Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему Пётр I прорубая «окно в Европу» не использовал готовый порт – Ригу

Есть мнение, что Пётр I поступил странно, начав строить морской порт и одновременно столицу в болотистом устье Невы, вместо того чтобы использовать готовую инфраструктуру, – хоть бы, крупный балтийский порт Ригу, – несколько раз высказывалось в статье об основании Петербурга. Ибо там и подчёркивалось, что приглянувшееся царю место было так себе, – существовали вполне объективные причины, по которым никто до Петра там не строился… Естественно, у Петра тоже были причины, и тоже объективные, но они не так уж тривиальны.

-2

С одной стороны, ответ на вопрос, «почему не Рига» очевиден. Этот город, как и Ревель, был взят русскими войсками только в 1710 году, тогда как Петербург был основан в 1703. Но потом, когда шведские крепости пали, можно же было всё переиграть. Кроме того, имелась же ещё и Нарва, взятая уже в 1704. Нарву стоит иметь ввиду хотя бы потому, что до потери выхода к Балтике главным портом Русского царства была либо она, либо построенный на другом берегу реки Иван-город. Последний с 1612 года находился под контролем шведов, но также был отбит в 1704 году…

Данные обстоятельства привлекают внимание, если учесть, с чего Пётр Северную войну начал, – с неудачной попытки отбить именно Нарву. И лишь потерпев поражение там, он перенёс боевые действия на Неву. Скорее всего, строительство собственного порта стало планом Б, принятым после того, как план А (вернуть Нарву) не сработал… Но потом, – в том числе и после взятия Риги, – Пётр решения не изменил.

...Прежде всего, это, конечно, географическое положение. Петербург, кстати, первое время был труднодоступен, как с моря, – мешали мели, – так и из глубины страны. Навигация по Ладоге и Неве была опасным предприятием. Но данные проблемы представлялись разрешимыми при приложении некоторых усилий, – углубления фарватера и строительства каналов. Сделать же унылое расположение Нарвы стратегически выгодным никакая магия не могла…

И выбор-то оказался верным. Обеспечить снабжение новой столицы по водным (до середины XIX столетия наиболее эффективным) путям удалось. Устье Невы – лучшее место для крупного порта на восточном побережье Балтики.

И лучшее, чем Рига, расположение которой с одной стороны удачно, но с другой стороны не слишком удобно с точки зрения коммуникации с центральной Россией. Попытки соединить Москву водными путями с Западной Двиной предпринимались, но оказались малопродуктивными. Оставались, правда, санные пути зимой, но они по пропускной способности не шли в сравнение с реками и каналами… И простительно, что появления железных дорог Пётр не предвидел.

Кроме того, учитывать приходилось и приграничное положение крепости. На левом берегу Двины начиналась Курляндия, вошедшая в состав Российской Империи позже. Петербург было удобно оборонять и почти невозможно отсечь от центральных губерний.