Сталинский ампир – уникальный архитектурный стиль, существовавший в СССР с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Этот период характеризуется созданием монументальных зданий, отражающих мощь и величие советской державы.
Среди архитектурных особенностей сталинского ампира можно отметить грандиозность масштабов и монументальность форм, использование ордера, его частей, а также обилие декоративных элементов (статуи, барельефы, орнаменты). Архитектурные композиции планировались в основном симметричными и отличались своей сложностью и многоярусностью.
Москва стала главным центром развития стиля:
• Сталинские высотки – семь высотных зданий, построенных в 1947-1953 годах
• Гостиница «Москва»
• Центральный детский мир на Лубянке
• Застройка Тверской улицы и главных городских магистралей
• Ансамбль МГУ имени М.В. Ломоносова
Разумеется, подобное подражание классике имело под собой идеологическую составляющую. Подобная архитектура должна была демонстрировать силу и стабильность государства, подчеркивать связь с имперским прошлым России при достижениях советской власти. Сталинская архитектура изменила облик многих советских городов. Был сделан упор на создание масштабных градостроительных ансамблей (площади, выставки, парки), а также внедрение регулярной планировки. Сталинский ампир просуществовал до 1955 года. Его конец обозначило постановление об устранении архитектурных излишеств и переход к более простому и функциональному стилю. Был взят курс на массовое жилищное строительство, которое должно было быть как можно более экономичным и простым. Сталинский ампир оставил неизгладимый след в истории отечественной архитектуры, создав уникальный синтез классических традиций и советского монументального искусства. Несмотря на противоречивую оценку этого стиля, его влияние на развитие градостроительства и архитектуры неоспоримо. Он представляет собой уникальное сочетание различных архитектурных стилей и направлений. Визуальный образ можно связать с различными архитектурными направлениями, такими как:
• Ренессанс - эпоха Возрождения с её монументальностью и величественностью форм
• Барокко - стиль, привнесший в сталинский ампир пышность декора и динамичность композиций
• Ампир Наполеона - французский имперский стиль, подаривший сталинскому ампиру парадность и торжественность
• Поздний классицизм - с его четкими пропорциями и ордерной системой
Все эти стили были переосмыслены и объединены в единый образ, который стал символом послевоенного периода СССР и отражал идеи величия и устремления в светлое будущее.
Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!
А нам будем приятно)