В нашем сегодняшнем рассказе речь пойдет о Первом Государственном подшипниковом заводе (ГПЗ-1). Это старейшее предприятие в российской промышленности, основанное в 1932 году, которое внесло значительный вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне. На протяжении многих лет ГПЗ-1 являлся гордостью советской промышленности. В мировом масштабе марка этого завода символизировала качество, точность и надежность выпускаемой продукции. Несмотря на то, что в последние годы предприятие меняло свое название, на кольцах подшипников всегда оставалось клеймо "ГПЗ-1".
В одной галерее может попадаться несколько фотографий. Внимание! Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места.
История ГПЗ-1 во многом повторяет судьбы других заводов, возникших в СССР в период первой пятилетки. Государство стремилось к стремительной индустриализации экономики, отказываясь от импорта оборудования и техники и ставя целью самообеспечение всеми необходимыми товарами.
Быстро развивающаяся промышленность нуждалась в сырье, материалах, станках и деталях – и, разумеется, в подшипниках. Без них не заработали бы механизмы тракторов и комбайнов, не поднялись в небо самолеты, не поехали по рельсам составы.
Оценки властей показывали, что к 1930 году промышленность страдала от дефицита более 4 миллионов подшипников ежегодно.
Решение о строительстве в Москве первого государственного шарикоподшипникового завода было принято Высшим Советом народного хозяйства СССР 14 марта 1929 года. В мае того же года было создано управление строительством "Шарикоподшипникстрой" под руководством И. Р. Вишневецкого.
29 июля 1929 года ВСНХ утвердил техническое задание на строительство завода, предусматривающее первоначальную проектную мощность в 11 миллионов 300 тысяч подшипников в год.
Строительство завода началось в марте 1931 года. В этом месте сходились пути железных и шоссейных дорог, а неподалеку от деревни Кожухово планировалось строительство Южного порта. Для размещения будущего промышленного гиганта была выбрана территория бывшей городской свалки.
Из разных уголков страны сюда потянулись сезонные рабочие и грузовые подводы с необходимым строительным материалом. Все для возведения ГПЗ-1 было подготовлено, за исключением главного – генплана стройки.
Представленный итальянской фирмой проект "РИВ" не был одобрен. Некоторая часть специалистов поддержала предложение американских компаний. Разгоревшийся спор лишь откладывал начало строительства. К тому же, возникли сомнения в вопросе технологии производства подшипников.
Американские и немецкие компании изготавливали подшипники из трубки, в то время как итальянцы – из прутка. Первый способ, как выяснилось, более экономичным, так как расходовал меньше металла, не ухудшая при этом качества подшипников.
В результате длительных обсуждений было решено производить изделия из прутка, так как в СССР в то время не существовало производства необходимых трубок.
В сложившейся ситуации начальник "Господшипникстроя" и будущий первый директор предприятия Андрей Бодров добился разрешения на начало строительства по итальянскому проекту и без утвержденной сметы. 10 сентября 1930 года состоялась закладка завода.
Запуск строительства совпал с приобретением оборудования для завода. 14 февраля 1931 года комиссия отправилась в Италию для обследования производства на заводах фирмы "РИВ" в Турине, Вилар-Перозе и Шамборе. Однако, значительная часть оборудования не закупалась в Италии.
В начале 1931 года в Лейпциге состоялась международная станкостроительная выставка, где Е.Е. Козичев, возглавлявший комиссию в Германии, занимался подбором и заказом необходимого оборудования. Благодаря этой выставке им удалось быстрее ознакомиться с новейшим и высокопроизводительным оборудованием и оформить заказы.
Козичев также посетил все ведущие немецкие станкостроительные фирмы: "Шутте", "Вотан-Циммерман", "Найлес", "Карл Юнг", "Питтлер", "Газенклевер" и "Вейтгартен". В общей сложности было заказано оборудования на сумму 6 млн. 365 тысяч рублей, а еще на 1 млн. 349 тысяч рублей — в Италии.
25 апреля в США отправились Бодров и инженер В.З. Фрейберг для посещения ведущих американских компаний, специализирующихся на производстве подшипников: "Ван-Норман и Хилд", "Нортон и Нарбарунтрум", "Цинциннати", "Тимкен" и "Форд".
В результате визита Бодров оформил заказ на оборудование общей стоимостью 1 млн. 846 тысяч рублей. В целом, было приобретено более тысячи станков на сумму свыше 15 млн. золотых рублей.
Хотя из-за простоя партию стройматериалов — дерева, кирпича и цемента — пришлось перенаправить на другие столичные объекты (в период, когда в городе активно строились станкостроительный, "Фрезер" и "Калибр" — объявленные ударными стройками заводы), работы всё же начали двигаться вперёд.
17 апреля 1931 года стройка получила статус сверхударной. Работы велись одновременно на четырех площадках: первой возводились заводоуправление, лаборатория, пожарное депо и гараж, второй – инструментальный цех, третьей – главный корпус, а четвертой – кузнечный цех. Фасад здания был выполнен из кирпича и бетона, без использования металлических конструкций.
29 марта 1932 года газета "Правда" сообщила о запуске в эксплуатацию Первого государственного подшипникового завода с громким заголовком: "Сегодня вступает в строй действующих гигантов Первый государственный подшипниковый завод. Советские машины будут работать на советских подшипниках".
В день открытия завод отправил на Сталинградский тракторный завод первые две тысячи произведенных деталей. За год предприятие планировало выпустить 24 миллиона подшипников. К 1940 году 1-ГПЗ достиг впечатляющих производственных показателей, выпуская 41 036 тысяч подшипников в год, что составляло 90% от общего объема подшипников, производимых в Советском Союзе.
Такой масштаб производства превратил завод в одного из крупнейших мировых производителей подшипников.
Еще в 1936 году 1-ГПЗ освоил выпуск как миниатюрных, но высокоточных подшипников для приборов, так и гигантских четырехрядных подшипников, диаметр которых превышал 1 метр.
В 1936 году в Дубровках для рабочих 1-ГПЗ возвели пятиэтажные дома, которые сегодня признаны объектами исторического наследия в стиле конструктивизма и подлежат защите от сноса.
В 30-х годах на карте района кратковременно появилось необычное название — "Стандартный городок", или, как его называли местные, "Стандартский".
Возникновение этого своеобразного поселка в Кожухове было обусловлено необходимостью размещения работников 1-ГПЗ.
Возвели пятьдесят стандартных домов, каждый из которых был двухэтажным деревянным строением на кирпичном фундаменте с шиферной крышей и большими окнами.
С началом Второй мировой войны в Европе производство ГПЗ-1 было переориентировано на выпуск подшипников для военной техники: артиллерии, танков и авиации.
На заводе открылся новый цех, специализирующийся на изготовлении боеприпасов, а сам завод перешел на круглосуточный график работы.
В период, когда война коснулась Советского Союза и многие работники ушли на фронт, женщины и дети заняли их места на станках.
В то же время завод стал приоритетной целью для немецкой авиации. Согласно некоторым данным, во время бомбардировок немецкие войска сбросили около полутора тысяч фугасных и зажигательных снарядов на территорию завода.
В первые дни после начала воздушных налётов было принято решение о эвакуации производства из Москвы.
Станки оперативно демонтировали и отправляли в другие города: Саратов, Самару, Екатеринбург и Томск, используя баржи и железнодорожные составы.
В результате этого в этих городах были созданы новые филиалы: ГПЗ-3 в Саратове, ГПЗ-4 в Самаре, ГПЗ-5 в Томске и ГПЗ-6 в Екатеринбурге.
Несмотря на вывоз большей части оборудования из столицы, на территории ГПЗ-1 продолжалась активная работа.
В отдельном цехе производились снаряды для реактивных установок "Катюша", пулемётные звенья и затворы для автоматов.
После того как опасность миновала и враг был отброшен от столицы, правительство решило вернуть производство подшипников в Москву. Реэвакуация началась стремительно, уже в 1942 году.
Заводу предстояло практически с нуля возродить свою деятельность: обратно доставлено было лишь небольшое количество оборудования, а за станки встали люди, не имевшие опыта работы на производстве: домохозяйки, школьники, а также инвалиды, вернувшиеся с фронта.
Вместе с окончанием войны перед ГПЗ-1 были поставлены новые, более масштабные задачи.
Страна восстанавливалась после тяжёлых испытаний, необходимо было перенастроить производство на мирные цели.
В начале 1956 года был введен в эксплуатацию первый в мире автоматический цех для массового производства подшипников мощностью 1,5 млн. штук в год.
Проектированием цеха занималось СКБ-6, а строительство осуществили заводы станкостроительной промышленности.
Строительство и эксплуатация этого цеха стали решающим шагом, позволив решить ряд ключевых технических задач, которые определили дальнейшее развитие подшипниковой промышленности.
Впоследствии были созданы и введены в эксплуатацию еще два крупных автоматических цеха.
Успехи ГПЗ-1 в автоматизации производства нашли отклик в США, Швеции и Японии, где предприятия стали перенимать его опыт.
В 1963 году был запущен в эксплуатацию автоматический цех № 2, рассчитанный на выпуск 30 миллионов карданных подшипников в год.
Это позволило добиться роста производительности труда более чем в три раза и повысить коэффициент использования металла с 0,28 до 0,73.
К середине 80-х годов завод достиг своего наивысшего расцвета.
В его ассортименте было около 2000 типоразмеров подшипников с внешним диаметром от 8 мм до нескольких метров, весом от граммов до 6,5 тонн.
Производство охватывало большинство разновидностей подшипников, востребованных в промышленности, и все классы точности, необходимые для авиации и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В год завод выпускал более 120 миллионов подшипников, при этом на предприятии трудилось около 25 тысяч человек.
ГПЗ-1 проявлял заботу о своих сотрудниках, создав для них детские сады и ясли, поликлинику, школу, ПТУ, техникум и ВТУЗ, стадион, а также дворец культуры.
Для отдыха сотрудников были открыты два дома отдыха: один под Москвой, другой на берегу Чёрного моря.
Однако, как и многие другие предприятия, после распада Союза ГПЗ-1 лишился всего этого.
Смена названия ОАО "Московский подшипник" на ОАО "Европейская подшипниковая корпорация Москва" и другие попытки спасти предприятие не увенчались успехом.
В результате, встал вопрос о переезде в Саратов, а на историческом месте завода уже разместился торговый комплекс.
К 2019 году на территории бывшего завода появились арендаторы: магазины, фитнес-центр и клуб.
В 2012 году ОАО "Московский подшипник" выпускало около 240 тысяч подшипников в год, при этом его штатная численность составляла 1300 человек.
К концу июля 2021 года ситуация резко ухудшилась: значительная часть оборудования была вывезена или демонтирована на металл, на объекте участились случаи возгораний.
К маю 2024 года заброшенная часть была полностью полностью разобрана.
Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!