Эх, помните, как в детстве, глядя на всякие там фильмы про будущее, мечтали о машине, которая сама летает, чай варит и паркуется одной левой? Летать она пока не научилась (ну, разве что по кочкам), а вот парковаться, следить за полосой и даже делать массаж поясницы в пробке – это запросто. Современный автомобиль – это уже не просто “конь железный”, а настоящий гаджет на колесах, наш личный космолет, и, чего уж скрывать, лакомый кусочек для маркетологов. И вот тут возникает вопрос: а все ли эти прибамбасы нам реально нужны? Или это просто хитрый способ выманить наши кровные за то, без чего прекрасно можно было бы и дальше ездить?
“Умные” штучки: Когда машина умнее водителя… или нет?
Автопилот! Звучит как из фильма, да? Представляешь, едешь себе, газетку читаешь, а машина сама рулит, тормозит, перестраивается. Полный релакс! Но давайте будем честными: кто из нас готов вот так просто взять и отдать свою жизнь в руки искусственного интеллекта? Вспомните, как те же “умные” колонки сначала путали команды и включали не то, что просили. А тут речь идет об управлении двухтонной железякой на скорости! Как говорил мой старый друг-дальнобойщик: “Электроника – это хорошо, но думать головой никто не отменял”. И он прав, как никогда. Слишком уж полагаться на технику – чревато.
Недавно читал в новостях, как один водитель, доверившись навигатору, чуть не искупался в реке вместе со своей машиной! Благо, пронесло. А сколько случаев, когда “умные” системы экстренного торможения вдруг срабатывают посреди дороги, как будто им кто-то привиделся, и чуть не провоцируют ДТП? “Доверяй, но проверяй” – старая мудрость, которая как нельзя лучше подходит к автомобильным технологиям. Я не спорю, ABS, ESP – это полезные штуки, которые реально помогают избежать аварий. Но вот всякие там системы удержания в полосе, адаптивный круиз-контроль, которые, по идее, должны облегчать жизнь, на практике часто только бесят своими непредсказуемыми действиями. Едешь, например, по трассе, а машина вдруг начинает тебя подруливать, хотя на дороге никого нет. Зачем?
И вот еще что: не отучимся ли мы в итоге водить вообще, полагаясь только на эти “умные” примочки? Что делать, если вдруг вся эта электроника накроется медным тазом? Сможем ли мы тогда выкрутиться из сложной ситуации, опираясь только на свой опыт и навыки? А ведь именно это и отличает настоящего водителя от простого пользователя автомобиля. “Машина – это продолжение твоей руки, а не наоборот”, – сказал мне как-то один гонщик. Технологии должны помогать, а не подменять. Иначе мы рискуем потерять самое главное – кайф от вождения.
Мультимедийный центр: Кинотеатр на колесах или отвлечение от дороги?
Экраны в машинах становятся все больше и ярче, а функции – все более навороченными. Теперь можно смотреть фильмы, играть в игры, общаться в соцсетях, не вылезая из салона. Круто? Может быть… Но насколько это вообще безопасно? Не отвлекает ли все это от дороги? Я, например, иногда ловлю себя на том, что вместо того, чтобы смотреть на знаки, копаюсь в меню мультимедийной системы, пытаясь найти любимую радиостанцию. А это – доли секунды, которые могут стоить очень дорого. “За рулем надо смотреть только на дорогу, остальное – потом”, – учил меня отец. И он был тысячу раз прав.
Производители, конечно, уверяют, что их системы разработаны с учетом безопасности и минимизируют отвлечение водителя. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Любое взаимодействие с сенсорным экраном – это потеря концентрации, это риск пропустить важный знак или не заметить пешехода. А если еще учесть, что многие мультимедийные системы тормозят, глючат и требуют постоянных обновлений, то поездка превращается в сплошную нервотрепку. Вместо того, чтобы наслаждаться дорогой, ты злишься на эту дурацкую электронику. Может, лучше вернуться к простым и понятным вещам: удобным кнопкам, хорошей акустике и возможности подключить свой телефон по Bluetooth?
И вот еще: не превращаем ли мы автомобиль в передвижной офис или кинотеатр? Вместо того, чтобы общаться с семьей или любоваться пейзажами, мы все уткнулись в свои гаджеты. “Машина – это не место для развлечений, это транспорт”, – бурчит моя бабушка. И она права. Автомобиль должен быть средством передвижения, а не развлекательным центром. Иначе мы рискуем потерять связь с реальностью и превратить вождение в опасную игру.
“Зеленый” пиар: Забота о природе или способ заработать?
Экология сейчас в моде. Все автопроизводители наперебой кричат о своих “зеленых” технологиях, электромобилях и гибридах. Звучит благородно, конечно… Но давайте посмотрим правде в глаза: а насколько все это реально помогает планете? Не превратилась ли забота об экологии в очередной маркетинговый ход, позволяющий компаниям зарабатывать больше денег? “Экология – это, конечно, важно, но без фанатизма”, – считает мой сосед, который работает в автосервисе. И он знает, о чем говорит. Производство электромобилей – это огромный вред для окружающей среде. Добыча лития, производство аккумуляторов, утилизация отходов – все это загрязняет землю, воду и воздух. Да и откуда берется электроэнергия? В основном – сжигая уголь и газ на электростанциях.
Гибриды – тоже спорная тема. Да, они немного снижают расход топлива и выбросы. Но они сложнее и дороже в обслуживании, а аккумуляторы со временем приходят в негодность и требуют замены, что опять-таки не очень экологично. “Экология должна быть экономичной”, – говорит мой знакомый экономист. Но автопроизводители, похоже, думают иначе. Они готовы жертвовать надежностью и долговечностью ради красивых цифр в рекламе. И в итоге мы получаем машины, которые быстро устаревают и требуют больших вложений.
И вот еще: не превращаем ли мы экологию в религию? Готовы переплачивать огромные деньги за электромобили, не задумываясь, что более экологично было бы просто ездить на своей старенькой машине, вовремя ее обслуживать, реже пользоваться автомобилем вообще и больше ходить пешком или ездить на велосипеде. “Лучше ездить на старой машине и дышать свежим воздухом, чем на новой и чувствовать себя виноватым”, – шутит моя коллега. И в ее шутке есть доля правды. Настоящая забота об экологии – это не только покупка “зеленого” автомобиля, но и осознанное потребление, экономия ресурсов и бережное отношение к природе.
В общем, автомобильный прогресс – это штука неоднозначная. С одной стороны, он делает нашу жизнь удобнее и комфортнее. С другой – заставляет тратить деньги на то, без чего мы вполне могли бы обойтись. И чтобы не стать жертвой маркетологов, нужно критически оценивать все новые технологии и задавать себе вопрос: а действительно ли это мне нужно? Не превратит ли это мою машину в дорогую игрушку, которая только отвлекает от дороги и бьет по карману? И не пора ли вспомнить о главном: о безопасности на дороге, о удовольствии от вождения и об ответственном отношении к окружающей среде? В конце концов, машина – это всего лишь средство передвижения, а не самоцель.
Хотите узнать, как сэкономить на ремонте авто и всегда быть в курсе последних новостей автомира? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал! Вас ждут полезные советы и интересные открытия!