Найти в Дзене
Сапфировая Скрижаль

Непонятое учение Христа. Пророчества.

Ради чего на самом деле Иисус пошёл на крест? Однозначный ответ на этот вопрос можно найти в Евангелиях. Однако за множеством трактовок и догм ответ не кажется столь очевидным. И всё начинается с самой формулировки вопроса, ведь правильно заданный вопрос - это половина ответа. С раннего детства мы воспринимаем как аксиому утверждение, что Иисус родился для того, чтобы умереть на кресте. Поэтому, задумываясь над этим вопросом, многие люди изначально подразумевают, что распятие входило в Замысел Божий. Иисус действительно осознанно пошёл на эту жертву. Но не «ради чего», а скорее «почему». Тому было несколько причин. В последующих статьях я постараюсь описать их в комплексе. Однако есть одна основная причина. Если бы Иисус поступил иначе, избежав противостояния, приведшего Его на крест, Ему пришлось бы отречься от того, ради чего Он жил. А жил Он не ради принесения жертвы. Даже если вероятность такого исхода была стопроцентной, распятие было следствием Его деятельности, но не целью. Итак
Оглавление
Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

Ради чего на самом деле Иисус пошёл на крест? Однозначный ответ на этот вопрос можно найти в Евангелиях. Однако за множеством трактовок и догм ответ не кажется столь очевидным. И всё начинается с самой формулировки вопроса, ведь правильно заданный вопрос - это половина ответа. С раннего детства мы воспринимаем как аксиому утверждение, что Иисус родился для того, чтобы умереть на кресте. Поэтому, задумываясь над этим вопросом, многие люди изначально подразумевают, что распятие входило в Замысел Божий. Иисус действительно осознанно пошёл на эту жертву. Но не «ради чего», а скорее «почему». Тому было несколько причин. В последующих статьях я постараюсь описать их в комплексе. Однако есть одна основная причина. Если бы Иисус поступил иначе, избежав противостояния, приведшего Его на крест, Ему пришлось бы отречься от того, ради чего Он жил. А жил Он не ради принесения жертвы. Даже если вероятность такого исхода была стопроцентной, распятие было следствием Его деятельности, но не целью.

Итак, ради чего Иисус жил? Именно на этот вопрос необходимо ответить, чтобы понять почему Он предпочёл смерть и воскрешение. Что наполняло жизнь Иисуса смыслом? К какой цели Он шёл? Чтобы разобраться в вопросе, необходимо опираться не на трактовки и частные мнения, высказанные в последующие века, а в первую очередь на тексты Евангелий. Кроме того важно различать слова самого Иисуса о себе и мнение о нём других людей, учитывая тот историко-мировоззренческих контекст, в котором происходили события. Начнём с самого начала: с пророчеств о рождении и пути Иисуса, которые приводятся в Евангелиях:

«...родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их.» (Мф.1:21)

Это отсылка к пророчеству Исайи (7:14). То есть Иисус должен именно «спасти своих людей от их грехов». Здесь речь в первую очередь идёт о «своих людях». В дальнейшем мы подробно рассмотрим этот важнейший момент. Спасти не значит искупить! Обратите внимание: ничего не сказано о существовании первородного греха и не упоминается о необходимости приносить какую-либо жертву за спасение от грехов. Благая Весть, которую распространял Иисус, сама по себе открывала путь спасения для многих. В данном случае речь не идёт о каком-то совершенно новом учении. Ибо Высший Закон неизменен и знание о нём в той или иной степени существовало в разных уголках земли издревле. Иисус был призван напомнить забывшим, принести весть неведающим, восстановить связь с Богом у её утративших.

«Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня;» (Ин.7:16)

Кроме того в Евангелии упоминается пророчество библейского пророка Михея. Привожу это упоминание и оригинал пророчества:

«...ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля.» (Мф.2:5-6)
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.» (Мих.5:2)

То есть истинное призвание Иисуса - быть вождём, владыкой для народа Израиля. И ни слова не говорится о том, что Иисус должен быть принесён в жертву и искупить грехи всего человечества, включая «первородный грех». Но почему же такая серьёзная вещь, как «первородный грех», не упоминается в пророчествах и Евангелиях?

Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

Дело в том, что идея «первородного греха» появляется только в IV веке н.э. в трактате Августина, называемого блаженным. Вообще концепция «первородного греха» существует только в христианстве, а в иудаизме её нет и никогда не было. В библейском описании изгнания людей из рая отсутствует даже слово «грех», ибо считается, что Адам и Ева не ведали, что творили. Впервые в книге Бытия понятие греха возникает по отношению к Каину. Таким образом в пророчествах об Иисусе ничего не сказано о необходимости искупительной жертвы за грех Адама. То есть ни Иисус, ни Его ученики, ни Евангелисты ничего не знали о существовании «первородного греха». Именно поэтому в Евангелиях мы нигде не встретим это понятие.

Более того, слушающие Иисуса люди так же не в курсе, что существует необходимость всеобщего искупления и с большим недоверием относятся к Его пророчеству о скорой смерти, ведь по их представлениям Помазанник должен «пребывать вовек», а не погибнуть как жертва:

«Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?»
(Ин.12:34)

Естественно, что Иисус, который пришёл «не нарушить, но исполнить закон и пророков» так же не упоминает о существовании и необходимости искупления «первородного греха», ибо "первородный грех" - это надуманное искусственное понятие, не имеющее ничего общего с Законом и не упомянутое Пророками.

Ещё об одном из пророчеств упоминает сам Иисус в Евангелии от Иоанна. Речь идёт о пророчестве Моисея:

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.» (Ин.5:39-40,46)

Моисею приписывается несколько пророчеств об Иисусе. Однако лишь одно из них я бы без сомнений отнесла именно к Иисусу. В нём Моисей предрекает приход пророка, подобного себе самому:

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте.» (Втор.18:15)
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему.» (Втор.18:18)

Моисей не говорит о том, что придёт пророк, который должен быть убит. Моисей говорит, что придёт пророк, подобный по значению самому Моисею — пророк, призванный, как и Моисей вершить судьбы народов. Моисей говорит «Его слушайте».

Во многих пророчествах говорится о том, что Иисус послан как пророк народу Израиля. Это не означает что одним Израилем Его миссия ограничивалась. Подобно тому, как учение Заратуштры изменило карту мира и повлияло на формирование иудаизма, мусульманства и христианства, так и учению Христа было суждено распространиться далеко за пределы тех мест, где происходили события. Но место рождения Мессии оказало огромное влияние на Его жизненный путь.

Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

В Евангелиях мы неоднократно находим отсылки к текстам пророка Исайи. Одно из его пророчеств Иисус зачитывает в синагоге в Назарете. В этом пророчестве тоже не упоминается необходимость принесения жертвы ни за первородный грех, ни за грехи всего мира:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами.» (Лк.4:18-19,21)

Исайе принадлежит ещё одно очень значимое пророчество об Иисусе. Вообще Исайя написал много пророчеств о Мессии. Не все они на самом деле имеют отношение к Иисусу. Однако глава 53 книги Исайи однозначно посвящена Ему, несмотря на то, что ортодоксальные евреи отрицают это и считают, что эта глава посвящена обобщённому образу еврейского народа. Отсылку к этому тексту мы находим в Евангелии от Иоанна. Речь идёт о первой главе, в которой описывается крещение Иисуса Иоанном Предтечей. В этой главе евангелист передаёт нам рассказ Иоанна о знаке, полученном свыше и указывающем на Иисуса, как на Мессию и Посланника. Вот свидетельство Иоанна:

«Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.» (Ин.1:27)
«Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.» (Ин.1:30-34)

Здесь Иоанн чётко повторяет то, что ему было сказано свыше: Иисус - «есть крестящий Духом Святым». И ничего не говорит ни о какой жертве. Если свыше Иоанну не говорилось о принесении жертвы, то почему Иоанн называет Иисуса агнцем?

«И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.» (Ин.1:36)

В этих словах как раз и содержится отсылка к пророчеству Исайи, в котором Исайя за терпение и кротость сравнивает Иисуса с агнцем. Но это лишь сравнение. Так же Исайя сравнивает весь род людской со стадом баранов, а чуть ранее в этом же пророчестве Исайя говорит, что Иисус выглядел как человек, познавший болезни и скорби. Но никто почему-то не утверждает только на основании такого сравнения, что Иисус был хронически больным человеком! Вот ещё одно высказывание Иоанна:

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт(?) грех мира.»(Ин.1:29)

Здесь мы сталкиваемся с проблемой перевода и интерпретации слов Иоанна. После слова «берёт» в переводах зачем-то вставляются слова «на себя», которых в оригинале нет. Да и слово «берёт» переведено не совсем корректно. Иоанн, ссылаясь на Исайю, говорит, что Иисус «заберёт грех мира», то есть избавит мир от греха. Однако это не означает что Он сделает это посредством жертвоприношения. Исайя неоднократно высказывал неодобрение подобной практики и называл любые жертвоприношения мерзостями. Кроме того сам Иисус цитировал слова пророка Осии, порицающие жертвоприношения:

«Пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы.» (Мф.9:13)
«Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.» (Осия 6:5-6).
«Господь говорит:«Я полон этого: пресыщен Моими жертвами, ваших не ищу, всесожжений баранов и тука агнцев и крови быков и козлов не хочу, и не приходите пред Мои очи такими.» (Исайя: 1: 11-11)
«Но тот, кто убивает быка, подобен тому, кто убивает человека; Тот, кто приносит в жертву ягненка, подобен тому, кто ломает шею собаке; Тот, кто приносит хлебное приношение, подобен тому, кто предлагает свиную кровь; Тот, кто воскуривает благовония, подобен тому, кто благословляет идола. Поскольку они выбрали свои собственные пути, И их душа наслаждается их мерзостями.» (Исайя 66:3)
Изображение разработано Freepik.
Изображение разработано Freepik.

В заключение этой части статьи приведу смысловой перевод 53 главы книги Исайи. Во время работы над этой статьёй я изучила разные переводы, включая подстрочные и переводы с языка оригинала, но данная тема не отпустила меня, пока я не перевела этот текст самостоятельно. Привожу ниже то, что я услышала, читая главу об Иисусе:

«Господи, кто поверил услышанному нами и длань Господа кому открылась? Возвестим же перед Ним!

Как ребёнок, как корешок в земле иссушенной, Он невзрачен и непримечателен был. Таким видели мы Его. Не имел Он лоска и стати. Выглядел очень скромно и просто, как человек бедный, познавший болезни и унижение. Но недооценён Он был.

Ибо зло от грехов наших на себе ощущал, и нам же при этом сострадал! Мы видели в нём лишь неудачника и жалкого бедолагу. Он же изранен был беззакониями нашими и страдал, видя грехи наши. Все тяготы и беды мира нашего испытал на Себе. Но благодаря Его ранам мы исцелились.

Род людской сошёл с правильного пути и как стадо овец заблудился. И Господь, видя грехи наши, послал (передал) Его нам.

Он не ропща и покорно, как овца на заклание, как ягнёнок перед лицом стригущего Его, молча переносил все мучения. Так же смиренно Он принял суд, который, выяснив Его происхождение, отнял у земли жизнь Его. Через беззаконие народа моего Он был обречён на смерть.

Я дам вам других — суровых (злых), вместо этого погребённого, и дам мощных, вместо убитого Его! Потому что не делал Он беззаконий и не лгали уста Его. И Господь хочет очистить Его раны. Душа ваша увидит семя долговечное, если грехи ваши позволят вам увидеть это.

Господь, желая избавить Его от мук, показал Ему Свет и дал Истинное Знание, видя праведность Его и стремление послужить людям. Грехи их Он покажет и через это обретёт многих последователей, которые отвернутся от тех сильных, из-за которых Он был предан смерти и признан преступником.

Он обличил грехи многих и через это был предан.»

Читать далее:

Непонятое учение Христа. Пророчества.

Непонятое учение Христа. Миссия.

Непонятое учение Христа. Путь.

Непонятое учение Христа. Суд.

Непонятое учение Христа. Книга Даниила.

Непонятое учение Христа. Финальная битва.