это идеально. Иногда - просто потому, что "все так делают".

Нужно выбирать софт под задачу, ориентируясь на вашу цель, а не на тренды.

Всем ли нужен «Джаспер-агент» на n8n? Но все побежали его делать (и тратить уйму времени на это), потому что все это делают.

Также не стоит ориентироваться всегда на платные инструменты. Бесплатно - не значит плохо. Но важно понимать, какие ограничения есть, и когда пора переходить на платный тариф.

Ошибка №4 - игнорирование этапа тестирования и отсутствие контроля

В автоматизации важны тесты. Не одиночный одноразовый запуск - а потом запустил и забыл. На данный момент автоматизации требуют контроля.

Мой почти годовой опыт использования автоматизации показывает, что тестирование длится всегда)))

Потому что пока невозможно никакими промптами избавиться от «артефактов».

Планирую выкладывать ошибки и артефакты в моем Телеграм-канале (и свои, и те, которые видела у других), подписывайтесь, чтобы быть начеку, особенно если вы дорожите репутацией 😉

Поэтому важно

1) оттестировать работу схемы на этапе сборки

2) несколько дней следить за результатами работы, исправлять недочеты

3) контролировать процессы на ошибки и возникновение «артефактов»

4) масштабировать и контролировать

Что может пойти не так при первом запуске?

Бесконечные петли, потери данных, триггеры срабатывают не там, где надо. Без тестов - это как рулетка. Без контроля - потеря репутации и «палево» особенно, если нейросети работают на трафик.

Нужно регулярно проверять: работает ли всё? Не отвалились ли интеграции? Всё ли корректно обновляется (если у вас n8n)?

Ошибка №5 - нет переоценки и анализа автоматизаций и нейросетей

1. ИИ - ваш помощник, а не замена. Если вы тратите больше времени на обучение ИИ и настройку автоматизации, и ее поддержание, чем на выполнение задачи вручную - вы что-то делаете не так.

2. Постоянные обновления. Появляются новые нейросети, какие-то лучше выполняют задачу, какие-то дешевле. Готовьтесь обновлять сценарии и удешевлять их.

Ошибка №6 - полное отсутствие обратной связи из-за автоматизации

Если сотрудники или клиенты не могут пожаловаться или предложить улучшения - вы просто не узнаете, что система не работает.

Регулярно собирайте отзывы через ту же автоматизацию, но не забывайте про анализ живым человеком.

Простейшая форма Google, регулярные опросы, живое общение с клиентами помогут не пускать все на самотек.

Как избежать этих ошибок

Пошаговый чек-лист

  1. Определите цель автоматизации
  2. Нарисуйте бизнес-процесс
  3. Выберите инструменты, сервисы, нейросети
  4. Соберите схемы и протестируйте ее.
  5. Соберите фидбек, если требуется
  6. Обучите команду контролировать автоматизацию
  7. Масштабируйте

Советы для тех, кто только начинает

  • Начните с одной, самой простой задачи
  • Не бойтесь ошибаться - бойтесь не контролировать
  • Всегда закладывайте время на тестирование и адаптацию, если есть дедлайны проекта

Автоматизация - это хороший инструмент облегчения рутины, но не заменяющий человека полностью. Как любой инструмент, он либо будет вам помогать, либо вы погрязнете в болоте вечных сборок сложнейших схем и их корректировок. Начинающие часто совершают одни и те же ошибки, но если вы прочитали этот текст, значит, у вас есть шанс их избежать.