Найти в Дзене

Завораживающий комикс «Прекрасная тьма» — сказка про столкновение детской фантазии с реальностью

Радостная новость из Франции: сценарист Фабьен Вельман и чета художников, скрывающаяся за псевдонимом Кераскоэт, работали над анимационным фильмом «Затонувший рыцарь» (Le Chevalier englouti). Производство — студия L'Incroyable, у которой довольно красочный сайт (промо-арты в конце текста), а премьеру обещают на международном фестивале Анси в июне. По такому случаю откопал в архивах текст примерно восьмилетней давности об их «Прекрасной тьме» (Beautiful Darkness), написанный для канувшего сайта storia.me, где вел рубрику Comics will break your heart. Сказка наизнанку — о разложении фантастического королевства — отличный повод для знакомства с их творчеством, ну или как минимум насладиться потрясающими иллюстрациями.

Принцесса Аврора угощала чаем принца Гектора в атмосфере уюта и беспрецедентного торжества розового. Тут миру и настал конец: по лесу шла некая девочка, а теперь — лежит в сырой земле. Героини всех мастей — персонажи её игр, или воображаемые друзья, или стороны личности — оказались посреди чащи. В том числе принцесса Аврора, уже помянутый (единственный) принц и несколько искателей приключений. Теперь им предстоит выживать. Сначала на сладостях из рюкзачка покойницы, потом — на подножном корме, еще позже — не лучше Ди Каприо в оскароносном фильме.

«Прекрасная тьма» — не просто страшная сказка, как можно было бы подумать. Это история про столкновение прекраснодушных детских установок с реальной жизнью, где опасность внешнего мира помножена на человеческий эгоизм и прочие неприятности. Эдакая версия передачи «Последний герой», где в роли телезвезд оказались принцессы, принцы, пупсы и другие создания из категории «милые». На поверку ничего очаровательного в них нет: сплошные комплексы и самолюбование, ведущие к гибели — себя или окружающих. Демонстративная рафинированность пролога с чаем и печеньками сначала превратится в микро-робинзонаду, а затем и вовсе в ненавязчивую бойню естественного отбора в духе тех фильмов ужасов, где все всё делают неправильно.

Символично, что в России «Прекрасную тьму», вышедшую в 2012-м, издали только пять лет спустя — после «Пантеры» (2016) Брехта Эванса, другого великого европейского комикса про неочевидное столкновение детского и взрослого миров. Оба успешно используют простой, но многозначный сказочный стиль. Оба воистину дети комикса как медиума, так как предпочитают словам изображение, а в визуальном ряде много внимания уделяют меняющейся стилистике. Для «Пантеры» графическое непостоянство, даже зыбкость — едва ли не ключевая характеристика, «Тьма» же сращивает сказочность с survival horror.

«Затонувший рыцарь» (Le Chevalier englouti)
«Затонувший рыцарь» (Le Chevalier englouti)

Тут стоит отметить, что супруги Мари Поммпюи и Себастьен Коссе, рисующие под псевдонимом Кераскоэт, — блестящие стилисты. Достаточно после «Прекрасной тьмы» посмотреть иллюстрации к комиксу Miss Don’t Touch Me, чтобы убедиться в их чутье и «ловкости рук»: так они мастерски работают с эстетиками нуара, импрессионизма или комиксов начала XX века. Для Фабьена Вельмана же «Тьма», видимо, не совсем типична: его принято сравнивать с Рене Госинни, автором комиксов про Астерикса и Обеликса, а также маленького Николя и Счастливчика Люка. Если запустить в эти произведения мрачный призрак экзистенциализма, то и получится «Прекрасная тьма» — поучительная история про соотношение ожиданий и реальности, а также знатная критика концепции прекрасного принца.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).