Найти в Дзене
Поговори с доцентом

ТЕМА 10. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА (ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ) И ЕЕ КРИТЕРИИ

1. Понятие, функции и структура правовой культуры.

2. Понятие, функции, структура и виды правосознания.

3. Правовое воспитание.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

1. Понятие, функции и структура правовой культуры

Исходя из различных точек зрения (и их анализа) на правовую куль­туру, можно выделить основные ее элементы: язык, знании, правосозна­ние, убеждения, нормы, ценности (ибо многие нормы выступают и как ценности), правовые институты (эффективность их деятельности) и, го­воря о сотрудниках органов внутренних дел, последний элемент - право­охранительная и правоприменительная деятельность.

Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание юристов, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый норма­тивный и ценностный инструментарий для квалифицированного реше­ния правовых вопросов на уровне своей деятельности.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Выделяют следующие функции правовой культуры:

познавательную;

мировоззренческую;

ценностную;

нормативную;

коммуникативную;

функцию накопления и хранения информации;

воспитательную;

функцию освоения и преобразования правовых отношений.

(фльл из открытых источников)
(фльл из открытых источников)

Познавательная функция правовой культуры проявляется в про­цессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений в обобщенной форме, раскрывающей уровень развития и взаимосвязи правового сознания, правовой деятельности и элементов правовой системы. В правовой культуре фиксируются достигнутые, при­обретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т.п. Посредством познавательной функции правовая культура взаимосвя­зана с общественным сознанием, воспринимает от него систему знаний, характеризующих уровень духовной культуры общества, и привносит эти достижения в сферу правовой жизни. В этой связи познавательная функ­ция правовой культуры исходит из самой ее сущности и призвана свое­временно и наиболее адекватно выявлять новые моменты в развитии общества, имеющие актуальное значение для совершенствования и раз­вития правовой жизни общества. Из этого следует, что в правовой культу­ре проявляют себя тенденции развития правовых явлений, источники раз­вития, причинно-следственные связи и зависимости, более четко опреде­ляются место и роль отдельных элементов в политической жизни.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Мировоззренческая функция правовой культуры обусловливается содержанием и сущностью правовой культуры. Правовая культура, от­ражая и характеризуя правовые явления, раскрывает их природу, социаль­ную роль, значение, сущность с определенных мировоззренческих позиций. Мировоззрение как обобщенная система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей дейст­вительности и самому себе, а также позиции людей, их убеждения, идеа­лы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации служит основным источником и точкой отсчета во всех проявлениях правовой культуры.

Правовая культура характеризует правовые явления с позиции меры в осуществлении правовой деятельности, в правовом сознании научного мировоззрения. Мировоззренческая функция правовой культуры, осуще­ствляемая, главным образом, через правовое сознание, влияет на деятель­ность субъектов правовой системы в направлении обеспечения соответст­вия практики поставленным целям, совершенствования и дальнейшего развития общества. С точки зрения развитости и осуществленности, пра­вовая культура выражает определенную систему культурных и правовых ценностей, сопутствует утверждению их в жизни. Среди ее функций впол­не обоснованно выделяется ценностная функция. Система ценностей пронизывает все стороны жизни человека и является важной составной частью и продуктом человеческой деятельности. Известно, что ценности -это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие положительное или отрицательное свойство предмета или явления, потому что они вовлечены в сферу общественного бытия чело­века и являются носителем определенных социальных отноше­ний. Ценности необходимы людям для удовлетворения их потребностей и интересов, в их сознании выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной деятельности. Правовые ценности обусловлены характером общественных отношений и относятся к категории духовных, а по своему содержанию и функциям принадлежат к социально-правовым ценностям. Ценности правовой культуры выступают как цель правовой деятельности и мотивы правовых действий. Кроме того, ценностная функция правовой культуры реализуется в выявлении соответствия фор­мулируемых в правовых документах целей, ценностных ориентации ре­альному уровню правового сознания, а также содержанию, формам и ме­тодам правовой деятельности всех компонентов правовой системы.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

С ценностной функцией правовой культуры также тесно связана и нормативная. Понятие "норма", как известно, обозначает средство для ориентации поведения личности и для контроля над ней. В то же время норма - это система отношений в сознании человека, имеющая характер­ное правило: что делать и чего ожидать. Нормативность правовой культу­ры, будучи явлением особого рода, представляет совокупность обществен­ных требований к правовому поведению, развитию и правовой деятельно­сти субъекта, при помощи которой общество регулирует правовые от­ношения людей. В основе же норм правовой культуры лежит накоплен­ный социальный и правовой опыт.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Содержание и действие нормативной функции правовой культуры определяются способностью вырабатывать и обеспечивать реализацию оп­ределенных образцов, стандартов, эталонов правовой деятельности, и, как отмечается в научной литературе, "условиями, в которых развертывается и строится поведение и деятельность людей, и средствами организации и регуляции поведения". Необходимо сразу отметить, что это особые образ­цы, стандарты, требования к поведению, ибо они связаны с правовой жиз­нью, отношениями между классами, нациями, социальными группами, с действием государственно-правовых институтов, с реализацией прав и свобод граждан. Исходя из общей структуры нормативного регулирования, представляется возможным в нормативной функции правовой культуры выделить следующие элементы. Один из них связан с государственно-правовым закреплением правовых эталонов, моделей, стандартов, кото­рые составляют суть правовой культуры. Устанавливаются конкретные механизмы, формы и методы, которые позволяют добиваться соответст­вующих правовых целей в повседневной деятельности. Другой момент выражается в том, что в современных условиях усиливается влияние в правовой жизни неформализованных нормативных установлений, нацио­нальных традиций и обычаев (например, у народов Кавказа, Средней Азии и др.). Эти формы социального регулирования выполняют и опре­деленные правовые функции. Третий момент состоит в гарантированности практической реализации нормативности правовой культуры.

-8

Важное свойство правовой культуры реализуется в коммуника­тивной функции, благодаря которой происходит обмен правовыми идеями, взглядами. Обмен идет на социально-психологическом межлич­ностном уровне разнообразными, наиболее оптимальными формами пра­вовой деятельности. Распространение правовых знаний, ценностей право­вой культуры осуществляется через систему средств массовой информа­ции. Целью деятельности средств массовой информации является повы­шение уровня правовых знаний, распространение ценностей правовой культуры и они в то же время являются одним из главных каналов ком­муникативной функции правовой культуры. Развитие и эффективная реа­лизация коммуникативной функции правовой культуры невозможна вне развития гласности. Это предполагает широкое, всестороннее, объектив­ное и своевременное информирование населения о состоянии всех сторон жизни общества, достигнутых успехах и не­достатках общественного развития.

Таким образом, правовая культура включает, как необходимое средство общения, коммуникацию.

-9

Следующая функция правовой культуры, вполне обоснованно выде­ляемая отечественными исследованиями, функция накопления и хране­ния информации. Все знания, навыки, опыт должны служить будущим поколениям. Система передачи знаний - важнейший аспект культуры и, конечно, правового опыта со всеми его плюсами и минусами. Задача лю­бого юриста - пополнять эти знания в соци­альной, профессиональной деятельности, которая оказывает влияние на систему общественных отношений в обществе. При таком усвоении данная функция культуры будет способствовать качественному росту правового сознания юриста.

-10

Одной из функций правовой культуры является воспитательная функция. Сущность этой функции состоит в формировании социальных качеств личности, среди которых мы выделяем отношение к праву - ува­жение, неукоснительное выполнение соответствующих правовых пред­писаний (требований закона). В воспитательной функции правовой куль­туры выделяется ее направленность на пробуждение социальной активно­сти, что может рассматриваться в качестве самостоятельной функ­ции. Воспитательная функция правовой культуры направлена на усвое­ние норм права, его понимания, уважения к праву, а значит и к государ­ству.

-11

Далее нам необходимо рассмотреть функцию освоения и преобразо­вания мира правовых отношений, которая неразрывно связана с дея­тельностью высших органов власти, в том числе и с такими институтами, как правоохранительные органы, частью которых являются и органы внут­ренних дел, прокуратура и суды.. Преобразующая функция правовой культуры приобретает но­вые аспекты в условиях глубоких изменений всего социально-экономического организма (социально-экономической структуры) об­щества. Она призвана обеспечить глубокое изменение общественно-политического сознания граждан, направить их на социальную активность, на осуществление наметившихся измене­ний в правовой, экономической, социальной и духовной сферах.

-12

И, наконец, заключительной и важнейшей функцией правовой культуры выступает функция прогностическая. В ее основе лежат зна­ния законов общественного развития, представления о процессах правовой жизни общества. Прогностическая функция реализуется посредством правовых ценностей, норм и принципов правовой культуры, имеющих программирующий характер. Знание состояния правовой культуры граждан, присущих им ценностных ориента­ции и убеждений позволяет предвидеть возможные варианты их реакций и практических действий в конкретных социально-политических условиях и ситуациях.

Таким образом, правовая культура выполняет сложный спектр функций, реализующихся в различных взаимосвязях общественной жиз­ни и элементов правовой системы. Эти функции зависимы друг от друга и находятся в органическом единстве. Поэтому потенциал правовой куль­туры в полную силу реализуется только при их совокупном и скоорди­нированном взаимодействии.

Итак, рассмотрев основные содержательные компоненты правовой культуры и ее функции, приходим к выводу о том, что правовая культура - это духовно-практическая деятельность. Правовая культура - это не сама деятельность, а способ деятельности.

Таким образом, правовая культура - это, во-первых, правовые знания, убеждения, принципы. Во-вторых, это способ деятельности людей, непосредственно работающих в правовом институте государства. В-третьих, это реализация правовых норм в правоохранительной сфере.

Исходя из вышеизложенного, мы счи­таем, что правовая культура населения отража­ет уровень развития общества в типах, формах, способах правовой дея­тельности, связанной с правоисполнительной деятельностью, направлен­ной на совершенствование правовой системы. Главным в определении по­нятия " правовая культура" является способ правовой деятельности. Одна­ко мы не отождествляем правовую культуру, как со сферой права, так и со сферой культуры, потому что она есть лишь элемент правовых отноше­ний, она является показателем реализации сущностных сил личности в правовой сфере жизнедеятельности, мерой овладения правовой реально­стью.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

2. Понятие и функции правосознания

Проблема правосознания, его содержания, структуры и функциони­рования являлась и по-прежнему является объектом исследования ряда общественных наук: философии, социологии, правоведения, психологии и т.д. В одной из своих работ профессор Е.А. Лукашева пишет, что «Про­блема правосознания - одна из ключевых проблем правовой науки, рас­крывающая правовую деятельность классов, социальных групп, индиви­дов, истоки и механизмы правомерного и противоправного поведения, оп­ределяющая пути и формы целенаправленного правового воспитания чле­нов общества, формирования юридической культуры».

Продолжая эту мысль в качестве примера, можно привести высказы­вание профессора Д.А. Керимова. В своей работе «Философские проблемы права» он пишет, что «правосознание играет важнейшую роль на всех эта­пах функционирования правовой системы. Отражая объективные условия общественного развития, взаимодействуя с другими формами сознания, правовое сознание является источником правотворческой инициативы. Оно оказывает влияние на процесс социального действия норм права и их эффективность; направляет и регулирует социальную деятельность людей в сфере функционирования права, само преобразуется в ходе этой деятель­ности, наполняется новым содержанием».

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Правосознание - совокупность правовых идей, представлений, эмо­ций, в которых выражается субъективное отношение людей, социальных групп, общества в целом к существующему и желаемому праву, к право­вым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Правосознание - явление идеальное, непосредственно не наблюдае­мое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых уста­новок и ценностных ориентации, регулирующих поведение людей в юри­дически значимых ситуациях.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Признаки правосознания:

1. Правосознание является одной из форм общественного сознания.

2. Включает в себя представления, убеждения, чувства, эмоции.

3. Обусловлено экономическим строем общества.

4. Отражает правовые отношения между участниками правовой жиз­ни общества.

5. Преемственность правосознания.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Функции правосознания

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основными функциями правосознания являются: познавательная, оце­ночная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности, информативная, прогностическая и другие.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юри­дических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельно­сти и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Познавая право­вую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней через психические, эмоциональные процессы и состояния, то есть то, что включает в себя оценочная функция.

В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений:

1. К праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам).

2. К правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам).

3. К правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, ОВД и их деятельности).

4. К своему правовому поведению (самооценка).

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредст­вом правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирую­щих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регу­ляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Структура и виды правосознания. Структура правосознания:

1) Идеологические элементы (правовая идеология): правовые
знания; представления; понятия; убеждения; идеи о необходимости уста-
новления соответствующих норм права.

Все эти элементы, синтезированные в общегосударственном мас­штабе, образуют правовую идеологию. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, которые учитывают конкретно-исторические условия жизни общества, уровень общественного сознания, социальную психологию и другие факторы.

2) Психологические элементы (социально-правовая психоло-
гия)
: правовые чувства; эмоции; настроения.

В отличие от идеологических, данные элементы содержат эмоцио­нальное восприятие правовых явлений, например: чувство удовлетворения законом, правоохранительной практикой, нетерпимое отношение к право­нарушителям. Все это создает психологический настрой, атмосферу ува­жения к праву и составляет основное содержание социально-правовой психологии, проявляющейся на уровне общественного правосознания.

3) Поведенческие элементы: юридические мотивы поведения;
внутренняя установка; готовность действовать.

Поведенческие элементы аккумулируют в себе действие идеологиче­ских и психологических элементов. Первые две группы служат своего рода идейно-психологической базой, предпосылкой деятельности, а поведенче­ские элементы - непосредственным внутренним ее импульсом.

(фото их открытых источников)
(фото их открытых источников)

Правовое сознание, как и правовые нормы, обладает качествами со­циального регулятора, но ему не присуще свойство нормативности. Право­сознание зеркально отображает окружающую правовую действительность и преломляет ее через своеобразную «социально-биологическую призму» человеческой индивидуальности, а нормы права служат своеобразным ре­гулятором человеческого поведения и обладают обязательными правовы­ми признаками.

Правосознание является сложным социальным образованием. С по­зиции социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

Обыденное правосознание в основном формируется под воздейст­вием непосредственных условий, жизненного опыта. Наибольшую роль в нем играют психологические элементы.

Научное правосознание складывается на основе широких и глубо­ких правовых обобщений, а его содержание в основном составляет право­вая идеология, система теоретических правовых взглядов. Оно представля­ет собой систему научных знаний, идей, концепций о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, всего механизма правового регули­рования.

Профессиональное правосознание - это правосознание юристов. Эта разновидность правосознания отличается тем, что его духовные эле­менты неразрывно связаны с умениями и навыками практического позна­ния правовых норм и их применения, и оно способствует осознанию инди­видом цели юридически значимого поведения.

Профессиональное правосознание помогает юристу осмыслить си­туацию и ответить на главный вопрос своей профессиональной деятельно­сти: «В чем суть правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел?» При решении этого вопроса чаще всего происходит скрытый процесс расщепления сознания на правомерное и противоправ­ное.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

В этом смысле имеется в виду регулирующая роль профессиональ­ного правосознания в целом. Однако подобным эффектом обладают и от­дельные его Структурные элементы - правовое знание, осведомленность в праве, правовые установки и др.

Профессиональное правосознание помогает юристу выделить набор возможных средств достижения целей юридически значимого поведения и произвести выбор конкретных ме­тодов воздействия из определенного количества возможных.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Профессиональное правосознание юриста наряду с его нрав­ственно-эстетическим и политическим сознанием помогает ему правиль­но оценить социальную эффективность избранной им стратегии решения задачи и своего юридически значимого поведения в целом. Речь здесь идет о том, что профессиональное правосознание, регулируя всю профес­сиональную деятельность юриста, помогает ему ответить на часто возникающий перед ним вопрос: "Правомерны ли мои действия?" Из всех видов социально-значимого правосознания только профессиональное правосознание позволяет сотруднику осмыслить значи­мость конечных результатов и конечного смысла, как собственной про­фессиональной правоохранительной деятельности, так и всей правоохра­нительной системы.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Рассматривая вопрос о регулирующем воздействии профессиональ­ного правосознания на юридически значимое поведение юриста, нельзя не отметить, что оно зачастую подвержено профессиональной деформации от правового инфантилизма и нигилизма вплоть до его перерождения. К разновидности правового нигилизма отно­сится: установка на бездействие и непринятие необходимых по закону мер, чрезмерное администрирование собственной деятельности, произ­вольное толкование законов и иных нормативных актов. Наиболее же распространенными формами перерождения являются: совершение преступ­лений как связанных, так и не связанных со своей служебной деятельно­стью и служебными полномочиями; коррупция, сращивание с преступ­ным миром и т.д. При этом широкое распространение получают: установка на собственную правоту и непогрешимость своих действий и актов по­ведения; обвинительный уклон в следственной практике; стереотип за­секреченности и социальной закрытости; ориентация ожесточения наказа­ния; незаконный обыск, незаконный арест. Суть профессионального пере­рождения сводится, прежде всего, к проявлению принципиальной дефект­ности, профессионально-правового сознания, когда зачастую сознатель­но избирается противоправная цель, определяется круг запрещенных правом и моралью средств и методов ее достижения. С позиций, противо­положных закону, производится оценка достигаемого или достигнутого социального результата.

Осознавая определяющее воздействие внешней среды на профессио­нальное правосознание и придавая ей важное значение, нельзя не учиты­вать, что соответствующие знания, установки и чувства, взгляды и представления не являются автоматическим откликом на навязанные ею условия.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Отрицание закона, собственная интерпретация его требований в том или ином свете в большей степени предопределяют конкретные акты юри­дически значимого поведения юриста. Отме­ченные деформации правосознания несут на себе двойной груз, поскольку являются не только реакцией на условия внешней среды, но зачастую и собственным произволом, что свидетельствует не только о неблагополуч­ной ситуации в среде, где функционирует профессиональное правосоз­нание юриста, но и о принципиальной пора­жённости и деградации их внутреннего мира.

Вне гражданских, административных, уголовных, уголовно-процессуальных правовых отношений, участниками которых выступают граждане, соответствующие нормы представ­ляют собой лишь юридические потенции. Социальной реальностью, чело­веческим поведением выраженные в них государственные веления стано­вятся лишь после того, как в процессе их реализации включается необхо­димый элемент - правовое сознание юриста - правоприменителя, вы­ступающее, таким образом, в качестве посредника между нормой, уста­навливающей модель должного или запрещающего поведения, и конкрет­ным актом поведения. Без соответствующего сознания требование право­вой нормы актом поведения стать не может. Акты и действия, совершае­мые юристами в процессе правоприменитель­ной деятельности, и представляют собой основную форму их юридически значимого поведения.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Выступая посредником между нормой права и практической право­применительной деятельностью, профессиональное правосознание юриста выступает, прежде всего, как сознание правоприменителя. Применение права является основным видом юридиче­ски значимого поведения в рамках правовых отношений. Здесь можно исходить из общепринятого в теорети­ко-правовой литературе положения о том, что правоприменительная деятельность заключается в вынесении компетентными органами индиви­дуально-конкретных предписаний, обращенных к персонально определен­ным лицам.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

3. Правовое воспитание

Правовое воспитание - это важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Основной задачей правового воспитания является: формирование и совершенствование в из­бранном направлении правового сознания индивидов и общественных групп.

Правовое воспитание - это определенное целеустремленное и сис­тематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых, всего уклада общественной жизни и идеологических факторов с целью формирования у них глубоких и устойчивых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков юридического общения, отве­чающих уровню и требованиям современного правового государства.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Правовое воспитание включает в себя различные средства:

1) Правовое обучение (передача, накопление и усвоение знаний о праве). Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку, строго следовать правовым предписаниям, а затем -во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты: проявлять правовую активность.

2) Правовая пропаганда (распространение правовых идей и правовых требований среди населения). Проводится, как правило, при помощи газет, журналов, научно-популярной и художественной литературы, кино, теле­видения, лекций, бесед, встреч с населением.

3) Юридическая практика.

4) Самовоспитание (заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительно­сти и личной практики).

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Исходя из основной задачи, правовое воспитание следует сосре­доточить на формировании в правосознании людей такой совокупно­сти, которая включала бы:

1. Знание системы основных правовых предписаний, правильное по­нимание и уяснение их содержания и значения.

2. Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

3. Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными пра­вовыми знаниями.

4. Привычку поведения в точном соответствии с полученными пра­вовыми знаниями.

5. Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невоспри­имчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности - быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как су­щество активное, не механически воспринимает предлагаемые ему право­вые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъ­ект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопре­деляется уже тем, что он по своей человеческой природе способен направ­лять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Контрольные вопросы:

1. Что такое правовая культура, каковы ее признаки, структура и функции?

2. Какие виды правовой культуры вы знаете?

3. Что такое правовой нигилизм и каковы возможности его профи­лактики?

4. Какова общая характеристика правового сознания?

5. Какие виды правосознания вы знаете?

6. Каково содержание правовой идеологии?

7. Что представляет собой правовая психология?

8. Что такое правовое воспитание?

9. Какие формы правового воспитания вы знаете?

Литература:

Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М, 1988.

Альхименко В.В., Козловский А.Б. Правовое воспитание молодого поколения. М., 1985.

Балин Л.Е. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений органами внутренних дел. Ташкент, 1977.

Гранат Н.Л., Макуев Р.Х. Профессиональная культура в правопри­менительной деятельности ОВД. М., 1994.

Кузнецов И.А., Сулейманов Т.Ф. Формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях реализации концепции правового государства. Уфа, 2000.

Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983.

Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1980.

Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

Суворов Л.К. Правовая культура работников органов внутренних дел. М., 1991.

Татаринцев Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.