Довольно стройная (хотя и весьма ошибочная) система классификации живых организмов Карла Линнея не удовлетворяла самого создателя. Он великолепно понимал искусственность своего детища и до самой своей смерти пытался перевести свою систематику в категорию естественных. Но это удалось шаг за шагом сделать только после того как великий шведский учёный отошёл в мир иной. Немало дополнений внёс в систематику растений и животных создатель одной из первых эволюционных теорий французский ботаник, зоолог, палеонтолог, а также геолог и минеролог Жан Батист Ламарк. Он увеличил количество определяемых классов у растений и животных, создал специальные таблицы-определители, а его метод дихотомических ключей до сих пор используется для определения таксона и наименования вида. Ламарк же первым предложил убрать из систематики живых организмов царство Минералов, однозначно отнеся его к неживой природе.
В конце 18-го - начале среди учёных-биологов (термин "биология", кстати, ввёл в обиход тот же Ламарк) всё больше назревала тенденция строить классификацию живых организмов не на искусственном и зачастую притянутом за уши внешнем сходстве (дельфины и киты Линнеем были отнесены к рыбам), а на их родстве. Это и сам Линней поддерживал, не зря же второй снизу таксон им был назван "род" ("генус"). "Родственность" поддержал француз Антуан Жюссьё, который ввёл в обычая таксон "семейство" ("фамилия"). Затем учёные решили, что разница между линнеевскими классами слишком велика для родственных организмов, и благодаря основателю сравнительных анатомии и палеонтологии Жоржу Кювье появился крупный таксон у животных - "тип". Несколько позднее был введён в обиход аналог у растений - "отдел" (а растительные "отряды" были переименованы в "порядки").
Как итог работы многих учёных (Ламарк, Кювье, чуть позднее, но независимо наш соотечественник Карл Бэр) - это появление в первой половине 19-го века нескольких отличных от классификаций Линнея "естественных" систем, основанных на родстве и совокупности нескольких морфологических признаков, а не 2-3 как у Линнея. Ошибок и тогда было немало. В один класс были объединены медузы, морские звёзды и мшанки. Амфибии фактически до 30-х годов уже 20-го века составляли единый класс гадов (голых и чешуйчатых) с рептилиями. Утконосы и ехидны из-за особенностей выводящих протоков задней части тела были отнесены к птицам. Но это всё вовсе не из-за невежества учёных, а от недостатка научных данных.
И, к слову, немало систем этого времени уже начало опираться на идею единого "древа жизни", подразумевающую общее происхождение всех живых существ. Чем не предэволюционные теории? Кстати, одну из подобных систем классификации животных в своём труде 1796 года "Зоономия" создал Эразм Дарвин, который был никем иным, как дедом Чарльза Дарвина. Так что внук не на пустом месте создавал свою теорию микроэволюции (подчеркну, что Дарвин занимался как раз микроэволюцией, не касаясь происхождения и развития крупных таксонов), а в какой-то мере основывался на трудах деда. Судя по всему, к слову, Дарвин-младший, внеся огромный вклад в развитие эволюционной теории и описательной ботаники и зоологии, так до конца жизни не понял, что он сделал для систематики. А он фактически заложил полностью научную основу не морфологическому, а кладистическому принципу формирования систем классификации.
Сам Дарвин возможно и не понял, но отлично поняли его последователи. Благодаря Геккелю, Хаксли, а также целому ряду британских, германских и российских учёных после недолгого научного (но долгого общественного, аж до сих пор) сопротивления крайне "модными" стали систематические классификации живых организмов, основанных на "эволюционном древе", тем более, что они неоднократно подтверждались научными данными. А конец 19-го - начало 20-го веков - это были времена публичного торжества науки. К началу Первой мировой войны всем казалось, что в биологии уже открыто всё, что можно, а систематика живых организмов приняла стройный и упорядоченный вид.
Все живые организмы были поделены на два Царства: Растений и Животных. Растения (которые включали в себя бесхлорофилльные грибы и безъядерные бактерии) делились на 7 отделов (бактерии, грибы, водоросли, низшие споровые, высшие споровые, голосеменные, покрытосеменные. А Животные на 10 типов (простейшие, губки, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, иглокожие, позвоночные). "Невнятные" отделы и типы (разные там непонятные водоросли, а также всякие мшанки, брахиоподы и прочие) игнорировались или присоединялись к "узаконенным" отделам и типам. В общем, всё было как и с физикой, где учёные тоже были уверены, что ничего нового там открыть невозможно. Но... "сатана недолго ждал реванша, пришёл Эйнштейн и стало всё как раньше".
А в биологии в общем и в биологической систематике в частности всю картину испортили открытия 20-40-х годов в областях биохимии, микробиологии и генетики. Стройная картина классификации живых организмов начала разваливаться на глазах. И первым под удар попало царство Растений... Но это уже тема следующей статьи цикла!