Найти в Дзене
Сапфировая Скрижаль

Непознанное учение Христа. Конец света и книга Даниила.

Оглавление
Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

Деятельность Мессии и Его распятие оказали колоссальное влияние на весь мир. В результате этих событий возникло христианство. Но были и другие последствия. Одним из них стало разрушение Храма и изгнание еврейского народа. Несмотря на существование современного государства Израиль, воздействие того изгнания евреи ощущают до сих пор и называют такое состояние галутом. И речь не столько о физическом рассеивании по миру, сколько о духовном упадке и общем неблагополучии, обусловленном изгнанием Божественного присутствия.

«Когда разрушили Храм, вышел из нас Дух, венец наш. И остались только мы, тело без души. И изгнание из Земли Израиля — это могила.» (Виленский Гаон комментарий на «Сифра де-Цниута»)

Еврейские мудрецы пытаются объяснить причины такого положения отсутствием Храма, разобщённостью и грехами народа. Однако дело не в этом. Разрушенный Храм не является причиной галута, он лишь делает его видимым и осознаваемым. В этом смысле можно даже сказать, что разрушение Храма — это милость, ибо многие народы, фактически находясь в таком же духовном изгнании, его даже не осознают. Но тот, кто ищет, рано или поздно найдёт выход. Галут можно преодолеть только путём признания Мессией истинного посланника Божьего, а не путём восстановления Храма и прихода очередного успешного израильского правителя. Храм нужно восстановить в душе. Когда-то Бог устами Иисуса сказал, и не будет нарушено сказанное:

«Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (Лк.13:35)

Сказать же «благословен Грядый во имя Господне» можно в любое время. Произнося эти слова, Иисус не имел ввиду Второе Пришествие и конец времён. Тогда что-либо говорить будет уже поздно.

Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

Некоторые люди считают, что Христос ожидал и пророчил, что после распятия сразу произойдёт Конец Света. Они приводят вырванные из контекста цитаты, которые можно толковать двояко, и утверждают, что это Его пророчество не сбылось. Другие же люди напротив, пытаются доказать, что пророчество уже сбылось в момент преображения Иисуса на горе. Я же считаю, что пророчество не обязано было сбываться непосредственно во времена земной жизни Апостолов и пока не сбылось, но сбудется.

Иисус говорил, что срок наступления Последней Битвы Ему неизвестен. Он скорее не исключал вероятность наступления конца времëн в связи с разрушением Храма, но никогда не утверждал этого. Рассмотрим пророчества о которых идёт речь:

«ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как (уже) увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём.» (Мф.16:27-28)
«Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как (уже) увидят Царствие Божие.» (Лк.9:27)

О чëм говорил Иисус? Всё дело в том, что приход Царствия Божьего на землю и конец света — это не одно и то же. Эти два события даже противоположны по своей сути. В этих высказываниях Христа речь о конце света не идёт. Кроме того, Иисус не имел ввиду и Своё преображение. Преображение — это откровение, а не Царствие Божие. Приход в Царствии Своём — это приход Мессии в Силе и построение Царствия Божьего на земле, чего «некоторые из стоящих» рано или поздно дождутся, потому что они обрели жизнь вечную. Обретение вечной жизни не привязано к моменту конца света. С точки зрения Иисуса они и сейчас всё ещё живы:

«ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретёт её.» (Мф.16:25)

Вообще Апостолов естественно интересовала собственная судьба. Не единожды они приступали к Иисусу с подобными вопросами. Иисус ничего не скрывал от них и рассказывал о гонениях, которые им предстоит пережить, о том месте, которое они займут в истории мира и в иерархии Учителей человечества. Фраза «многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:30) не о том, что в Царствии Небесном униженные и обиженные возвысятся. Эта фраза вообще никак не относится к обычным людям и не обещает никакой посмертной компенсации за пережитые страдания. Речь здесь об участи Апостолов, Великих Пророков и Учителей, приходящих к людям с незапамятных времён. Люди более почитают и знают тех из них, что пришли последними. Таково свойство воплощённого мира. Старое ветшает и искажается. Постоянно приходит новое и оно вытесняет старое. Например для христианина личность Иисуса значит больше, чем личность Моисея, а Новый Завет важнее, чем Ветхий. Для мусульманина личность Мухаммеда значит больше, чем личность Иисуса. Таким образом последние становятся первыми.

Однако для Бога вклад каждого из Учителей равноценен, вне зависимости от времени Их прихода. Поэтому, продолжая раскрывать эту тему, Иисус рассказывает притчу о хозяине, нанимающем работников в разное время, но за одну и ту же плату. Эта притча не о том, что всем уверовавшим будет равное посмертное вознаграждение вне зависимости от того, сколько кто из них успел нагрешить. В этой притче речь об обычных людях вообще не идёт. Под нанятыми виноградарями Иисус подразумевает Апостолов, Пророков и Мессий, то есть Тех, кто меняет мир. Обычные люди — это виноград, а не виноградари. Те Пророки, что приходили в древнейшие времена получат у Бога ту же «плату», что и современные.

Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

Более отдалённым во времени, но неминуемым последствием распятия Иисуса является приход Царствия Божьего на землю. И здесь мы возвращаемся к вопросу о том, ожидал ли Иисус конца света в ближайшем будущем после распятия. Нет, не ожидал, потому что предсказывал появление Утешителя, что так же является следствием деятельности Христа. Однако никто не знает срока, когда произойдёт Последняя Битва. Поэтому Иисус учил Апостолов жить так, чтобы в любой момент они были к ней готовы:

«Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.» (Мф.24:44)

Мессия не игнорировал ту опасность, которую несло в себе предстоящее разрушение Иерусалимского Храма. Христос изучал пророчества Даниила. В одном из них сказано:

«Со времени прекращения ежедневной (жертвы?) и поставления мерзости опустошения пройдёт тысяча двести девяносто дней.» (Дан.12:11)

Это пророчество чаще всего понимается как указание на то, что конец времëн должен быть связан с разрушением именно Иерусалимского Храма. Однако ни Даниилу, ни Иисусу доподлинно не было известно о каком святом месте на самом деле идёт речь, ведь это пророчество «запечатано». Поэтому вполне может относиться к любому другому святому месту, например Храму Гроба Господня в Иерусалиме или к Троице-Сергиевой Лавре.

Слова же Иисуса «мерзость опустошения, речённая через пророка Даниила, стоящая на святом месте» (Мф.24:15) - были предупреждением для Апостолов, но не о скором наступлении конца времён. Объяснение смысла этих слов будет в следующей статье.

Рассмотрим книгу Даниила подробнее. Она насыщена пророчествами о деятельности Христа, Финальной Битве и конце света. Вообще по мнению учёных книга Даниила имеет минимум двух разных авторов плюс неканонические добавления. Она собрана из текстов, написанных в разное время часть на арамейском, часть на еврейском языке. Однако в книге просматривается общая чёткая структура и симметрия арамейской части книги. Существует много разных версий ответа на вопрос почему языка два. Возможно это было сделано осознанно, для того чтобы показать читателю, что эта книга не обычный сборник текстов, но имеет «двойное дно».

Главы со второй по седьмую, написанные на арамейском языке, «оптимистичны» и описывают события с идеальным исходом: Царство Христа не разрушится и будет стоять вечно; праведникам не страшны ни дикие голодные звери, ни огонь; возгордившиеся и грешные цари наказаны; по итогам Финальной Битвы Зверь повержен, а мир спасён. Первая глава книги так же изначально была написана на арамейском языке. Она повествует о том, что Даниил получил наилучшее из возможных на те времена образование и занял достойное место при дворе великого царя.

Однако поводы к тому, чтобы позднее перевести первую главу на еврейский язык, были. Во-первых это сам факт того, что описываемые в ней события начинаются с падения Иерусалима, пленения евреев и разорения Храма. Во-вторых таким образом продолжает поддерживаться общая симметрия книги и первая глава становится симметричной восьмой главе, написанной на еврейском языке. Главы с восьмой по двенадцатую написаны на еврейском языке и повествуют о том, что народ святых попираем; поругано место Святыни; Христос распят; нет никого, кроме Михаила, кто поддерживал бы Гавриила в борьбе с тьмой (Дан.10:21); цари творят произвол и возвеличивают себя выше всякого божества. В итоге предрекается наступление конца времён при полном истощении силы святого народа.

Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

К сожалению верующие не осознают, что Финальная Битва имеет два различных базовых сценария. Оба они описаны в двух разных главах книги Даниила. Возможно рано или поздно будет реализован один из них, или последовательно будут реализованы оба эти сценария. Одним из столпов нашего мира является право выбора. И в данном случае выбор так же есть.

Среди людей наиболее распространено представление о Финальной Битве как о конце света. Если произойдёт конец света, то наш физический мир будет уничтожен. Это случится, если Зверь победит. Как пророчествует книга Даниила в 12 главе: «по совершенном низложении силы народа святого, всё это совершится». То есть это произойдёт, если на земле станет слишком мало Божьих людей. И вот тогда, когда спасать здесь будет уже практически некого, такому страшному миру будет положен страшный конец.

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан.12:1).
«И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времён и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, всё это совершится. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.» (Дан.12: 7;11-12).

Итак, при таком исходе, когда “силы народа святого” совершенно иссякнут, человечеству придëт конец. После этого не наступит никакого “Царствия Небесного” на земле, как рассчитывают многие верующие люди. Некоторые “христиане” даже готовы ускорить приход конца, для того чтобы приблизить Второе Пришествие. Но, если Зверь победит, то просто закончится наша цивилизация и начнётся другой Цикл.

Кто бы ни был автором этого пророчества, Даниил или другой Пророк, эти события могут произойти в будущем если силы народа святого иссякнут. Но напомню, что об этой части пророчества сказано: «запечатаны слова сии до последнего времени» (Дан.12:9). Поэтому они были помещены среди исторических текстов стилизованных под пророчества и собраны в одну книгу с более древними легендами о жизни Даниила.

Но есть и второй вариант развития событий, при котором Зверь будет повержен. Именно в этом случае следует ожидать прихода Царствия Божьего. Этот вариант также описан в книге Даниила. Речь идёт о седьмой главе, которая завершает последовательность текстов написанных на арамейском языке.

Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

Итак о чëм ещё книга Даниила повествует? Кроме пророчества о Финальной Битве в ней содержится описание сновидения царя Навуходоносора о приходе самого Иисуса и о том этапе строительства Царства Божьего на земле, который связан с Его приходом. Иисус в этом пророчестве предстаёт в образе камня, который разбил «истукана на глиняных ногах»:

«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.» (Дан.2:34-35).
«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно.» (Дан.2:44-45)

По этому пророчеству, написанному на арамейском языке, приход Иисуса должен был привести к тому, что «во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится». В этой главе ничего не говорится о том, что Иисус будет распят и «во дни тех царств» будет заложен пока только лишь фундамент Царства Божьего. Об этом повествуют другие пророчества, записанные на еврейском языке.

Текст книги содержит в себе очень точное указание на время прихода Христа, пророчество о Его гибели и о последующем разрушении иерусалимского Храма. Речь идёт о девятой главе, в которой Даниил в видении получает ответ на свои молитвы о судьбе своего народа и Иерусалима:

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.» (Дан.9:24-26).

Разрешение на восстановление городских стен Иерусалима дал персидский шахиншах Артаксеркс в 453 году до нашей эры. Под седминой в случае ожидания прихода Машиаха следует понимать семь лет. От приказа о восстановлении Иерусалима до момента начала служения Христа прошло 7+62 седмины, то есть 483 года. Как свидетельствует евангелист Лука (Лк.3:23), на момент крещения у Иоанна Иисусу было около 30 лет. Вероятно тридцать «с хвостиком». Таким образом книга пророка Даниила удивительно точно предсказывает время появления Христа. О семидесятой седмине сказано в заключении 9 главы. По понятной причине существует много различных по смыслу переводов этого пророчества. Привожу как этот текст услышала я:

«И утвердит завет для многих одна седмина, но в половине седмины принесут Мне жертву и возлияние, и дана будет Храму вечная мерзость опустошения до конца времён.» (Дан.9:27)

Эти слова произнесены Вестником Гавриилом от лица Бога. Обратите внимание, в этом предложении принесение жертвы поставлено во взаимосвязь с разрушением Храма, а не с прощением грехов всего человечества. О прощении грехов речь не идёт вообще. Храм же по этому пророчеству восстановлению не подлежит до самого конца света.

В седьмой главе книги Даниила описан вариант пророчества о последней битве, который предполагает, что Зверь будет повержен и на материальной земле наступит Царствие Божие. Этому пророчеству и пророчеству самого Иисуса следует посвятить отдельную статью.

Читать далее:

Непознанное учение Христа. Пророчества.

Непознанное учение Христа. Миссия.

Непознанное учение Христа. Путь.

Непознанное учение Христа. Суд.

Непознанное учение Христа. Книга Даниила.

Непознанное учение Христа. Финальная битва.

Центральная идея ведической цивилизации. (связь с христианством)