Найти в Дзене

Стимы во время игры при аутизме: что это и нужно ли с ними бороться

Оглавление

Если у ребёнка с аутизмом есть «странные» поведенческие проявления во время игры — он раскачивается, машет руками, крутит предметы, издаёт повторяющиеся звуки или долго вертит одно и то же колесо, — это может вызывать у родителей недоумение и тревогу.

Но на самом деле такие действия — это стимы (от англ. stimming) — один из характерных признаков аутизма. Давайте разберёмся, что это такое, зачем ребёнок это делает и как родителям стоит реагировать.

Что такое стимы

Стиминг — это повторяющееся, ритмичное действие, которое помогает ребёнку:

  • справиться с тревогой или перевозбуждением,
  • отрегулировать внутреннее состояние,
  • выразить эмоции,
  • почувствовать контроль и предсказуемость в окружающем мире.

Примеры стимов:

  • качание взад-вперёд, подпрыгивание;
  • разглядывание вращающихся предметов;
  • трепетание пальцами перед глазами;
  • повторяющиеся фразы, звуки, напевы;
  • выстраивание игрушек в одну линию.

Почему стимы появляются во время игры

Игра — это способ познания мира. У ребёнка с аутизмом восприятие мира другое: ярче, громче, непредсказуемее. Поэтому во время игры стимы помогают:

  • успокоиться, если что-то неожиданное произошло,
  • выразить радость или возбуждение,
  • сосредоточиться на любимом действии,
  • снизить сенсорную перегрузку.

Часто ребёнок не просто играет — он настраивает себя, регулирует своё состояние с помощью стимов.

Нужно ли останавливать стимы

Запрещать или грубо прерывать стиминг — нельзя. Это может вызвать стресс, тревожность и отдалить ребёнка от взаимодействия.

✅ Что можно делать:

  • Наблюдать. Если стим не мешает, не причиняет вреда и не изолирует ребёнка от мира — он безопасен.
  • Встраивать стимы в игру. Например, если ребёнок любит вертеть машинку — добавьте сюжет: «Поехала машинка! А теперь поворот!».
  • Мягко переключать. Если стим мешает обучению или общению — предлагайте альтернативу: «Давай вместо кручения сделаем с тобой весёлую змейку из шариков!»
  • Работать над причинами. Часто стимы усиливаются при тревоге, сенсорной перегрузке или скуке. Тогда главное — не бороться со следствием, а устранять причину.

Как мы работаем с этим в «Реацентре СПб»

Мы не боремся со стимами. Мы учим ребёнка справляться с эмоциями, развиваем коммуникативные навыки и интерес к окружающему миру — и постепенно многие стимы ослабевают сами собой.

Наша программа может включать:

  • сенсорную интеграцию — помогает организму правильно воспринимать внешние стимулы;
  • нейропсихологические тренировки — для улучшения саморегуляции;
  • логопедические и игровые занятия — чтобы ребёнок учился выражать себя не только через стимы;
  • МТРТ (микротоковую рефлексотерапию) — метод, способствующий активации речевых и когнитивных зон мозга.

Вместо борьбы — принятие и поддержка

Стимы — это не «плохое поведение». Это часть аутистичного восприятия мира. Они могут многое рассказать о том, что чувствует ребёнок прямо сейчас — если к ним присмотреться с вниманием, а не страхом.

Клиника для детей с неврологическими нарушениями Реацентр в Санкт-Петербурге

📞 Если у вас есть вопросы или вы замечаете у ребёнка необычные поведенческие проявления — запишитесь к нам на консультацию. В «Реацентре СПб» мы помогаем детям с аутизмом раскрыться, адаптироваться и чувствовать себя в безопасности.