Если у ребёнка с аутизмом есть «странные» поведенческие проявления во время игры — он раскачивается, машет руками, крутит предметы, издаёт повторяющиеся звуки или долго вертит одно и то же колесо, — это может вызывать у родителей недоумение и тревогу.
Но на самом деле такие действия — это стимы (от англ. stimming) — один из характерных признаков аутизма. Давайте разберёмся, что это такое, зачем ребёнок это делает и как родителям стоит реагировать.
Что такое стимы
Стиминг — это повторяющееся, ритмичное действие, которое помогает ребёнку:
- справиться с тревогой или перевозбуждением,
- отрегулировать внутреннее состояние,
- выразить эмоции,
- почувствовать контроль и предсказуемость в окружающем мире.
Примеры стимов:
- качание взад-вперёд, подпрыгивание;
- разглядывание вращающихся предметов;
- трепетание пальцами перед глазами;
- повторяющиеся фразы, звуки, напевы;
- выстраивание игрушек в одну линию.
Почему стимы появляются во время игры
Игра — это способ познания мира. У ребёнка с аутизмом восприятие мира другое: ярче, громче, непредсказуемее. Поэтому во время игры стимы помогают:
- успокоиться, если что-то неожиданное произошло,
- выразить радость или возбуждение,
- сосредоточиться на любимом действии,
- снизить сенсорную перегрузку.
Часто ребёнок не просто играет — он настраивает себя, регулирует своё состояние с помощью стимов.
Нужно ли останавливать стимы
❌ Запрещать или грубо прерывать стиминг — нельзя. Это может вызвать стресс, тревожность и отдалить ребёнка от взаимодействия.
✅ Что можно делать:
- Наблюдать. Если стим не мешает, не причиняет вреда и не изолирует ребёнка от мира — он безопасен.
- Встраивать стимы в игру. Например, если ребёнок любит вертеть машинку — добавьте сюжет: «Поехала машинка! А теперь поворот!».
- Мягко переключать. Если стим мешает обучению или общению — предлагайте альтернативу: «Давай вместо кручения сделаем с тобой весёлую змейку из шариков!»
- Работать над причинами. Часто стимы усиливаются при тревоге, сенсорной перегрузке или скуке. Тогда главное — не бороться со следствием, а устранять причину.
Как мы работаем с этим в «Реацентре СПб»
Мы не боремся со стимами. Мы учим ребёнка справляться с эмоциями, развиваем коммуникативные навыки и интерес к окружающему миру — и постепенно многие стимы ослабевают сами собой.
Наша программа может включать:
- сенсорную интеграцию — помогает организму правильно воспринимать внешние стимулы;
- нейропсихологические тренировки — для улучшения саморегуляции;
- логопедические и игровые занятия — чтобы ребёнок учился выражать себя не только через стимы;
- МТРТ (микротоковую рефлексотерапию) — метод, способствующий активации речевых и когнитивных зон мозга.
Вместо борьбы — принятие и поддержка
Стимы — это не «плохое поведение». Это часть аутистичного восприятия мира. Они могут многое рассказать о том, что чувствует ребёнок прямо сейчас — если к ним присмотреться с вниманием, а не страхом.
📞 Если у вас есть вопросы или вы замечаете у ребёнка необычные поведенческие проявления — запишитесь к нам на консультацию. В «Реацентре СПб» мы помогаем детям с аутизмом раскрыться, адаптироваться и чувствовать себя в безопасности.