ПЛАН:
1. Предмет теории государства и права.
2. Метод теории государства и права.
3. Место теории государства и права в системе юридических наук.
1. Предмет теории государства и права.
Государственно-правовая действительность, а если чуть шире политико-правовой процесс относится к числу сложнейших и важнейших сфер жизни современных общественных систем. Научное осмысление и усвоение этого мира является объективной духовной и социальной потребностью общества, удовлетворив которую и только при данном условии оно (общество) сможет успешнее, современнее и точнее решать свои иные, лежащие вне пределов государственно-правовых структур, проблемы (хозяйственные, социальные, экологические, управленческие, национальные и другие).
Даже первое приближение к государственно-правовому опыту (современному или прошлому) все равно с неизбежностью требует поставить вопросы, которые, что называется, лежат на поверхности и напрашиваются сами собой - что такое государство и право, какова их природа и сущность, связаны ли между собой государство, право, экономика, социальная структура общества, политика, культура, мораль, религия, создаются и изменяются государственно-правовые системы по каким-то объективным законам или здесь, чаще всего, господствует случай, произвольная комбинация различного свойства факторов (временных, территориальных, географических, человеческих и иных).
Можно ли в необозримом калейдоскопе событий и процессов, удаленных друг от друга по времени, порой на тысячелетия, обнаружить какие-то устойчивые и повторяющиеся моменты, закономерности, которые обязательно "срабатывают", как только речь заходит о возникновении и существовании государства и права, о динамике их движения, о их роли в жизни общества? Или это совершенно бессмысленное занятие, потому что, кажется, невозможно сравнивать столь различные исторические эпохи и государственно-правовые образования; нет ничего повторяющегося в интересах, потребностях, стремлениях, желаниях, идеях людей как участников политических процессов, а потому поиски закономерностей в движении государственно-правовых институтов бесполезны?
Существовали и существует множество ответов на эти вопросы, объяснений природы государства и права, их места и назначения в жизни общества. Государство и право могут изучаться самыми различными науками: историей, социологией, политической экономией, теорией управления, политологией, этнографией, археологией, психологией и др. Но они изучают государство и право лишь в том плане, в каком это способствует раскрытию их собственного предмета, т.е. не специально. Если, например, в рамках политэкономии исследуется рынок, банковское дело, налоги, финансовая система, цены и ценообразование, заработная плата, рабочий день, то просто невозможно обойтись при этом без анализа роли государства и законодательства в решении названных проблем.
Если социология в рамках своего предмета исследует социальную структуру общества на различных уровнях, ее эволюцию, то без учета политико-правовых факторов такое исследование будет не полным. Психология, изучая природу и закономерности человеческой психики, обязательно в той или иной форме, в том или ином объеме коснется и вопроса правомерного или противоправного поведения человека, его правосознания. Наука управления, раскрывая сущность и содержание управленческих процессов, не сможет оставить в стороне вопрос о месте в этих процессах государственных решений, правовых норм. И все-таки, даже соединив свои усилия, названные науки не могут раскрыть закономерности государственно-правовой надстройки в целом, поскольку для них государство и право являются объектом, но не предметом. Дать развернутое, обобщенное и цельное научное представление о закономерностях государства и права может только теория государства и права, специальная и самостоятельная наука, изучающая данные закономерности.
Под теорией вообще понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются категории, понятия, суждения, умозаключения о предмете познания. В реальном познавательном процессе теория (от греческого - исследование) в отличие от донаучного знания, имеет своей сердцевиной сумму взаимосвязанных идей, понятий, законов. Теория - это система понятий, в которых отражена научная природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Для теории как самостоятельной ступени познания свойственны следующие характеристики:
а) теория всегда представляет собой определенную систему научных знаний;
б) теорию (как идеальную систему, систему идей) необходимо отличать от реальной действительности, от практики;
в) изменение предмета познания влечет за собой изменение содержания теории предмета;
г) теоретические знания относительны; теория не отражает все многообразие свойств познаваемого предмета;
д) теория оказывает преобразующее воздействие на предмет через деятельность людей, через ее общественные формы;
е) главным критерием истинности теоретических положений является практика.
Предметом любой науки служит та область познания, на которую направлена данная наука, те закономерности и тенденции, которые свойственны возникновению, развитию, функционированию предмета.
Предмет теории государства и права в этом смысле не выглядит исключением. Закономерности возникновения, движения, роли государства и права, формы смены их исторических типов, сущность, признаки, формы государства и права, принципы построения государственного аппарата, система права и правового регулирования, методы и формы осуществления функций государства и права, пределы их воздействия на общественные процессы, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок, юридическая ответственность, права человека и демократия, исторические судьбы государства и права - такова более или менее развернутая структура предмета теории государства и права.
Изучая конкретные исторические типы государства и права, нельзя не заметить, как уже отмечалось, специфических, индивидуальных особенностей каждого из них. Однако последнее совсем не означает, что отсутствуют общие закономерности в движении всех исторических типов государства и права. При этом под закономерностями понимаются реально и объективно существующие и повторяющиеся существенные связи государственно-правовой жизни, раскрывающие и характеризующие ее историческое движение. Таковые существуют. Именно их наличие и требует самостоятельной научной отрасли, т.е. теории государства и права.
Предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, а также структура и основные характеристики правового сознания и правовых отношений. Теория государства и права - это общественно-политическая наука об общих закономерностях движения, организации и функционирования государственно-правовой надстройки общества. Здесь следует отметить, что теория изучает и отдельные специфические закономерности, свойственные каждому отдельному историческому типу государства и права.
Говоря о предмете теории государства и права, важно помнить следующее обстоятельство. Теория государства и права - это не две изолированные друг от друга научные отрасли (теория государства и теория права), но единая наука. Такое практическое и научно-понятийное единство обусловлено теснейшим взаимодействием государства и права.
Социальные потребности (и по своему содержанию, и по времени своего формирования и существования), социально-экономические основания, вызвавшие к жизни государство и право и определяющие их дальнейшее развитие в рамках данной общественной системы, собственно говоря, одни и те же. Потребности функционирования общества, необходимость организации общественного и индивидуального производства, политического управления, поддержания отношений между людьми и их группами, установления связей между различного рода политическими и общественными организациями - вот основные факторы, определяющие главное во взаимодействии государства и права. Последние, несомненно, образуют единую сферу, хотя и распадающуюся на два самостоятельных, но взаимодействующих явления. В силу невозможности их существования друг без друга, государство и право без большого ущерба для теории и практики, но с известными оговорками - можно рассматривать как единый институт.
Предмет теории государства и права изменяется и развивается, что, в частности, объясняется расширением взаимосвязей государства и права в жизни современных обществ с самыми различными явлениями хозяйственной, политической, духовной жизнедеятельности. В связи с этим вопрос о границах предмета теории государства и права нельзя раз и навсегда жестко зафиксировать. Так, в последнее время во всех странах резко возрос научный и практический интерес к проблемам политической системы. Государство, партии, различные общественные объединения, политические движения, действия, интересы, решения, нормы изучаются в комплексе - в плане их взаимосвязей, возможностей, социального удельного веса. Такая интенсификация научного поиска неожиданно привела некоторых правоведов, политологов, социологов к выводу о том, что, например, понятие "государство" является неопределенной и малопригодной категорией; государство - ключевое понятие консервативных политических теорий, оно есть "формула пустоты"; категории "государство", "власть" слишком просты, чтобы суметь уловить растущую сложность общественной и политической жизни. По их мнению, важнейшим сегодня является понятие "политическая система".
Во всех современных обществах государство и право - стержень политической жизни. Государство и право - это в первую очередь политическая реальность, а не идея, понятие, формула. Реальность, с которой не может не считаться ни одна общественная сила, сколь бы велика она ни была. Экономика, управление, внешние связи, оборона страны, технический прогресс, наука, социальное обеспечение, здравоохранение, образование, охрана природы, общественный порядок - вот лишь важнейшие участки общественной жизни, стабильное развитие которых немыслимо без государства и права. И если речь идет о действительно научном подходе, то оставить данную реальность без теоретического анализа (умышленно или ошибочно - это другой вопрос), по меньшей мере, несерьезно.
2. Метод теории государства и права
Методы теории государства и права показывают, как, какими способами теория изучает свой предмет. Причем эти методы и способы определяются самим предметом теории государства и права.
Процесс изучения государства и права не может и не должен зависеть просто от случая или произвола. Другими словами, необходимый научный результат будет получен только в том случае, если его поиск подчиняется строго определенным правилам и требованиям. Именно накопленные и выраженные в категориях, понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах и т.д. знания о свойственных предмету закономерностях диктуют необходимость соблюдения этих правил и требований, если человек хочет достигнуть намеченной цели. Разумеется, сами методы (правила, способы, приемы, требования) будут истинными и верно сориентированными на предмет лишь тогда, когда они достаточно полно учитывают природу, сущность, специфику объекта познания. Методы теории как система приемов, способов и правил познания существуют не сами по себе, но всегда в самой познавательно-преобразующей деятельности людей. Методы - продукт творческих интеллектуальных усилий человека. Они содержатся в его сознании и сознательной деятельности.
Процесс познания в широком смысле - это непрерывный диалог сознания и бытия, а в нашем случае – теории и государственно-правовой деятельности.
Нет нужды доказывать первостепенное значение методов познания государства и права. Верный выбор научных методов дает возможность наметить правильное направление, наиболее эффективный путь в получении достоверных знаний о государстве и праве. Ясно, что научное осмысление закономерностей государственно-правовой деятельности не может проходить хаотично, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется соответствующим правилам. Мы будем говорить о науке государства и права, методологические (теоретико-познавательные) позиции, основы которой являются диалектико-материалистическими.
Опирающаяся на диалектико-материалистичекую основу теория государства и права как политико-юридическая наука использует широкий комплекс научных методов познания государства и права. Среди них необходимо назвать следующие: восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, логический, системно-структурный, сравнительный, статистический, метод конкретных социальных исследований, математический, социальный эксперимент и др. Каждый из перечисленных методов, будучи связанным с другими, позволяет получить знания о тех или иных закономерностях и сторонах развития и функционирования государственно-правовой надстройки в целом или ее отдельных частей.
3. Место теории государства и права в системе юридических наук
Наряду с теорией государство и право изучается целым комплексом отраслевых юридических наук. В отличие от теории большинство отраслевых юридических наук изучают только отдельные стороны государственно-правовой деятельности, которые (стороны) и составляют предмет данных наук.
Предметная, понятийная, содержательная связь теории государства и права с отраслевыми юридическими науками очевидна. К какой бы из этих наук мы не обратились (наука государственного или административного права, гражданско-правовая или уголовно-правовая наука и т.д.) будет видно, как предмет теории находит свою локализацию и конкретизацию в данных отраслевых научных дисциплинах. Они всегда исследуют строго определенные стороны государства и права.
Точно также прослеживается и понятийная связь между общетеоретическими и конкретно-отраслевыми научными положениями о государственно-правовой деятельности. Разработанные в рамках теории общие понятия, например, субъект права, правоотношения, юридическая ответственность, находят свое конкретное научное толкование и объяснение в отраслевых юридических науках (понятие гражданских правоотношений, административной ответственности и т.д.).
Теория государства и права служит для отраслевых юридических дисциплин своеобразной методологической основой, которая позволяет им успешно решать свои отраслевые познавательные и иные задачи. В свою очередь и теория государства и права, используя научные результаты отраслевых наук, получает серьезный стимул для дальнейшего углубления и уточнения общенаучных представлений о закономерностях и функционировании государства и права.
Все юридические научные дисциплины можно разделить на три группы:
1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);
2) отраслевые науки (государственное право, гражданское право, административное право, трудовое право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовное процессуальное право, экологическое право, уголовно-исполнительное право и др.);
3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и др.).
Рассматривая взаимосвязь теории государства и права с перечисленными юридическими дисциплинами, необходимо заметить, что использование диалектико-материалистических положений как методологической основы познания государственно-правовой действительности на различных уровнях не является привилегией теории. Все без исключения юридические дисциплины опираются на диалектико-материалистический метод непосредственно, а не через теорию. И предмет и общая научно-познавательная основа объединяют теорию и отраслевые науки в единую и дифференцированную систему научных знаний о государстве и праве, в широко понимаемое правоведение, в котором теория занимает центральное место.
Огромное значение для теории государства и права имеет ее связь с иными общественными неюридическими науками (философией, социологией, политэкономией, историей, психологией, культурологией, лингвистикой и др.). Разрабатываемые в рамках данных наук понятия и категории, отражающие наиболее общие законы развития мышления, общества, природы, социальной, экономической и духовной структур общества, образуют тот научный фундамент, опираясь на который теория государства и права может раскрыть природу, сущность и закономерности своего предмета, избрать верные и гуманистически звучащие познавательные ориентиры.