Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Тотемское барокко: Русские каменные паруса

Оглавление

Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.
Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.

Город, где камни рассказывают о море

Тотьма — старинный город Вологодской области, затерявшийся среди лесов и рек Русского Севера. Но за его скромным провинциальным обликом скрывается удивительная история, запечатлённая в камне.

Тотьма, на фото видны:Входоиерусадимская( на заднем плане),Троицкая и Рождественская церкви
Тотьма, на фото видны:Входоиерусадимская( на заднем плане),Троицкая и Рождественская церкви

Здесь, вдали от столиц, в XVIII веке возникла уникальная архитектурная школа — тотемское барокко, ставшее символом эпохи русских географических открытий.

Его главная особенность — загадочные картуши, каменные «свитки» на фасадах храмов, которые местные зодчие называли «клеймами». Эти узоры не просто украшение — они хранят память о тотемских купцах-мореходах, чьи корабли бороздили Тихий океан, открывая миру Русскую Америку.

Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.
Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.

Архитектура как летопись: Тайна тотемских картушей

Картуши на фасаде
Картуши на фасаде

Тотемские храмы невозможно спутать с другими. Их фасады украшают десятки картушей — рельефных орнаментов, встроенных в кладку стен. В отличие от классических барочных элементов, созданных из лепнины или резьбы, тотемские клейма выложены из кирпича, что обеспечило их сохранность на века. Цветы, раковины, звёзды, кресты — каждый узор уникален.

-6

Долгое время эти «каменные свитки» оставались загадкой. Лишь в 1962 году архитектор П.Д. Тельтевский, изучив пять тотемских церквей, заявил: перед нами самостоятельная школа барокко. Это открытие стало сенсацией — свои архитектурные стили рождались лишь в столицах, а не в провинциальной Тотьме.

Краевед С.М. Зайцев позже связал картуши с морскими картами XVIII века, которые традиционно украшались подобными орнаментами. Так родилась еще одна гипотеза: тотемское барокко — это «каменная летопись» русских экспедиций в Новый Свет.

Разные виды картушей
Разные виды картушей

Разные виды картушей
Разные виды картушей

В XVIII веке Тотьма превратилась в неожиданный центр морской торговли. Местные купцы — Холодиловы, Пановы, Черепановы — снарядили 20 экспедиций в Тихий океан, что превысило активность Москвы и Вологды вместе взятых. Их корабли открывали Алеутские острова, Кадьяк, Чугацкий залив, а меха черных лисиц, добытые в этих плаваниях, сделали Тотьму богатейшим городом Севера.

Герб Тотьмы
Герб Тотьмы

История сохранила имена героев: купец Пётр Шишкин, чья карта впервые запечатлела название «Аляска»; Степан Черепанов, чей отчёт о плавании к Алеутам стал ценным историческим документом; бунтарь Алексей Чулошников, бежавший с Камчатки во Францию и достигший Мадагаскара. Чёрная лисица на гербе Тотьмы — не просто символ, а напоминание о том, что экономика города держалась на пушнине Нового Света.

Храмы-парусники: Памятники «золотого века»

Богатство, привезённое из-за океана, тотьмичи вкладывали в строительство храмов. Каждая церковь становилась памятником успехам её заказчика. В контрактах купцы особо оговаривали: «Клейма сделать как наилутче возможно». Так возникло соревнование меценатов, подтолкнувшее эволюцию стиля.

Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689—1693 гг.
Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689—1693 гг.

Интересно, что стиль зародился не в Тотьме, первые храмы схожей стилистике можно видеть в Сольвычегодске, а именно шедевр архитектуры Введенский собор в Сольвычегодске заложен в 1688 году.

Иконостас Введенского собора в Сольвычегодске
Иконостас Введенского собора в Сольвычегодске

Иконостас Введенского собора в Сольвычегодске
Иконостас Введенского собора в Сольвычегодске

Примеры шедевров тотемского барокко

Церковь Входа Господня в Иерусалим (Никольская)

— «вершина стиля» с девятью видами картушей и 20-метровым иконостасом.

Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.
Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.

Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.
Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.

Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.
Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.

Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.
Входоиерусалимская церковь в Тотьме, 1774—1791 гг.

Этот стиль характеризуется необычными формами храмов, которые напоминают корабли, парусники или свечи. В результате создаётся оптический эффект, когда, с одной стороны, храм выглядит очень величественно, а с другой — изящно и «подтянуто».

Особенно заметен такой эффект с восточной стороны церкви, откуда она представляется стройным многомачтовым кораблём с надутыми ветром парусами.

Троицкая церковь

— построенная Степаном Черепановым, где впервые упомянуты имена зодчих Фёдора и Максима Титовых. Построена в 1768–1788 годах на деньги купца и морехода Степана Черепанова. Храм строился в два этапа: первый ярус («тёплый», отапливаемый, где служили зимой) был построен в 1768 году, а второй (летний, неотапливаемый) — через 20 лет, в 1788 году.

В XIX веке к зданию была пристроена колокольня в стиле ампир. После революции церковь была закрыта. В советское время помещение использовалось для хозяйственных нужд, колокольня была взорвана. В 1988 году храм возвратили верующим, его реставрацию своими силами провёл священник Георгий Титов. С 1990 года в храме снова идут богослужения. Особенности: двухэтажная постройка с бесстолпным основным четвериком, завершённым пятиглавием, а также с пятигранным алтарем и прямоугольной трапезной.

Троицкая церковь, построенная Степаном Черепановым
Троицкая церковь, построенная Степаном Черепановым

Троицкая церковь, построенная Степаном Черепановым
Троицкая церковь, построенная Степаном Черепановым

Троицкая церковь, построенная Степаном Черепановым
Троицкая церковь, построенная Степаном Черепановым

Церковь Рождества Христова

— православный храм в городе Тотьма Вологодской области, построенный в XVIII веке.  

С 1746 по 1748 годы возвели тёплую нижнюю церковь, названную в честь праздника Рождества Христова.  С 1786 по 1793 годы построили холодную верхнюю церковь и освятили её во имя архиепископа Мирликийского, святого великого чудотворца Николы.

В 1790 году отдельно от здания церкви построили колокольню.  В 30-е годы XX века храм закрыли, колокольню и церковь во имя святой Параскевы Пятницы разрушили.  В 1995 году строение передали Вологодской епархии, в 1999 году церковь вновь освятили.

Святыни: в церкви находится рака с мощами основателя Спасо-Суморина монастыря преподобного Феодосия Тотемского.

Церковь Рождества Христова. На заднем плане видна Входоиерусалимская церковь
Церковь Рождества Христова. На заднем плане видна Входоиерусалимская церковь

Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова

Архитектура этих зданий метафорична: устремлённые ввысь главы напоминают мачты, а картуши — морские карты. Для тотемских мореходов, вернувшихся из многолетних плаваний, эти храмы становились символами спасения и вечности.

Следы стиля: от Архангельска до Забайкалья

Тотемское барокко не ограничилось родным городом. Благодаря торговым путям его элементы проникли в Кострому, Архангельск, Забайкалье. Например, в Иркутске, через который шла пушнина в Китай, сохранились церкви с характерными клеймами. Всего известно около 30 памятников этого стиля, что опровергает миф о его «местном» характере. Как и сама Русская Америка, тотемское барокко раскинулось на тысячи вёрст, став частью общерусской культуры.

Сохранение наследия: Корабли, терпящие бедствие

Многие храмы-парусники сегодня в забвении. Церковь Входа в Иерусалим, шедевр Пановых, десятилетиями стоит без куполов. Другие памятники, как Троицкая церковь, утрачены. Краеведы и историки бьют тревогу: уникальные картуши разрушаются под воздействием времени и равнодушия.

Церковь Воскресения Христова в Варницах
Церковь Воскресения Христова в Варницах

Церковь Воскресения Христова в Варницах — одна из первых построек в стиле тотемского барокко. Первый этаж был воздвигнут в 1743—1750 гг., а завершённый стройным пятиглавием двусветный второй этаж и колокольня — в 1772—1775 гг. Храм стал доминантой местности Варницы. Позднее он неоднократно перестраивался и расширялся за счёт средств купцов-солепромышленников.

Воскресенская церковь в Варницах отчаянно нуждается в реставрации
Воскресенская церковь в Варницах отчаянно нуждается в реставрации

-25

Решение видят в создании Тотемского историко-архитектурного заповедника, который объединил бы охрану зданий, музейную работу и туризм. Это позволило бы не только спасти памятники, но и рассказать миру о Тотьме как о колыбели русско-американской истории.

Тотемское барокко в контексте мировой культуры

Тотемский стиль стоит в одном ряду с испанским «платереско» и португальским «мануэлино» — направлениями, возникшими благодаря эпохе Великих открытий. Как писал Д.С. Лихачёв, «в России барокко приняло на себя функции Ренессанса».

Тотемское барокко — это северный Ренессанс, вдохновлённый отвагой мореходов и мечтой о неизведанных землях. Его картуши — не просто узоры, а зашифрованные послания из прошлого: о людях, кораблях и звёздах, что вели их через океаны. Сохранить эти «каменные паруса» — значит сохранить память о русских Колумбах, чьи имена не должны кануть в Лету.

-26

Екатерина Серёжина