Найти в Дзене

Почему хорошо, что «День триффидов» написан не сегодня, а давным-давно

ДЖОН УИНДЕМ. ДЕНЬ ТРИФФИДОВ.

(Внимание! Дальше спойлеры!)

Вещь, давно ставшая не просто классикой, а легендой. Чтобы осмыслить, насколько давно она написана (в 1951 году – почти 75 лет назад!), надо просто взять в голову, что по времени роман этот гораздо ближе к эпохе Герберта Уэллса, чем к нашей.

От Уэллса заимствованы две главные темы романа-катастрофы (сегодня сказали бы: постапокалипсиса) -

1) сами триффиды (от three feets – три ноги), которые, особенно в сценах в Лондоне, сильно напоминают уэллсовских марсиан,

и 2) ослепшая страна, которая приводит на память рассказ Уэллса "Страна слепых".

Обе темы, разумеется, решены Уиндемом по-своему, но... здесь-то и начинаются недостатки легендарного романа!

Две темы – внезапная слепота, поразившая цивилизацию, и бродячие растения-убийцы – очень слабо между собой взаимодействуют. Обычно, два фантастических допущения вместо одного считаются плюсом сюжета. Если, конечно, они как-то связаны. Здесь же первую половину романа герой борется и выживает в сходящем с ума ослепшем Лондоне, а триффиды фигурируют раз-два и обчёлся. А во второй половине романа фермер косит огнемётом триффидов, но тема выживания слепых как-то подзабыта и практически сошла на нет. Середина сюжета, увы, тонет в философских рассуждениях на тему, как нам организовать общество лучше, чем оно было раньше.

Обложки русских переводов романа (фото из открытых источников)
Обложки русских переводов романа (фото из открытых источников)
Обложки русских переводов романа (фото из открытых источников)
Обложки русских переводов романа (фото из открытых источников)
Обложки русских переводов романа (фото из открытых источников)
Обложки русских переводов романа (фото из открытых источников)

В середине романа читатель уже подозревает, что несмотря на все намёки на некую разумность триффидов, этот сюжетный выстрел окажется холостым. А жаль! Да, триффиды получили преимущество перед людьми, когда люди ослепли. Да, триффиды способны на коллективные действия. Да, триффиды между собой переговариваются, треща черенками-отростками. Но не они стали причиной ослепления человечества. Не они вызвали (тем или иным фантастическим способом) комету, чьё излучение ослепило всё человечество.

В книге есть намёк, мол, комета, возможно, здесь тоже ни при чём. Дескать, космические спутники были начинены бактериологическим оружием, и один из них, с ослепляющим вирусом, внезапно (казалось бы, почему?) сошёл с орбиты.

Эх, как был бы изящен поворот сюжета, если бы спутник свели с его орбиты щёлкающие своими черенками хищные и разумные триффиды! Увы и ах, нет и нет.

Читатель разочарован.

Две параллельные ветки фантастических допущений так и остались параллельными. Не пересеклись.

Поэтому (выскажу крамольную мысль) для нас с вами очень хорошо, что Уиндем по времени гораздо ближе к Герберту Уэллсу, чем к нам – с нашими сегодняшними въедливыми до беспощадности критиками и книгоиздателями! Сегодня мы бы такую книжку не нашли. Сегодня такой сюжет – с двумя несвязанными нитками фантастического вымысла и с провисающей в разговорах серединой романа – не прошёл бы ни у привередливого читателя, ни у взыскательного редактора.

Не говорю, что сегодня сюжеты сплетаются лучше или хуже. Но фантастическое сообщество стало если не разборчивей, то искушённей.

...

P. S. И да, чуть не забыл! Половину книги герой, борясь с триффидами, с ювелирной точностью отстреливает людоедам-растениям их жалящие стебельки, чтобы обезвредить триффида. А после, когда один из монстров, монстр начинает трещать черенками и звать себе подобных на помощь, герой догадывается, что чудище, оказывается, можно добить простым выстрелом в корпус.

Люди добрые! А, почему же сразу не поражать монстра прямо в корпус?!

Но как бы то ни было… Уиндем – это легенда! И любим мы его романы не вопреки их некоторой наивности, а именно благодаря ей. Есть в них особенный шарм английской фантастики старых-добрых 1950-х.

Подписывайтесь на мой канал

Зайдите на мою страницу и посмотрите другие публикации https://dzen.ru/maximforost

Историометр – это прибор для измерения человеческих историй. А также Истории всего Человечества. Историометр – это творческий блог писателя Максима Фороста. Историометром можно измерить любые мысли, книги, события, фильмы, фантазии.