Найти в Дзене
Поговори с доцентом

ТЕМА 4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.

Вопросы:

1. Необходимость определения различных типов государств и право­вых систем.

2. Критерии типологии государств и правовых систем. Формационный и цивилизационный подходы.

1. Необходимость определения различных типов государств и правовых систем

Глубокое и всестороннее изучение государства и права неизбежно предполагает использование дифференцированного подхода к исследуе­мой материи. Это означает, прежде всего, необходимость рассмотрения их не только в качестве исторически существовавших и существующих явле­ний как таковых, выявления их общих родовых черт, но и важность изуче­ния их в более конкретном и в более приближенном к реальной историче­ской действительности плане. С теоретической и практической точек зре­ния весьма важным представляется не только более полное и точное опре­деление того, что такое государство и право «вообще», какими специфиче­скими признаками и чертами они обладают и чем они, как социальные ин­ституты, отличаются от других социальных институтов. Не менее важным является установление того, какими были государство и право на различ­ных этапах развития общества, как они соотносились между собой и с го­сударственно-правовыми институтами, находившимися на предшествую­щих по отношению к ним или на последующих этапах развития общества, наконец, что они представляют собой на современном этапе.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Ответ на эти и многие другие им подобные вопросы логически под­водит к необходимости выделения из совокупности всех когда-либо суще­ствовавших, ныне существующих и тех, которые появятся в будущем го­сударств и правовых систем, определенных типов государства и права, к необходимости их типологии («типизации») или классификации.

Согласно сложившемуся в юридической, философской и со­циологической литературе мнению типология («типизация»), или клас­сификация государств, и правовых систем по типам представляет со­бой объективно необходимый, закономерный процесс познания естествен­но-исторического развития государства и права как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Важнейшими отличительными чертами и особенностями исто­рического процесса развития государства, права, равно как и любого иного социального явления, включая само общество, является его естест­венность (объективность), всеобщность, непрерывность, дискретность, со­провождающаяся выделением его отдельных стадий или фаз развития, строго определенная их взаимосвязь и преемственность.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Говоря о содержании и назначении типологии государства и права, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее прове­дения ученые опираются на огромный фактический материал, накоплен­ный различными юридическими и неюридическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологи­ей, конституционным правом и другими.

В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем:

Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о типах госу­дарства и права дают ключ для правильного понимания процесса естест­венно-исторического развития рассматриваемых явлений и последователь­ного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов государства и права является одним из узловых, наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Во-вторых, в том, что типология вооружает исследователя по­ниманием внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, выступает как основа научного предвидения будущности государства и права России, равно как и других стран.

В-третьих, в том, что процесс типологии государств и правовых систем позволяет органически сочетать исследование общих закономерно­стей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и нрава, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам государства и права, изучение всего процесса есте­ственно-исторического развития государства и права в целом с процессом развития его отдельных составных частей, конкретных исторических сту­пеней.

-6

В-четвертых, в том, что в процессе типологии государств и право­вых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и на­учного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последова­тельного перехода от одной ступени к другой.

И, наконец, в-пятых, в том, что процесс типологии государств и пра­вовых систем создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдо­научными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуще­ствлять государственно-правовое строительство в различных странах на научной, подтвержденной жизнью основе.

-7

Правильно осуществленная типология государства и права позволяет решить ряд принципиально важных проблем теории государства и права, в том числе:

- раскрыть типы, которые характеризуют современную географию национальных государств и правовых систем мира. Благодаря таким зна­ниям представляется возможным выявить действительное качественное разнообразие современной правовой и политической географии мира. Зна­ние типов современного государства и права даст также дополнительные аргументы относительно путей и механизмов дальнейшей экономической, политической и иной интеграции современных стран и народов;

-8

- раскрыть логику (закономерности) становления и многовекового развития государства и права, а также механизм перехода от одного типа государства и права к другому. Научный подход к познанию государства и права, как и иных социальных явлений, требует рассматривать их истори­чески. Излагая суть этого подхода, В.И. Ленин говорил, что следует преж­де всего выяснить, как исследуемое явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь. Для современной теории государства и права весьма важно установить, какие явления и процессы «породили» государство и право и сохраняют их по настоящее время в качестве действительных средств управления делами общества;

-9

- дать аргументированное объяснение возникновения государства и права и на этой основе показать ненаучный характер ряда теорий проис­хождения государства (например, патриархальной, божественной и др.);

- дать научно-обоснованный прогноз путей и механизмов дальней­шего развития государства и права, конкретизировать положение о право­вом государстве как идеальной форме государственного устройства, спо­собном обеспечить подлинную свободу и развитие каждого члена граж­данского общества, и раскрыть его дальнейшую перспективу, предсказать судьбу государств, продолжающих социалистический путь развития;

-10

- разработать и обосновать конкретные меры по дальнейшему со­вершенствованию государства и права Российской Федерации, преодоле­нию наблюдаемых в настоящее время таких недостатков в деятельности государственного аппарата, как коррупция, бюрократизм, принятие реше­ний, противоречащих объективным закономерностям, затягивающих вы­ход России из кризисного состояния. В коренном и целенаправленном со­вершенствовании нуждается и система федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, страдающая много­численными проблемами, противоречиями, декларативными, бездейст­вующими нормами.

-11

2. Критерии типологии государств и правовых систем. Формационный и цивилизационный подходы

Типология государств и правовых систем должна производиться на строго определенной основе, в соответствии с подтвержденными самой жизнью, социально-политической практикой объективными критериями.

В научной литературе высказано множество точек зрения но этому вопросу, соответственно было предложено не меньшее количество вариан­тов решения данного вопроса. Основной спор уже в течение ряда столетий ведется вокруг двух основных групп проблем, а именно - вокруг требова­ний, которым должны отвечать предлагаемые критерии (критерий), а так­же вокруг видов данных критериев.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Решая вопросы типологии, многие авторы высказывают вполне справедливо не подлежащие, как представляется, никакому сомнению мнения относительно того, что критерии типологии государств и правовых систем должны иметь объективный характер, всесторонне и адекватно от­ражать исследуемую государственно-правовую материю, вбирать в себя наиболее важные и в то же время типичные для государства и права, нахо­дящиеся на определенном этане развития признаки и черты, в максималь­ной степени учитывать и отражать экономические, политические, соци­альные и иные условия, в которых функционируют государство и право.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Наиболее общим критерием типологии государств и правовых сис­тем, широко использовавшихся в рамках теории государства и права и других наук, до недавнего времени считалась общественно-экономичес­кая формация, которая представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества. Соответ­ственно данный подход к типологии государства и права называется фор-мационным (основатели - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Каждая общественно-экономическая формация характеризуется оп­ределенным типом производственных отношений. Каждая из них имеет, наряду с мировой историей, свои особые, неповторимые законы возникно­вения и развития. Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в ви­де совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных орга­низаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отно­шений. Каждой социально-классовой формации соответствует определен­ный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы произ­водственных отношений — экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с тем соответствующего типа государства и права.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Согласно формационному подходу четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуаз­ной, социалистической), четырем типам экономического базиса соот­ветствуют четыре типа государства и нрава - рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное, или капиталистическое, социалистическое - ка­ждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа дру­гим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип госу­дарства и нрава должен быть исторически более прогрессивным, чем пре­дыдущий.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Довольно широкое распространение в научной литературе за по­следние годы, наряду с формационным, получил также и цивилизацион-ный подход (основатели А. Тойнби, У. Ростоу, С. Хантингтон). Суть его заключается в том, что вместо «общественно-экономической формации» как критерия типологии государства и права и других критериев предпри­нимаются попытки использования в качестве такового «цивилизации».

Под цивилизациями в современной науке обычно понимаются дос­таточно устойчивые и предельно обобщенные социально-исторические единицы с четко фиксированными краями и границами в сфере хо­зяйственной, политической и духовной жизни.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Последняя выглядит весьма аморфно и неопределенно. Она, по спра­ведливому замечанию исследователей, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению. Если попытаться как-то объединить различные значения ее определения, то, очевидно, получим скорее «некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию». И все же за этим образом про­сматривается определенная реальность в виде целостности материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Неоднозначность термина и понятия «цивилизация», его внут­ренняя противоречивость и разноплановость вкупе с аморфностью его со­держания и неопределенностью делают на современном уровне исследова­ния «цивилизации» весьма проблематичным его использование в качестве критерия типологии государств и правовых систем.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Изучая всемирную историю, А. Тойнби предпринял попытку оп­ределить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, не­повторимыми свойствами.

Вначале он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций, наконец, их число было доведено до 13, в частности такие, как: египетская; китай­ская; западная; православная; арабская; мексиканская; иранская; си­рийская; дальневосточная и др. (соответственно и государства могут быть подразделены на подобное количество типов). Остальное общест­во он считал побочными вариантами самостоятельных цивилизаций. Все существующие и существовавшие цивилизации А. Тойнби признает равноценными, равнозначными по своим культурным и иным ценно­стям. При этом каждая цивилизация в своем развитии проходит 5 стадий: возникновения, роста, надлома, разложения и последующей гибели. По­скольку социальные процессы, проходящие в каждом типе цивилизации, являются аналогичными, тождественными, то А. Тойнби пытается вынести некоторые эмпирические законы общественного развития.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

По его мнению, движущей силой развития цивилизаций является не экономическое развитие, а «творческое меньшинство» общества, способ­ное удачно реагировать на различные события - «вызовы» и увлекать за собой инертную часть населения, которая составляет большинство обще­ства. Способы реагирования общества на внешние события, факты - «вы­зовы» определяют в конечном итоге систему социальных ценностей обще­ства, религиозных и философских концепций смысла жизни. Цивилизации сохраняют себя до тех пор, пока «творческое меньшинство» оказывается способным решать стоящие перед обществом задачи и вести за собой пас­сивное большинство. Как только творческая элита оказывается неспособ­ной решать возникающие проблемы, она превращается в господствующее меньшинство, насильно удерживающее власть в обществе. Это обстоя­тельство приводит к тому, что инертное большинство в обществе, отчуж­денное от власти, начинает вести борьбу с творческой элитой и в ходе этой борьбы цивилизация неизбежно погибает. Цивилизация может также по­гибнуть, будучи захваченной другой цивилизацией, либо от каких-либо ес­тественных катастроф.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Прогрессивный процесс развития цивилизаций характеризуется пе­реходом от локальных цивилизаций (эгейская, шумерская) к особенным (западноевропейская, славянская, китайская), а от них - ко всемирной ци­вилизации, основанной на принципах гуманизма и творческого использо­вания прогрессивных достижений человечества на протяжении всей его истории.

Каждая цивилизация сохраняла свою устойчивость благодаря таким её компонентам, как государство и право. Сообразно прогрессивному развитию цивилизации можно выделить локальные и особенные государ­ственные и правовые системы, прогнозировать появление в далеком буду­щем единого для всего мира государства и права. Однако специальной ти­пологии государства и права А. Тойнби не разрабатывал.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Попытка осуществить типологию государства и права с учетом связи общества с динамикой развития цивилизации, несомненно, заслуживает внимания. В сферу научного анализа правоведов вовлекаются социальные явления и процессы, которые оказывают то или иное влияние на государ­ство и право и без учета которых нельзя в полной мере понять содержание и историю государства и права. В то же время нельзя не отметить того факта, что цивилизационный подход, примененный А. Тойнби, не решает всей проблемы типологии государства и права.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Во-первых, основание типологии - цивилизация, в понимании А. Тойнби, в современной литературе выглядит достаточно аморфным и неопределенным. Предложенное определение этого понятия, как замкну­того локального сходства совокупности отдельных компонентов общества, носит схематичный и по преимуществу описательный характер. Руково­дствуясь таким пониманием цивилизации, достаточно трудно определить, в какой тип цивилизации входит соответствующее общество и его компо­ненты, в том числе государство и право, и сколько вообще на Земле суще­ствовало и существует цивилизаций.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Во-вторых, как справедливо отмечает В.С. Нерсесянц, на основе по­добного учения можно в лучшем случае говорить о разрозненных типах организации власти и нормативной регуляции в соответствующих локаль­ных цивилизациях, но невозможно обосновать некую целостную типоло­гию государства и права, построенную на едином, общем для всех цивили­заций критерии. По мнению А. Тойнби, получается парадоксальная с точки зрения логики картина. Имеются отдельные виды цивилизаций, но отсут­ствуют их родовые признаки, которые лежат в основе каждого отдельного вида цивилизаций. Таким образом, А. Тойнби не дал надлежащего теоре­тического обоснования своей концепции цивилизаций, оставив нерешен­ной наиболее сложную и ответственную часть своей теории – раскрытие признаков, характеризующих общецивилизационный критерий и позво­ляющих рассматривать выделенные типы цивилизаций в качестве отдель­ных видов единого рода - цивилизации вообще. В отрицании единых ос­нов истории человечества А. Тойнби не одинок. Подобный взгляд разделя­ет и австрийский философ К. Поппер, полагая, что "единой истории чело­вечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой власти".

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

В-третьих, А. Тойнби значительно упрощает действительные соци­альные процессы развития общества, констатирует достаточно тривиаль­ные истины о том, что все социальные явления, в том числе и цивилиза­ции, обречены на неизбежную гибель. Проблематичным предстает и объ­яснение причин гибели цивилизации конфликтом между активной и пас­сивной частью населения. В данном случае процесс описывается по из­вестной поговорке: "Войны выигрывают генералы, а проигрывают солда­ты". Между тем роль народа, создавшего своим трудом современную ци­вилизацию, отнюдь не сводится только к слепому следованию указаниям активной части населения, образующей органы управления делами обще­ства. В конечном итоге участие населения страны, членов гражданского общества в делах государства является необходимым условием его эффек­тивного действия, источником всех успехов и неудач как общества, так и государства. Другое дело, что большую часть истории человечества насе­ление было отчуждено от управления делами общества и свой вклад в его развитие вносило в виде созданных им материальных благ и условий для того, чтобы меньшая активная часть общества могла заниматься полити­кой, наукой и искусством.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Конфликт между активной и пассивной частями общества как при­чина гибели цивилизации становится возможным не потому, что активная часть оказывается неспособной решать стоящие перед обществом задачи, а потому, что общество в силу внутренних причин, объективных законов оказывается неспособным продолжать прежний способ своего существо­вания.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной сис­темы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (ча­ще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких ти­пов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социали­стического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Определившись с критериями типологии государств и правовых сис­тем, необходимо определиться также с понятием самого типа государства и права.

В научной и учебной литературе он трактуется далеко не од­нозначно. Однако общим для большинства трактовок «типа» государства и права, особенно в тех случаях, когда используется формационный крите­рий, является, во-первых, признание важности и необходимости определе­ния типа государства и права. Во-вторых, признание того, что тип - это не какое-либо отдельно существующее государство и право, а это научная ка­тегория, некий собирательный образ реально существующих на данном историческом отрезке времени государств и правовых систем. В-третьих, эта категория создается не умозрительно, а складывается из совокупности наиболее важных, общих для всех этих государств и правовых систем при­знаков и черт. И, в-четвертых, в процессе определения типа государства и права за основу берутся не формально-юридические, а, прежде всего сущ­ностные и содержательные признаки и черты.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Исходя из сказанного, исторический тип государства и нрава рас­сматривается как совокупность основных черт, свойственных государст­вам и правовым системам определенной общественно-экономической фор­мации, выражающих их классовую сущность, содержание и их социально-классовое назначение. Согласно марксистской теории государства и права исторически первым типом государства были рабовладельческие государ­ства, возникшие на развалинах общинно-родового строя. Рабовладельче­ское государство было орудием в руках рабовладельца, выполнявшим функции защиты собственности рабовладельца, захвата чужих земель и обращения населения завоеванных земель в рабство. Рабовладельческое право, в свою очередь, выражало волю рабовладельца, оно по преимуще­ству было недостаточно развитым и весьма жестоким по отношению к правонарушителям.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Феодальное государство и право пришли на смену рабовладельче­скому. У отдельных народов этот тип государства сменил публичную власть общинно-родового строя. Феодальное государство как публичная власть феодалов выступало мощным средством защиты сословных приви­легий феодалов, их права собственности на землю, на владение крепост­ными крестьянами и присвоение большей части произведенных ими мате­риальных благ. Феодальное государство также вело постоянные войны с целью захвата чужих территорий либо обороны своих земель.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Феодальное право закрепляло и проводило в жизнь волю феодалов, освещало их сословные привилегии, власть над крепостными крестьянами. Первоначально оно было недостаточно развито и на всем протяжении сво­ей истории закрепляло жестокие, изуверские меры наказания преступни­ков и иных правонарушителей.

В ходе буржуазных революций ХУ1-ХГХ вв. феодальный тип госу­дарства и права заменяется буржуазным, основанным на капиталистиче­ской части собственности на средства производства и формальном равно­правии всех граждан. Буржуазное государство, особенно на начальных стадиях своего существования, достойно продолжило такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, защита частной соб­ственности.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

В то же время данный тип государства существенным образом огра­ничил власть монарха, образовав республиканскую форму правления. В большинстве буржуазных государств полицейский режим был заменен на демократический, значительно расширивший политические права трудя­щихся, их возможность участвовать в формировании органов государства. Буржуазное право закрепляет выгодные буржуазии порядки в той мере, в какой это позволяла классовая борьба рабочих за свои права. В современ­ных условиях буржуазное государство предоставляет максимум прав и свобод трудящимся.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

В начале XX в. рабочий класс России образовал свое пролетарское государство, которое впоследствии переросло в социалистическое. Во вто­рой половине XX в. в Европе и Азии возникает более десяти государств, основанных на социалистическом способе производства и политической власти трудящихся. К концу XX в. система социалистических стран понес­ла существенные потери. Все европейские социалистические государства, в том числе и Россия, отказались от социалистического пути, решив вновь попытаться обрести счастье и благополучие своих граждан в сфере капи­талистического способа производства. Социалистический тип государства и права сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Понятия типа государства и права, как и процесс типологии госу­дарств и правовых систем, не остаются неизменными. Вместе с конкрет­ными, реально существующими государствами и правовыми системами, на основе которых (а точнее — на основе их общих, наиболее существенных черт) они создаются, тип государства и права так же, как и процесс их ти­пологии, постоянно развивается и совершенствуется.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Оперируя понятием типа государства и права, мы исходим из того, что это не окончательно сформировавшаяся своего рода «классическая» категория, а некая рабочая, постоянно изменяющаяся и развивающаяся ка­тегория.

Контрольные вопросы:

1. Что такое типология (классификация) и для чего она нужна?

2. Что такое тип государства?

3. Какие типологии государств вы знаете?

4. Что такое общественно-экономическая формация?

5. Какие общественно-экономические формации вы знаете?

6. Что такое цивилизация?

7. Сколько и какие цивилизации вы знаете?

Литература:

Арзамаскин Н.Н., Хабибулин А.Г. Теоретико-методологические про­блемы классификации государства. Уфа, 1997.

Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о госу­дарстве. СПб., 1908.

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М., 1995.

Хабибулин А.Г. Методологические проблемы типологии государст­ва. СПб., 1997.

Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства. СПб., 1997.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.