Про историю Петербурга – в реальности короткую и по этой причине очень хорошо известную, – в последние годы придумана масса глупостей. Даже атлантов приплели, – вот, и не будем об атлантах. Тем более, что в комментариях попался вопрос вполне разумный. Не считая относительно краткого момента, когда территория контролировалась шведами, устье Невы принадлежало русскому государству. Не даром же Невский там кого-то гонял… Так почему же на столь стратегически выгодном месте, – говорят, там ещё путь из варяг в греки проходил, – не построили город?
...Или крепость, хотя бы? Первыми, тем не менее, у слияния Невы и Охты попытались обосноваться шведы, построившие крепость Ландскруну ещё в 1300 году, – но новгородцы быстро их выбили… не заняв в итоге даже готовую крепость. В средние века в устье Невы действовало лишь сезонное, без постоянного населения торжище.
Почему? Причин было много, но сводятся они к тому, что место казалось для заселения неподходящим. Болотистые земли не позволяли развивать земледелие, а значит, и население города кормить. Теоретически его можно было снабжать по водным путям из глубины страны, как это делалось при Петре и последующих правителях… Но для этого, как минимум, требовалась глубина. В средние же века логистика сразу упиралась в Новгород, – в самый северный центр славянского земледелия вокруг озера Ильмень. Далее, земледелие становилось побочным промыслом… Проще говоря, Господин Великий Новгород прокормить ещё один торгово-ремесленный центр на берегах Невы – не мог.
...Поставить там крепость? Этого Новгород также не мог себе позволить, – просто не мог. Крепостями на Руси были города, реже монастыри. На Неве же не было русского поселения по причинам указанным выше. Можно было бы набрать наёмников, но содержаться многочисленный гарнизон должен был бы за счёт новгородского золота и местного продовольствия, купленного или отобранного у ижорцев. Первое было дорого новгородцам с финансовой точки зрения, а второе с политической, так как вызвало бы враждебность финнов.
Плюс, гидрография. Новгородцы прекрасно знали о наводнениях.
Плюс, развитие мореплавательных технологий. У Новгорода просто не было кораблей, – были лишь ладьи, – в современном понимании мореходные лодки. Лодки же прекрасным образом поднимались по Волхову, что позволяло находящемуся в глубине континента городу вести морскую торговлю.
Переносить Новгород (а это был единственный способ населить крупный порт) на север – на Неву, было нецелесообразно, по многим причинам, включая и соображения военной безопасности. На озере Ильмень город был прикрыт со всех сторон труднопроходимыми (как оказалось, даже по меркам монголов) и редконаселёнными территориями. Внезапного появления противника можно было не опасаться.