Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Кирилло-Белозерский монастырь: Непокорённая твердыня

Оглавление

Возникновение Кирилло-Белозерского монастыря

В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, в обширную область древнего Белоозера прибыл архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, своим собеседником, и здесь, на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, основал монастырь, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского.

Дионисий. Икона Преподобный Кирилл Белозерский. Конец XV - начало XVI века
Дионисий. Икона Преподобный Кирилл Белозерский. Конец XV - начало XVI века

Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии Ферапонтовым.

-2

Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений и оград, которые в последующие два столетия сменили каменные строения. Но местоположение основных монастырских территорий, собора, принципы формирования монастырского комплекса осуществлялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.

Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь На берегу Сиверского озера
Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь На берегу Сиверского озера

Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь является одним из крупнейших русских монастырей. По имени своего главного собора, который посвящён Успению Пресвятой Богородицы, монастырь называется Успенским, а по имени своего святого основателя – Кирилло-Белозерским.

Вид на монастырь с Сиверского озера
Вид на монастырь с Сиверского озера

Преподобный Кирилл – личность столь же крупного исторического масштаба, как преподобный Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит Киприан, его современники. Все они и многие другие подвижники – духовные деятели православного возрождения Великой Руси, явления исторически важного, имевшего результатом возникновение мощного православного государства – Московской Руси.

-5

Кирилло-Белозерский монастырь является самым крупным монастырем в Европе. Его площадь составляет около 12 гектаров. В течение столетий в нем накапливались и хранились многочисленные произведения художественной культуры, создававшиеся здесь или попадавшие сюда со всех концов Руси.

Благодаря особой притягательности личности Кирилла, его широким познаниям монастырь с самого начала стал важнейшим культурным и религиозным центром Руси.

О библиотеке

Одновременно с появлением и развитием монастыря росла и его библиотека, вскоре став одним из самых крупных книгохранилищ на Руси. Здесь не только собирали, переписывали, переплетали и читали книги, но и сами писали их, создавая и редактируя разнообразные произведения: богослужебные, духовно-назидательные, философско-поэтические, исторические и энциклопедически широкие по содержанию. От монастырской библиотеки сохранились даже «Книги роздаточные», в которых велся учёт выдачи книг читателям.

В настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике представлено много старинных книг, начиная с XV века. Ядром коллекции являются фрагменты библиотек Кирилло-Белозерского и Воскресенского Горицкого монастырей, Нило-Сорской пустыни.

Коллекция книг музея стала формироваться уже в 1924 году. В 1930-е годы в музей поступили книги из Горицкого Воскресенского монастыря, из Нило-Сорской пустыни. Книги передавались в музей и из закрываемых в то время церквей.

В 1930–1960-е годы книжное собрание музея пополнялось изданиями XIX – начала XX веков, переданными из других библиотек Вологодской области.

О монастыре, архитектуре и истории

Сначала московские великие князья, затем государи и цари щедро жертвовали монастырю как почитаемому месту поклонения. Из века в век работали здесь и художники, и зодчие – создавали прекрасные иконы, возводили и расписывали храмы, укрепляли монастырь стенами и башнями. В конце XV – XVI веке здесь трудились знаменитый книгописец Ефросин, князь-инок Вассиан Патрикеев, Гурий Тушин. Богатейшая библиотека монастыря к середине XVII века насчитывала около 2000 книг. Среди них древнейшая личная библиотека Кирилла Белозерского из 12 томов, дошедшая до нас.

История храма и постройки

План Кирилло-Белозерского монастыря:

I — Успенский монастырь 
II — Ивановский монастырь 
III — Острог 
IV — Новый Город

1. Успенский собор (XV в.) 
2. Церковь Введения с трапезной палатой (XVI в.) 
3. Церковь Архангела Гавриила (XVI в.) 
4. Церковь Иоанна Предтечи (XVI в.) 
5. Церковь Владимира (XVI в.) 
6. Церковь Иоанна Лествичника над Святыми воротами (XVI в.) 
7. Казенная палата (XVI - XVII вв.) 
8. Церковь Сергия Радонежско­го с трапезной (XVI в.) 
9. Церковь Преображения над Водяны­ми воротами (XVI в.) 
10. Стены Успенского монастыря (конец XVI — XVII вв.) 
11. Свиточная башня (конец XVI в.) 
12. Малая Мереженная башня (конец XVI в.) 
13. Грановитая башня (конец XVI в.) 
14. Стены Ивановского монастыря (конец XVI — XVII вв.) 
15. Глухая башня (конец XVI в.) 
16. Святые ворота Иванов­ского монастыря (конец XVI в.) 
17. Поварня (XVI в.) 
18. Цер­ковь Епифания (XVII в.) 
19. Церковь Евфимия (XVII в.) 
20. Большие больничные палаты (XVII в.) 
21. Стены Нового города (XVII в.) 
22. Белозерская (Большая Мереженная) башня (XVII в.) 
23. Косая башня (XVII в.) 
24. Ферапонтовская (Московская) башня (XVII в.) 
25. Казанская башня (XVII в.) 
26. Вологодская башня (XVII в.) 
27. Кузнечная башня (XVII в.) 
28. Троицкие во­рота (XVII в.) 
29. «Тюрьма» 
30. Настоятельский корпус 
31. Мо­нашеские кельи (XVII в.) 
32. Священнические кельи (XVII в.) 
33. Монастырский архив (XVII — XVIII вв.) 
34. Духовное училище (XVII в.) 
35. Домик келаря (XVII в.) 
36. Поваренные кельи (XVII в.) 
37. Хлебная башня 
38. Поваренная башня 
39. Малая больничная палата (XVIII в.) 
40. Колокольня (XVIII в.) 
41. Цер­ковь Кирилла (XVIII в.) 
42. Каменные сени над часовней Ки­рилла и крестом.
План Кирилло-Белозерского монастыря: I — Успенский монастырь II — Ивановский монастырь III — Острог IV — Новый Город 1. Успенский собор (XV в.) 2. Церковь Введения с трапезной палатой (XVI в.) 3. Церковь Архангела Гавриила (XVI в.) 4. Церковь Иоанна Предтечи (XVI в.) 5. Церковь Владимира (XVI в.) 6. Церковь Иоанна Лествичника над Святыми воротами (XVI в.) 7. Казенная палата (XVI - XVII вв.) 8. Церковь Сергия Радонежско­го с трапезной (XVI в.) 9. Церковь Преображения над Водяны­ми воротами (XVI в.) 10. Стены Успенского монастыря (конец XVI — XVII вв.) 11. Свиточная башня (конец XVI в.) 12. Малая Мереженная башня (конец XVI в.) 13. Грановитая башня (конец XVI в.) 14. Стены Ивановского монастыря (конец XVI — XVII вв.) 15. Глухая башня (конец XVI в.) 16. Святые ворота Иванов­ского монастыря (конец XVI в.) 17. Поварня (XVI в.) 18. Цер­ковь Епифания (XVII в.) 19. Церковь Евфимия (XVII в.) 20. Большие больничные палаты (XVII в.) 21. Стены Нового города (XVII в.) 22. Белозерская (Большая Мереженная) башня (XVII в.) 23. Косая башня (XVII в.) 24. Ферапонтовская (Московская) башня (XVII в.) 25. Казанская башня (XVII в.) 26. Вологодская башня (XVII в.) 27. Кузнечная башня (XVII в.) 28. Троицкие во­рота (XVII в.) 29. «Тюрьма» 30. Настоятельский корпус 31. Мо­нашеские кельи (XVII в.) 32. Священнические кельи (XVII в.) 33. Монастырский архив (XVII — XVIII вв.) 34. Духовное училище (XVII в.) 35. Домик келаря (XVII в.) 36. Поваренные кельи (XVII в.) 37. Хлебная башня 38. Поваренная башня 39. Малая больничная палата (XVIII в.) 40. Колокольня (XVIII в.) 41. Цер­ковь Кирилла (XVIII в.) 42. Каменные сени над часовней Ки­рилла и крестом.

Главный храм монастыря – Успенский собор – был поставлен в камне зодчим Прохором Ростовским в 1497 году. Его древний иконостас, исполненный лучшими мастерами Руси, состоял из местного, деисусного, праздничного и пророческого чинов, стоявших на расписных деревянных брусьях-тяблах. Большинство икон (около 60) сохранилось. В местном ряду были иконы, которые приписываются Дионисию и художникам его мастерской. Это «Преподобный Кирилл Белозерский» и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием» (обе сейчас в Русском музее).

Успенский собор в центре
Успенский собор в центре

На протяжении более полутысячи лет люди со всей Руси приходили сюда, как к вратам небесным, чтобы увидеть эти стены, храмы, иконы, книги, пообщаться с монахами и поклониться мощам преподобного основателя. Они искали здесь небесную радость, чудесную помощь, духовный опыт, познание Вечности, а также здоровье и хлеб насущный. Многие из них становились учениками и последователями Чудотворца.

Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек и крепостных стен. Особого размаха строительство достигло в XVI столетии, в течение которого было возведено 5 храмов из 11 отстроенных за всю историю существования монастыря.

Если сооружение первых храмов — Успенского собора, церкви Введения с огромной трапезной палатой — диктовалось внутренними монастырскими потребностями, поскольку число братии неизменно росло и требовались более вместительные летний и зимний храмы и новая трапезная, то в последующее время нередко доминирующим мотивом служило желание увековечить определенное памятное событие.

Меньше чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь вырос в великолепный город, несомненно поражавший взоры паломников обилием церковных маковок, узорочьем башен, стен, живописностью служебных построек.

Поездка великого князя Василия III с женой Еленой на богомолье в Кириллов в 1528 г., когда супруги молили заступничества преподобного Кирилла пред Господом о даровании и рождении наследника, подвигла великокняжескую чету к огромной по тем временам щедрости: монастырю была дарована тысяча рублей.

На эти деньги одновременно строятся два храма: Архангела Гавриила — вблизи южной стены Успенского собора и храм Иоанна Предтечи — на холме, где некогда поселились преподобные Кирилл и Ферапонт. В церкви Иоанна Предтечи сооружается придел Кирилла Белозерского.

Таким образом, рядом с часовней, срубленной руками святого, рядом с земляной кельей, где подвижники жили первое время, появляется храм, посвященный памяти основателя. Этот храм на вершине холма и возникшая через тридцать лет на склоне этого же холма церковь Сергия Радонежского стали ядром Малого Ивановского монастыря, где жила больная престарелая братия.

Церковь Архангела Гавриила — православный храм в городе Кириллове Вологодской области, одна из двух церквей Кирилло-Белозерского монастыря, построенных на вклад Великого князя московского Василия III (второй была церковь Иоанна Предтечи). 
Строительство было осуществлено в 1531–1534 годах. В архитектуре храма отразились новые черты, привнесённые в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV–XVI веках.
Церковь Архангела Гавриила — православный храм в городе Кириллове Вологодской области, одна из двух церквей Кирилло-Белозерского монастыря, построенных на вклад Великого князя московского Василия III (второй была церковь Иоанна Предтечи). Строительство было осуществлено в 1531–1534 годах. В архитектуре храма отразились новые черты, привнесённые в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV–XVI веках.

Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой.Построена в 1560 году на южном склоне Ивановской горки между храмом Иоанна Предтечи и котельной башней. Потребность в тёплой церкви с трапезной палатой объяснялась тем, что Ивановская половина монастыря обособилась от главной, а храм Иоанна Предтечи, стоящий рядом, был холодным и неудобным в зимнее время. 
Церковь завершалась одним рядом небольших кокошников и двумя главами, меньшая из которых располагалась над приделом Дионисия Глушицкого (была разобрана в XIX веке). В конце XVI столетия был устроен ярус звона, имеющий с каждой стороны, кроме западной, широкую открытую арку с висящими в ней колоколами. 
Церковь неоднократно подвергалась перестройкам в XVIII — XIX веках.
Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой.Построена в 1560 году на южном склоне Ивановской горки между храмом Иоанна Предтечи и котельной башней. Потребность в тёплой церкви с трапезной палатой объяснялась тем, что Ивановская половина монастыря обособилась от главной, а храм Иоанна Предтечи, стоящий рядом, был холодным и неудобным в зимнее время. Церковь завершалась одним рядом небольших кокошников и двумя главами, меньшая из которых располагалась над приделом Дионисия Глушицкого (была разобрана в XIX веке). В конце XVI столетия был устроен ярус звона, имеющий с каждой стороны, кроме западной, широкую открытую арку с висящими в ней колоколами. Церковь неоднократно подвергалась перестройкам в XVIII — XIX веках.

В дальнейшем сын Василия III, Иван IV, полюбит этот вологодский дом, подаривший родителям радость, а ему жизнь. От юношества до старости Иван Грозный будет приезжать сюда в свои самые тяжелые дни. Здесь стояли деревянные покои Ивана Васильевича. А в опричнину Кириллов монастырь станет тюрьмой самых ценных преступников.

Иван IV Васильевич Грозный (1530—1584) — великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси.
Иван IV Васильевич Грозный (1530—1584) — великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси.

Сюда Иван IV сошлет 4-ю жену Анну, будет держать в монастыре и всю царскую казну. После смерти семья Грозного продолжит чтить семейную обитель. Сын Федор Иванович поставит придел имени жены Ирины, сестры Бориса Годунова. А Годунов, сменив его, отправит на постриг врагов своих.

Смутное время. Непокоренная твердыня

Бурные события первой четверти XVII века не обошли стороной монастырь. За стенами обители, с молитвами и тревогой за судьбу отечества, следили за сменами лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловой обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: будущего русского царя Михаила Федоровича, царевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую.

Арена военных действий все более приближалась к Белозерью. У себя на родине поляки наслышаны были о несметных богатствах Кириллова монастыря, о драгоценностях, хранимых в его ризнице. Приближение врага вынудило монастырское начальство пересмотреть монастырский арсенал, прикупить оружие и заняться починкой и укреплением крепостных стен.

В 1610 году игумен Матвей (1606—1615 гг.) отдает распоряжение: «...около монастыря починивать город и вновь стены вверх прибавлять», т. е. увеличивать высоту стен. С открытой напольной стороны в последующие два года возводятся укрепления Острога. Последующие события доказали прозорливость кирилловс­ких соборных старцев. После освобождения Москвы разрознен­ные отряды польских и литовских интервентов двинулись на Се­вер, разоряя по пути города. Под их натиском пали Вологда, Белозерск, Тотьма, Сольвычегодск.

20 августа 1612 года вражеские отряды показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря, но добычей их стали только продовольственные запасы и скот. Сильному разорению подверглись многие монастырские вотчины и промысловые места. 5 и 11 декабря того же года монастырь отбил хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит руководивший осадой пан Песецкий.

Правительство не сумело помочь монастырю, организация обороны и многолетняя осада целиком легли на плечи монастырской власти, и в первую очередь на игумена Матвея, писавшего в 1615 г. в Москву о страшном разорении монастырского хозяйства: «...Братия и служки побиты, иные перемучены, и казна монастырская, день­ги и лошади, и хлеб, и всякие годовые запасы пойманы, а иные пожжены, и оттого де ныне монастырь оскудел, и братья, и служ­ки, и служебники из монастыря бредут розно, и в монастыре де им в осаде сидети не с кем».

Шесть лет осады до предела истощили монастырскую казну, погибла треть защитников, а в целом население Белозерского края к 1617 г. сократилось почти на 90%. Но монастырь так и не был покорен. Многолетняя осада и защита крепости — одна из ярчайших страниц отечественной истории.

После изгнания интервентов монастырь не только принимает меры к залечиванию собственных, нанесенных войной ран, но пытается облегчить положение уцелевшего населения. Значительная часть крестьянских хозяйств получает льготы по земельному оброку, в результате чего уже к середине 1620-х годов заметно сократилась площадь заброшенных земель и выросло число крестьянских дворов.

Уже через двадцать лет после войны была восстановлена экономическая мощь монастырского хозяйства, что позволило в начале 30-х гг. XVII в. начать ремонтные работы, а в 1643 г. монастырь приступил к новому строительству.

Опыт войны с поляками и шведами, внутренние смуты, усилившиеся в 1640-е гг., а также желание царя отблагодарить монастырь за сбережение любимого боярина Бориса Ивановича Морозова послужили причиной невиданного на севере строительства новой монастырской крепости в Кириллове. Алексей Михайлович дал на строительство 45 тыс. руб. (для сравнения скажем, что за строительство церкви преп. Кирилла на кирилловском подворье в Вологде в эти же годы было выплачено 7 рублей).

У царского любимца Морозова монастырские власти позаимствова­ли 5 тыс. рублей, тысячу четвертей ржи, двести четвертей овса «для подкорма оградных работников». После смерти Морозова по реше­нию царя долговое обязательство монастыря было погашено из средств государственной казны. Как и оборона старой крепости во времена лихолетья, так и строительство невиданного по размерам Нового города велись собственными силами.

Крепость – это величайшее достижение местных мастеров-каменщиков. Строительство началось 18 мая 1653 года на деньги царя Алексея Михайловича Романова. «Новый город» окружает монастырь с трёх сторон. По всей длине крепостные стены состоят из трёх ярусов – нижнего закрытого и двух верхних, обращённых внутрь монастыря открытыми арочными галереями. Длина стен новой крепости составляет 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Крепость включает в себя 6 башен – 4 угловые и 2 воротные.

Строительство крепости продолжалось около 30 лет (до 1680 года). На её сооружение было израсходовано огромное количество строительных материалов и сил монастырских крестьян. Однако благодаря постройке Нового города Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из самых крупных монастырей в Европе и самой мощной крепостью на Русском Севере.

Середина XVII века — это не только время бурного экономического развития, грандиозной стройки. В истории монастыря — это и официальное признание высокого духовного значения обители: 1 августа 1649 г. монастырю было пожаловано архимандритство. Со времен основания монастырем управляли игумены, и, как отмечают историки, кирилловские игумены зачастую по значимости стояли выше многих архимандритов и принимали участие в решениях земских и церковных соборов.

Место ссылки

Удаленный от столицы, окруженный стенами монастырь с конца XV в. становится местом ссылки. Междоусобицы и придворные интриги приводят в монастырские стены князей Воротынских, бояр Шереметьевых, друга и советника царя И. Грозного Селивестра, царя Симеона Бекбулатовича, митрополита Иоасафа и многих других известных в русской истории лиц.

Но самого знатного своего узника монастырь узрел в 1676 г., когда после десятилетнего пребывания в Ферапонтове в Кириллов перевели шестого русского патриарха Никона.

Бывший «собинный» друг царя Алексея Михайловича, реформатор русской церкви, в 1666 г. церковным собором, созванным по желанию царя, был лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку на Белоозеро. Содержа­ние бывшего патриарха, не сумевшего смириться с положением простого чернеца, в основном ложилось на Кирилло-Белозерский монастырь даже в пору его пребывания в Ферапонтове.

В 1681 г. уже тяжело больной Никон получил разрешение возвратиться из ссылки, но по дороге скончался и был похоронен с почестями в основанном им Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре.

Патриарх Никон
Патриарх Никон

По монастырской описи 1601 г. в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии, но население монастыря, кроме монахов, составляло значительное число послушников и мирских людей. Огромное монастырское хозяйство, земли и промысловые места которого были раскиданы во многих уездах средней и северной Руси, требовало привлечения целого штата для управления.

В начале XVII в. управление монастырскими крестьянами и исправление всех государственных повинностей контролирова­ли мирские лица, именуемые «слугами», их было более 80 чело­век. Кроме чиновников, монастырь нанимал большое число (иногда до 400 человек) служебных и мастеровых людей, исправ­лявших разные работы в подмонастырском хозяйстве.

Вокруг монастыря располагались мастерские, где трудились кузнецы, токари, сапожники, портные, резчики по дереву и прочий мастеровой люд. Население монастыря и подмонастырья значительно увеличивали призреваемые нищие, больные, престарелые миряне, которых порой собиралось более 100 человек. Они жили, как правило, в монастырских больничных палатах и богадельнях.

Екатерина Серёжина