ДЖОН УИНДЕМ. ДЕНЬ ТРИФФИДОВ.
(Внимание! Дальше спойлеры!)
Вещь, давно ставшая не просто классикой, а легендой. Чтобы осмыслить, насколько давно она написана (в 1951 году – почти 75 лет назад!), надо просто взять в голову, что по времени роман этот гораздо ближе к эпохе Герберта Уэллса, чем к нашей.
От Уэллса заимствованы две главные темы романа-катастрофы (сегодня сказали бы: постапокалипсиса) -
1) сами триффиды (от three feets – три ноги), которые, особенно в сценах в Лондоне, сильно напоминают уэллсовских марсиан,
и 2) ослепшая страна, которая приводит на память рассказ Уэллса "Страна слепых".
Обе темы, разумеется, решены Уиндемом по-своему, но... здесь-то и начинаются недостатки легендарного романа!
Две темы – внезапная слепота, поразившая цивилизацию, и бродячие растения-убийцы – очень слабо между собой взаимодействуют. Обычно, два фантастических допущения вместо одного считаются плюсом сюжета. Если, конечно, они как-то связаны. Здесь же первую половину романа герой борется и выживает в сходящем с ума ослепшем Лондоне, а триффиды фигурируют раз-два и обчёлся. А во второй половине романа фермер косит огнемётом триффидов, но тема выживания слепых как-то подзабыта и практически сошла на нет. Середина сюжета, увы, тонет в философских рассуждениях на тему, как нам организовать общество лучше, чем оно было раньше.
В середине романа читатель уже подозревает, что несмотря на все намёки на некую разумность триффидов, этот сюжетный выстрел окажется холостым. А жаль! Да, триффиды получили преимущество перед людьми, когда люди ослепли. Да, триффиды способны на коллективные действия. Да, триффиды между собой переговариваются, треща черенками-отростками. Но не они стали причиной ослепления человечества. Не они вызвали (тем или иным фантастическим способом) комету, чьё излучение ослепило всё человечество.
В книге есть намёк, мол, комета, возможно, здесь тоже ни при чём. Дескать, космические спутники были начинены бактериологическим оружием, и один из них, с ослепляющим вирусом, внезапно (казалось бы, почему?) сошёл с орбиты.
Эх, как был бы изящен поворот сюжета, если бы спутник свели с его орбиты щёлкающие своими черенками хищные и разумные триффиды! Увы и ах, нет и нет.
Читатель разочарован.
Две параллельные ветки фантастических допущений так и остались параллельными. Не пересеклись.
Поэтому (выскажу крамольную мысль) для нас с вами очень хорошо, что Уиндем по времени гораздо ближе к Герберту Уэллсу, чем к нам – с нашими сегодняшними въедливыми до беспощадности критиками и книгоиздателями! Сегодня мы бы такую книжку не нашли. Сегодня такой сюжет – с двумя несвязанными нитками фантастического вымысла и с провисающей в разговорах серединой романа – не прошёл бы ни у привередливого читателя, ни у взыскательного редактора.
Не говорю, что сегодня сюжеты сплетаются лучше или хуже. Но фантастическое сообщество стало если не разборчивей, то искушённей.
...
P. S. И да, чуть не забыл! Половину книги герой, борясь с триффидами, с ювелирной точностью отстреливает людоедам-растениям их жалящие стебельки, чтобы обезвредить триффида. А после, когда один из монстров, монстр начинает трещать черенками и звать себе подобных на помощь, герой догадывается, что чудище, оказывается, можно добить простым выстрелом в корпус.
Люди добрые! А, почему же сразу не поражать монстра прямо в корпус?!
Но как бы то ни было… Уиндем – это легенда! И любим мы его романы не вопреки их некоторой наивности, а именно благодаря ей. Есть в них особенный шарм английской фантастики старых-добрых 1950-х.
Подписывайтесь на мой канал
Зайдите на мою страницу и посмотрите другие публикации https://dzen.ru/maximforost
Историометр – это прибор для измерения человеческих историй. А также Истории всего Человечества. Историометр – это творческий блог писателя Максима Фороста. Историометром можно измерить любые мысли, книги, события, фильмы, фантазии.