Найти в Дзене
Владимир Кири

Призраки в живописи. Мой опыт

Разговор неожиданно зашёл о призраке Красы — существе из народных верований Лаоса. Мне стало любопытно узнать больше, и я решил расспросить местных жителей: взрослые в возрасте от 25 до 30 лет, представители разных провинций, и дети 7–9 лет. Это была редкая возможность услышать, каким они видят призрака, во что верят и какие образы рождаются в их воображении. Именно их личные рассказы, живой опыт и богатая устная традиция позволили мне сформировать образ Красы без предварительного знакомства с художественными интерпретациями — ни в фильмах, ни в анимации, ни в иллюстрациях. Это было чистое восприятие, основанное только на рассказах. Ночная встреча Самым сильным впечатлением стал рассказ 22-летнего юноши из народа кхму. Он утверждал, что видел Красы своими глазами. Это произошло ночью, в сезон дождей, когда местные молодые люди отправляются ловить лягушек на ужин. Обычно это происходит в открытых рисовых полях, недалеко от леса. Однако лягушек ищут не только люди — туда приходят и призр

Разговор неожиданно зашёл о призраке Красы — существе из народных верований Лаоса. Мне стало любопытно узнать больше, и я решил расспросить местных жителей: взрослые в возрасте от 25 до 30 лет, представители разных провинций, и дети 7–9 лет. Это была редкая возможность услышать, каким они видят призрака, во что верят и какие образы рождаются в их воображении.

Именно их личные рассказы, живой опыт и богатая устная традиция позволили мне сформировать образ Красы без предварительного знакомства с художественными интерпретациями — ни в фильмах, ни в анимации, ни в иллюстрациях. Это было чистое восприятие, основанное только на рассказах.

Ночная встреча

Иллюстрация 1. Автор: Владимир Кири, карандаш, бумага, А5, 2025.
Иллюстрация 1. Автор: Владимир Кири, карандаш, бумага, А5, 2025.

Самым сильным впечатлением стал рассказ 22-летнего юноши из народа кхму. Он утверждал, что видел Красы своими глазами. Это произошло ночью, в сезон дождей, когда местные молодые люди отправляются ловить лягушек на ужин. Обычно это происходит в открытых рисовых полях, недалеко от леса. Однако лягушек ищут не только люди — туда приходят и призраки. Встреча с Красы может быть совершенно случайной. Она не охотится специально за человеком — просто ищет пищу, и если кто-то попадётся на пути, может стать жертвой.

Эта сцена изображена на иллюстрации 1: двое друзей с фонарём в поисках лягушек замирают от ужаса при виде призрака. Не только люди, но и сама лягушка, кажется, застыла от страха — возможно, не столько от Красы, сколько от осознания, что её хотят съесть.

Страх призрака и обряды защиты

Иллюстрация 2. Автор: Владимир Кири, карандаш, бумага, А5, 2025.
Иллюстрация 2. Автор: Владимир Кири, карандаш, бумага, А5, 2025.

Красы боится нескольких вещей. Прежде всего — смеха людей. Ещё один источник страха — оголённые ветви деревьев: все внутренности призрака открыты и уязвимы, их легко повредить. Она также не выносит света, даже слабого свечения фонаря. Именно поэтому выходит на охоту только ночью.

Народ кхму, живущий в простых бамбуковых домиках, верит, что Красы может проникнуть в дом к новорождённому ребёнку. Чтобы защитить младенца, мать часто забирает после родов плаценту или пуповину домой и закапывает её в землю — это своего рода ритуал "кормления" призрака. Таким образом его стараются задобрить, чтобы он оставил младенца в покое. Сигналами присутствия Красы могут быть продолжительный плач малыша, а в худших случаях — его внезапная смерть. Быт и сцена этого обряда изображены на иллюстрации 2.

Образ, рожденный из голосов

Работая над образом призрака в цвете, я стремился передать его таким, каким его видят сами лаосцы — и взрослые, и дети. Я попросил детей нарисовать, как они представляют Красы. В их рисунках почти всегда появлялось огромное сердце, непропорционально большое по сравнению с телом. Взрослые же акцентировали внимание на других органах — печени, кишках, части желудка.

Иллюстрация 3. Автор: Владимир Кири, гуашь, бумага, А3, 2025.
Иллюстрация 3. Автор: Владимир Кири, гуашь, бумага, А3, 2025.

Так постепенно во мне сложился образ, объединяющий все эти элементы. На иллюстрации 3 призрак Красы изображён с длинными, закрывающими лицо волосами. На переднем плане — "живое" сердце, пульсирующее и питающее остальные органы. Он бродит не в лесу, а по равнине — избегая деревьев с оголёнными ветками, чтобы не повредить уязвимые внутренности, которые напоминают лассо, готовое поймать добычу.

Лунный свет и взгляд зрителя

Все сцены на иллюстрациях происходят ночью, под холодным, серебристым светом луны. Именно этот свет создаёт особую, почти мифическую атмосферу, в которой реальность и предание становятся неразделимы.

Когда я показал иллюстрации местным жителям, реакция была вовсе не пугающей. Наоборот — они с живым интересом рассматривали изображения, обсуждали детали, узнавали в них отражение своих собственных историй. Это был тот редкий момент, когда искусство и устная традиция соединились в одном дыхании.

А вы верите в призраков?

Какие истории или традиции с призраками вам известны?

Как вам рассказ о лаосском призраке?

С благодарностью,

Владимир

Читайте другие статьи о моем творческом пути:

Художник и время.

Художник-самоучка: гордость или горечь?

Трансформация моей живописи: от красивого — к идейному

Нашел ответы на свои вопросы: Кто я такой как художник? Для чего нужно мое искусство?

Я глубже познал себя как художник в ситуации из жизни.

Художник в движении: За 2 года 12 стран. Вот к чему пришел..

Нашел себя в профессии по-новому и считаю это успешным шагом!