Продолжаю непрошеные рекомендации фильмов на неделю — в этот раз вспомнился готический триллер с призраками, фрейдизмом и диалогами Капоте. Дело в том, что до проката добралось «Предчувствие» Бертрана Бонелло — вольнейшая экранизация «Зверя в чаще» Генри Джеймса. Он же ранее написал «Поворот винта» — золотую классику мистики с неожиданным финалом, а в 1961 году нестандартную (и очень красивую) версию этой истории снял Джек Клейтон. В Великобритании кино — культовое, а у нас — не каждый вспомнит. Исправляем.
- «Кэндимен» — один из лучших хорроров 90-х
Викторианская Англия. Набожную мисс Гидденс (Дебора Керр) нанимают гувернанткой в готическое поместье — для ухода за подозрительно очаровательными детьми, девочкой Флорой и мальчиком Майлзом. Первая возится с черепашкой и поет тревожную песенку про иву, второй должен учиться в школе, но его по неизвестным причинам выгоняют — и он возвращается в фамильный замок. Вскоре молодой гувернантке и вовсе начинают мерещиться шепоты, крики и даже призраки.
Второй полнометражный фильм британца Джека Клейтона показывали на Каннском кинофестивале 1962 года, хвалили американские и европейские критики (среди почитателей — Франсуа Трюффо), но, несмотря на регалии и похвалы, «Невинных» отбросило куда-то на периферию зрительского интереса (сборы оказались так себе, лента Клейтона и сейчас пылится в разряде hidden gems). Впрочем, в XXI веке вышло сразу несколько умышленных или невольных трибьютов ленте: постарались Аменабар («Другие»), Вербински («Звонок») и Гильермо Дель Торо («Багровый пик»).
На кинематографическом ландшафте 60-х «Невинные» и правда выбивались: Хичкок уже перебрался в США, где годом ранее порвал зрительские шаблоны черно-белым и фрейдистским «Психо», в Великобритании, как считалось, великие режиссеры закончились — и за ужасное отвечала студия Hammer, переснимавшая в цвете и за недорого классику Universal (Дракула и Ко). И тут Клейтон, который через десять лет снимет «Великого Гэтсби» с Робертом Рэдфордом, взялся за экранизацию «Поворота винта» Генри Джеймса. В основу фильма также легла пьеса Уильяма Арчибальда «Невинные», основанная на готической повести Джеймса, а диалоги к причудливому мэшапу позвали писать Трумэна Капоте, который хотел сделать сценарию прививку южной готики, но в итоге протащил лишь двусмысленность. В «Невинных» то ли сквозит табуированная детская сексуальность, то ли ведется разговор о детских травмах, связанных с аналогичным насилием.
Туманность и амбивалентность происходящего виртуозно передает оператор Фредди Фрэнсис: запускает в кадр легкую готическую тревогу, тягучие тени из нуара («официально» закончившегося с «Печатью зла»), а также создает ощущение ирреальности происходящего, как в том же году виртуозно сделал Ален Рене с «В прошлом году в Мариенбаде» (по совпадению в обоих фильмах присутствуют парки со статуями и богатая убранством усадьба). Лучшие кадры используют двойную экспозицию (как в титрах «Настоящего детектива»), чтобы совсем стереть грань между кошмаром и явью.
Как и все хорошие триллеры, «Невинные» не оскопляют себя четкими ответами: мистика, патология, помешательство и внутренние демоны уживаются в нем почти без швов — выбирай не хочу.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».