Найти тему

Детство, ёкаи и деревенская мудрость: манга «Бабушка Ноннон» Сигэру Мидзуки

Фрагмент обложки русскоязычной версии от издательства Alt Grap
Фрагмент обложки русскоязычной версии от издательства Alt Grap

Ровно пять лет назад этот текст вышел на почившем сайте storia.me в рамках моей колонки Comics will break your heart — и вот захотелось вспомнить о манге заслуженного автора Сигэру Мидзуки, дожившего аж до 93 лет. В «Бабушке Ноннон» вы не найдёте рецепта долголетия и творческой силы (или найдёте?), зато обнаружите множество увлекательных историй, в которых переплетается нищета Японии тридцатых, полёт детской фантазии и волшебный мир ёкаев (обозначение целого сонма японских сверхъестественных существ, иначе говоря — духов или призраков). Если вам интересно больше подобного стафа — подписывайтесь на «Покебол с предсказанием».

Фрагмент российского издания «Бабушки Ноннон»
Фрагмент российского издания «Бабушки Ноннон»

1931 год, городок Сакаиминато, расположенный на юго-западном побережье Японии, между Хиросимой и Осакой. Нерадивый школьник Сигэ (он же — Сигэру), средний из трёх сыновей в небогатой семье, участвует в войнах район на район, учится рисовать мангу и слушает россказни помогающей им по хозяйству бабушки Ноннон про ёкаев. Старушку так прозвали за неразборчивое бормотание молитв созданиям и божествам, про которых уже все, казалось бы, забыли. Но не забыл малыш Сигэ, который вырос и стал прославленным мангакой, популяризовавшим не только ёкаев, но и малую родину: Сакаиминато на стыке 1960-х и 1970-х украсили 150 статуями из манги «Китаро с кладбища», благодаря чему небольшой городок обрёл туристический потенциал (и стал местом паломничества поклонников серии). А в 1977 году он написал «Бабушку Ноннон» — смесь автобиографии, хроники непростой деревенской жизни 1930-х и той заразительной фантазии, которая присуща детству.

Классное подростковое аниме: классическое, неизвестное и новое

Вообще творчество Сигэру Мидзуки неотделимо от его биографии — насыщенной и охватывающей практически целый век. Самое раннее воспоминание, конечно, босоногие 1930-е, когда люди умирали от голода или устраивались работать в соседние семьи, а жители городов занимались торговлей людьми (чаще всего — маленькими девочками). В «Бабушке Ноннон» Мидзуки описывает эти реалии без надрыва и отчаяния, как факт. Это вообще по-буддистски спокойная манга, завершающаяся, как правило, кадром спокойного морского побережья.

Фрагмент испаноязычного издания «Бабушки Ноннон»
Фрагмент испаноязычного издания «Бабушки Ноннон»

Помимо невесёлых реалий здесь хватает и ироничных портретов детей и взрослых (зачастую нарисованных карикатурно), и самоиронии, и какой-то народной мудрости, в которой легко уживаются рациональность, вера в потустороннее и погоня за мечтами. Так, отец Сигэ, банковский служащий, решает открыть кинотеатр, чтобы показывать романтические и исторические фильмы про ронинов и самураев.

Классное аниме в жанре повседневность

Кино сыграет свою роль и в жизни Мидзуки после Второй мировой войны. В 1942-м Сигэру отправили на фронт в Папуа — Новую Гвинею, где он даже хотел остаться и обзавестись семьёй, поскольку сильно сдружился с местным племенем. Однако все остальные воспоминания о войне напоминали кошмар: левша Мидзуки потерял рабочую руку, переболел малярией, а также оказался единственным выжившим из всего корпуса. Ему предложили торжественно покончить с собой, но он отказался.

Фрагмент японского издания «Бабушки Ноннон»
Фрагмент японского издания «Бабушки Ноннон»

Вернулся на родину, чтобы повидать семью, а снова полететь на Новую Гвинею ему уже помешала изоляция Японии. Зато он начал работать киномехаником, а также переучился рисовать правой рукой и стал подрабатывать в театре камишибай — традиционном японском театре, где зрителям показывают различные картинки, а рассказчик излагает увлекательную историю (своего рода прото-презентация).

Правда, в 1957-м камишибай не выдержал конкуренции с кино и комиксами, поэтому вскоре Сигэру Мидзуки занялся мангой и заслужил статус одного из самых влиятельных и долголетних авторов (если Осаму Тэдзуку, заложившего основы этого искусства, называют «богом манги», то Мидзуки, надо думать, святой дух). До последнего дня мангака работал над новыми произведениями: в 2015 году, когда ему стукнуло 93, он продолжал рисовать, манга называлась «Мои будни» (вероятно, снова автобиографическая). А в 2005-м он даже снялся в небольшой роли у режиссёра-многостаночника Такаши Миике в фильме «Великая война гоблинов», в котором как раз фигурируют ёкаи.

Китаро и Сигэру Мидзуки
Китаро и Сигэру Мидзуки

И в «Бабушке Ноннон», пожалуй, личность Мидзуки видна во всей красе. Юный Сигэ объявляет себя пацифистом, как и Сигэру после войны. Он популяризует ёкаев среди сверстников — что и делал мангака, ещё до того, как за них взялся Хаяо Миядзаки. Наконец, Мидзуки в хорошем смысле так и остался деревенским жителем: запросто общался с людьми на улице, любил поесть в «Макдональдсе» и вообще не производил впечатление живой легенды. Кажется, что между ним и Сигэ нет пропасти десятилетий и горького опыта, хотя «Бабушка Ноннон» ничего не приукрашивает — она просто описывает мир глазами мечтательного мальчугана.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше новостей и обзоров? Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится.