Найти в Дзене
Урал-Пресс-Информ

Алапаевск – ковчег сострадания и святости

В минувшую пятницу, 20 июня, сбылась мечта членов Челябинского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): заместитель председателя нашего отделения Владимир Михайлов организовал поездку к мощам Святой Елисаветы в Алапаевск (Великая княгиня возглавляла ИППО до последнего своего дня после смерти мужа Великого князя Сергея Романова, который исполнял эту миссию по поручению брата – императора Николая II).

-2
-3
-4
-5
-6

Именно в этом городе в июле 1918 года были преданы мученической смерти Великая княгиня Елисавета Фёдоровна Романова и Великие князья Династии Романовых: Сергей Михайлович, Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович и Владимир Палей. А также – инокиня Варвара Яковлева и секретарь великого князя Фёдор Ремез.

Прежде, чем побывать в мужском монастыре Новомучеников и исповедников церкви русской на месте гибели династии Романовых, мы молились в Свято-Троицком соборе, где отпевали убиенных в заброшенной шахте. Во время освобождения Алапаевска войсками Колчака останки преподобномучениц Елисаветы, Варвары и тела Великих князей 18 октября 1918 года были перенесены в Екатерининскую церковь, где была отслужена заупокойная всенощная: «Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь храма. Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев». Это из воспоминаний очевидцев. А самый старый храм Алапаевска был построен в 1702 году и до сих пор открыт для всех прихожан.

-7
-8
-9
-10

Затем челябинские действительные члены ИППО Владимир Михайлов, Василий Герман, Андрей Белопухов и автор этих строк Павел Большаков посетили мужской монастырь в 12 километрах от Алапаевска, на месте убиения Страстотерпцев. Здесь нас ждал для экскурсии наш земляк из Челябинска – схимонах Василиск (Савельев). Он открыл нам двери храмов и рассказал о византийской архитектуре церквей монастыря, показал Святую Шахту и часовенку на этом месте. Здесь 18 июля в 2 часа ночи каждый год уже тридцать лет (дата основания монастыря 22 февраля 1995 года) молятся монахи нового монастыря, что имеет огромное исцеляющее духовное значение для православных людей. Мы в этот день, 20 июня, молились у чудотворной иконы Святой Елисаветы, у нетленных мощей святителей Николая Японского и Иоанна Шанхайского, святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары. В храме в честь Фёдоровской иконы Божией Матери (освящён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 16 июля 2018 года) мы молились иконе новомучеников русской церкви – святой Елисавете и святой Варваре, изображённым на одной иконе.

Челябинское отделение ИППО в этот день оказало материальную помощь монахам: передало восемь коробок с пакетиками сухих супов на период Петровского поста.

Закончилось наше знакомство со святой землёй Алапаевска в музее «Напольная школа», где узники из династии Романовых дожидались своей участи и откуда их увезли к шахте (Напольная, значит, стоящая в поле на окраине города). Здание сохранилось, великолепный музей с хорошими фотографиями летописи жизни Страстотерпцев вызывает сострадание к убиенным наследникам рода Романовых.

По возвращении меня поразило своеобразное «послание» к потомкам XXI века Великой княгини Елисаветы Фёдоровны, опубликованное в буклете мужского монастыря: «Мы живём так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим мимо чужих скорбей, не понимая, что делить своё горе – это его уменьшить, а делить свою радость – это её увеличить. Откроем наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согревало».

P.S. Мы проделали за день длинный путь до Алапаевска – 800 километров туда и обратно. И всё это время я читал в машине титанический труд Людмилы Куликовой из Ульяновска, который она выслала мне недавно: «Крестный путь преподобномученицы Благоверной Великой княгини Елисаветы Фёдоровны на Алапаевскую Голгофу»: 650 страниц в документах, воспоминаниях и фотографиях. Великий труд православной писательницы вполне достоин патриаршей награды за беспримерный подвижнейший подвиг.