Бог не диктует людям их поступки и суждения. Люди наделены сознанием и свободной волей. Однако Он направляет развитие человечества. Поэтому «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). Иисус пришёл на землю не только как пророк и учитель, но как активная действующая сила, способная менять судьбы людей и мира:
«Отец любит Сына и всё дал в руку Его.» (Ин.3:35)
«И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.» (Лк.4:32)
«Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи.» (Мк.2:10)
«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен;» (Ин.5:27,30)
Обратите внимание: Иисусу дана власть, или правильнее сказать полномочия, «потому что Он есть Сын Человеческий», то есть один из живущих людей. Иисус был обычным человеком, но не только. Одновременно с этим Он — воплощённое «Слово» и имеет двойственную природу. Двойственная природа означает, что в Иисусе неслиянно и нераздельно переплелись человеческая природа и Дух. Дух — действующая личностная Сила Бога, обеспечивающая связь человека и Бога. Такая Связь с Богом есть у многих людей. Однако Христос отличается от других людей наделённых Духом. Выражение «воплощённое Слово» означает, что Иисус был избран представителем Бога на земле, то есть является Мессией. Иисус говорит и совершает Действия и от лица человека, и от лица Духа, и от лица Бога, реализуя Троицу. Именно это сочетание Бога и человека в Нём даёт Ему право и возможность совершать всё то, что Он совершал.
В связи с этим интересно рассмотреть как построена речь Христа. Вообще в библейской традиции Бог может говорить устами древних пророков от первого лица. Многие высказывания Иисус так же произносит от имени Бога. Поэтому о себе самом Он часто говорит в третьем лице. Другие же высказывания Иисус произносит от Своего имени либо от имени Духа. Например в приведённой выше цитате Иисус говорит о себе и в третьем и в первом лице. Сначала Он говорит от имени Бога, потом от своего имени. А приведённые ниже слова произнесены Им от имени Духа:
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.» (Ин.15:5-6)
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин.14:6)
Иисус призывал людей пребывать не в Себе самом, а в Боге. Эти высказывания произнесены Им от имени Духа, ибо воистину никто не приходит к Отцу, как только через обретение Духа.Такое построение речи Христа не было обязательным, но было данью традиции.
Итак, Иисус пришёл чтобы спасти мир, изменив сознание и души людей. Однако, можно обращать воду в вино, ходить по воде, даже воскресать, но насильно святым никого не сделаешь. По крайней мере сам Иисус избрал для себя такой ненасильственный путь изменения общества. Иисус часто говорит о вере и просит засвидетельствовать желание исцелиться.
«И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их.» (Мф.9:28-30)
«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись (разуверялись, разочаровывались) о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их.» (Мф.13:54-58)
Почему же Иисус не совершил многих чудес в «отечестве своём»? Дело ведь не в том, что Иисусу для совершения чудес обязательно нужна была вера людей. И не в том, что Он обиделся на односельчан или посчитал их недостойными. Для Иисуса вера людей в то, что Он сын Божий была средством привести их к Богу, а не самоцелью. Совершая чудеса, Иисус не стремился кому-то что-то доказать:
«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.» (Мф.12:38-39)
«Не принимаю славы от человеков.» (Ин.5:41)
«Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.» (Ин.8:50)
Основной целью Христа было не целительство, и не чудеса и не очищение от грехов. Целители, чудотворцы, пастыри и пророки были и до Иисуса, и после Иисуса. Мессия в первую очередь призван делать то, что «никто не может делать». Иисус стремился к большему, чем исцеление тела. Основная цель Мессии — наполнить человека Духом, восстановить и укрепить его связь с Богом. И не просто стремился - Он был наделён властью сделать это.
«Нам должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.» (Ин.9:4-5)
Иисус не совершил многих чудес потому, что всегда оставлял любому человеку право выбора: принять или не принять исцеление, допустить или не допустить чудо в свою жизнь, принять Духа Святого или нет. Иисус был «окном возможностей», или как Он сам говорил Дверью:
«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся.» (Ин.10:9)
Иисус открывает дверь, но входить в неё или нет каждый человек решает сам. Это и есть свобода воли. Уверенно сделать этот шаг человеку помогала именно вера Иисусу. И Иисус не отрёкся ни от одного своего слова, даже перед лицом смерти.
Прежде чем перейти к описанию причин, приведших к распятию, необходимо разобраться в ещё одной грани учения Христа. Иисус стремился подготовить учеников к предстоящим событиям и к тому как сложится их жизнь после. В Евангелии от Луки есть одно место, которое часто вызывает вопросы:
«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч...» (Лк.22:36-37)
На теме «непротивления злу силой» необходимо остановиться особо. Можно было бы предположить, что данные слова Иисуса следует понимать метафорически. Однако у учеников Христа действительно были мечи и Он знал об этом. Христос позволял им иметь мечи! Ведь Он не просто говорит: «купите мечи», Он говорит чтобы купили те, у кого меча нет. Этот факт вступает в противоречие с распространённым пониманием нагорной проповеди. Указание купить мечи передаёт только Лука, однако все четыре Евангелия описывают то, как Иисус запрещает применять мечи против стражников. Это говорит о том, что мечи однозначно были. Зачем нужен меч, если не собираешься его применять ни при каких обстоятельствах? Очевидно, что самозащита ученикам не возбранялась.
Иисус аргументирует свой запрет на сопротивление стражникам отнюдь не соображениями гуманизма, а необходимостью «пить чашу, которую дал Отец» (Ин.18:11). То есть Иисус не сопротивляется аресту не потому, что не противится злу, а потому, что во-первых Он добивается, чтобы князь мира сего был осуждён и исполнились пророчества (Ин.16:11). А во-вторых три рыбака с двумя мечами против отряда обученных стражников — это всё-таки мало. Иисус в минуту опасности, говоря о гибели от меча, не философствовал, а предупреждал о неминуемых последствиях. Не для того Он взращивал учеников, чтобы погубить их.
Это не единственное свидетельство того, что нагорная проповедь Иисуса понимается неверно. Есть другой пример. В Евангелии от Иоанна описана пощёчина, которую дал Иисусу слуга первосвященника. Иисус не подставляет в ответ вторую щёку, а возражает против такого обращения. Следующий пример:
«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.» (Мф.10:14-15)
«Сын Человеческий идёт по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предаётся.» (Лк.22:22)
Эти высказывания совсем не о всепрощении. Погром торговцев в Храме и засохшая смоковница так же как-то плохо совмещается с заповедью подставлять вторую щёку. Как можно объяснить возникающее противоречие? Может быть нагорную проповедь Иисус произнёс в начале своего Служения, находясь во власти идеалистических представлений, но столкнувшись с реальностью изменил свою точку зрения? Вероятно Иисус действительно получая жизненный опыт развивался, как все люди. Но дело не в этом. На самом деле никакого противоречия нет.
Заповеди Иисуса направлены на предотвращение распространения зла на земле. Однако не существует никакого универсального единственно правильного алгоритма поведения для людей во всех возможных ситуациях. Даже любовь бывает чрезмерной и губящей. Только наличие Духа способно давать правильные ориентиры в этом мире. Но и это не гарантирует того, что под действием иллюзии человек не совершит ошибку. Чтобы этого не происходило, Дух необходимо укреплять.
Нагорную проповедь Иисус произносил, обращаясь в первую очередь к Апостолам. Лука прямо указывает на это:
«И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие...» (Лк.6:20)
В Евангелии от Луки Иисус произносит эту проповедь для ближайших учеников непосредственно после их избрания, возможно в присутствии других людей. Матфей же, у которого нагорная проповедь записана подробнее, говорит:
«Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их...» (Мф.5:1-2)
Иисус взошёл на гору не так как Ленин на броневик для того, чтобы было лучше слышно и видно. Он не встал на возвышении, Он буквально взошёл на гору с Апостолами. Иисус уходил на гору от толп людей, которые Его постоянно сопровождали:
«Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.» (Ин.6:15)
«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.» (Мф.14:23)
Удалившись от толпы на гору, Иисус наставлял Апостолов. Остальные же люди присоединились и последовали за Иисусом уже после того, как Он с учениками спустился:
«Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа.» (Мф.8:1)
Нагорная проповедь насыщена общечеловеческими заповедями. Но предназначалась она для Апостолов. Поэтому в ней есть указания, которые касались только Апостолов. В противном случае призывы Мессии всегда подставлять вторую щёку, отказаться от личной собственности, не сеять и не жать звучат странно.
«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их.» (Мф.6:26)
Есть несколько причин для того, почему Апостолы должны были исполнять эти заповеди. Не сеять и не жать Иисус призывал не потому, что ожидал скорого конца света. Христос побуждал Апостолов все свои силы посвятить только служению и распространению Благой Вести. Призыв отдать и верхнюю одежду просящему рубашку связан с отказом от личной собственности, что делало учеников неуязвимыми перед князем мира сего, ибо им нечего было защищать:
«идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.» (Ин.14:30)
Ну и насчёт «непротивления злу». Не всякому злу Христос не противился и не всегда подставлял вторую щёку. Иисус не склонен был поститься, пил вино, не соблюдал суббот. Однако у Него была своя особая аскеза — непротивление злому. Не философия, а именно аскеза. Таков был Его путь. Этому пути Он и учил своих учеников. Речь не о том, что нужно потворствовать свершению зла. Речь лишь об аскезе от мирских страстей и противостояний.
На начальном этапе ученики должны были пройти через такую практику под присмотром учителя. Да и в дальнейшем стараться придерживаться этих принципов. Христос намеревался дать Апостолам огромную Силу. Для обладания такой Силой нужна колоссальная степень контроля и чистота Духа, чтобы не нанести несоизмеримый вред ни себе, ни другим людям. Практика «непротивления» укрепляла Дух и развивала необходимую степень контроля и приятия. Возможно Павел, если бы ему довелось пройти подобную практику под присмотром Иисуса, был бы другим. За исполнение этой заповеди Иисус обещал «награду»:
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф.5:46)
«Награда на небесах», о которой говорил Христос, состояла в погружении в правильное состояние сознания. Любые аскезы - это лишь способ войти в нужное состояние сознания. Если в результате практики это не происходит, такие аскезы бесполезны. Суть же того состояния сознания, в которое Иисус погружал своих учеников Он объяснял словами:
«Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот принижен будет, а кто принизит себя, тот возвысится.» (Мф.23:11-12)
В оригинале Евангельского текста используется не слово «унизит», как это переведено в наших Евангелиях, а именно слово «принизит». Согласитесь, что разница есть. В этой фразе Иисус не говорит о том, что необходимо унижаться и прислуживать. Эти слова обозначают, что Сила даётся сильному для того, чтобы служить миру, а не для того чтобы господствовать.
Читать далее: