Возникновение Кирилло-Белозерского монастыря
В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, в обширную область древнего Белоозера прибыл архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, своим собеседником, и здесь, на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, основал монастырь, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского.
Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии Ферапонтовым.
Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений и оград, которые в последующие два столетия сменили каменные строения. Но местоположение основных монастырских территорий, собора, принципы формирования монастырского комплекса осуществлялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.
Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь является одним из крупнейших русских монастырей. По имени своего главного собора, который посвящён Успению Пресвятой Богородицы, монастырь называется Успенским, а по имени своего святого основателя – Кирилло-Белозерским.
Преподобный Кирилл – личность столь же крупного исторического масштаба, как преподобный Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит Киприан, его современники. Все они и многие другие подвижники – духовные деятели православного возрождения Великой Руси, явления исторически важного, имевшего результатом возникновение мощного православного государства – Московской Руси.
Кирилло-Белозерский монастырь является самым крупным монастырем в Европе. Его площадь составляет около 12 гектаров. В течение столетий в нем накапливались и хранились многочисленные произведения художественной культуры, создававшиеся здесь или попадавшие сюда со всех концов Руси.
Благодаря особой притягательности личности Кирилла, его широким познаниям монастырь с самого начала стал важнейшим культурным и религиозным центром Руси.
О библиотеке
Одновременно с появлением и развитием монастыря росла и его библиотека, вскоре став одним из самых крупных книгохранилищ на Руси. Здесь не только собирали, переписывали, переплетали и читали книги, но и сами писали их, создавая и редактируя разнообразные произведения: богослужебные, духовно-назидательные, философско-поэтические, исторические и энциклопедически широкие по содержанию. От монастырской библиотеки сохранились даже «Книги роздаточные», в которых велся учёт выдачи книг читателям.
В настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике представлено много старинных книг, начиная с XV века. Ядром коллекции являются фрагменты библиотек Кирилло-Белозерского и Воскресенского Горицкого монастырей, Нило-Сорской пустыни.
Коллекция книг музея стала формироваться уже в 1924 году. В 1930-е годы в музей поступили книги из Горицкого Воскресенского монастыря, из Нило-Сорской пустыни. Книги передавались в музей и из закрываемых в то время церквей.
В 1930–1960-е годы книжное собрание музея пополнялось изданиями XIX – начала XX веков, переданными из других библиотек Вологодской области.
О монастыре, архитектуре и истории
Сначала московские великие князья, затем государи и цари щедро жертвовали монастырю как почитаемому месту поклонения. Из века в век работали здесь и художники, и зодчие – создавали прекрасные иконы, возводили и расписывали храмы, укрепляли монастырь стенами и башнями. В конце XV – XVI веке здесь трудились знаменитый книгописец Ефросин, князь-инок Вассиан Патрикеев, Гурий Тушин. Богатейшая библиотека монастыря к середине XVII века насчитывала около 2000 книг. Среди них древнейшая личная библиотека Кирилла Белозерского из 12 томов, дошедшая до нас.
История храма и постройки
Главный храм монастыря – Успенский собор – был поставлен в камне зодчим Прохором Ростовским в 1497 году. Его древний иконостас, исполненный лучшими мастерами Руси, состоял из местного, деисусного, праздничного и пророческого чинов, стоявших на расписных деревянных брусьях-тяблах. Большинство икон (около 60) сохранилось. В местном ряду были иконы, которые приписываются Дионисию и художникам его мастерской. Это «Преподобный Кирилл Белозерский» и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием» (обе сейчас в Русском музее).
На протяжении более полутысячи лет люди со всей Руси приходили сюда, как к вратам небесным, чтобы увидеть эти стены, храмы, иконы, книги, пообщаться с монахами и поклониться мощам преподобного основателя. Они искали здесь небесную радость, чудесную помощь, духовный опыт, познание Вечности, а также здоровье и хлеб насущный. Многие из них становились учениками и последователями Чудотворца.
Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек и крепостных стен. Особого размаха строительство достигло в XVI столетии, в течение которого было возведено 5 храмов из 11 отстроенных за всю историю существования монастыря.
Если сооружение первых храмов — Успенского собора, церкви Введения с огромной трапезной палатой — диктовалось внутренними монастырскими потребностями, поскольку число братии неизменно росло и требовались более вместительные летний и зимний храмы и новая трапезная, то в последующее время нередко доминирующим мотивом служило желание увековечить определенное памятное событие.
Меньше чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь вырос в великолепный город, несомненно поражавший взоры паломников обилием церковных маковок, узорочьем башен, стен, живописностью служебных построек.
Поездка великого князя Василия III с женой Еленой на богомолье в Кириллов в 1528 г., когда супруги молили заступничества преподобного Кирилла пред Господом о даровании и рождении наследника, подвигла великокняжескую чету к огромной по тем временам щедрости: монастырю была дарована тысяча рублей.
На эти деньги одновременно строятся два храма: Архангела Гавриила — вблизи южной стены Успенского собора и храм Иоанна Предтечи — на холме, где некогда поселились преподобные Кирилл и Ферапонт. В церкви Иоанна Предтечи сооружается придел Кирилла Белозерского.
Таким образом, рядом с часовней, срубленной руками святого, рядом с земляной кельей, где подвижники жили первое время, появляется храм, посвященный памяти основателя. Этот храм на вершине холма и возникшая через тридцать лет на склоне этого же холма церковь Сергия Радонежского стали ядром Малого Ивановского монастыря, где жила больная престарелая братия.
В дальнейшем сын Василия III, Иван IV, полюбит этот вологодский дом, подаривший родителям радость, а ему жизнь. От юношества до старости Иван Грозный будет приезжать сюда в свои самые тяжелые дни. Здесь стояли деревянные покои Ивана Васильевича. А в опричнину Кириллов монастырь станет тюрьмой самых ценных преступников.
Сюда Иван IV сошлет 4-ю жену Анну, будет держать в монастыре и всю царскую казну. После смерти семья Грозного продолжит чтить семейную обитель. Сын Федор Иванович поставит придел имени жены Ирины, сестры Бориса Годунова. А Годунов, сменив его, отправит на постриг врагов своих.
Смутное время. Непокоренная твердыня
Бурные события первой четверти XVII века не обошли стороной монастырь. За стенами обители, с молитвами и тревогой за судьбу отечества, следили за сменами лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловой обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: будущего русского царя Михаила Федоровича, царевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую.
Арена военных действий все более приближалась к Белозерью. У себя на родине поляки наслышаны были о несметных богатствах Кириллова монастыря, о драгоценностях, хранимых в его ризнице. Приближение врага вынудило монастырское начальство пересмотреть монастырский арсенал, прикупить оружие и заняться починкой и укреплением крепостных стен.
В 1610 году игумен Матвей (1606—1615 гг.) отдает распоряжение: «...около монастыря починивать город и вновь стены вверх прибавлять», т. е. увеличивать высоту стен. С открытой напольной стороны в последующие два года возводятся укрепления Острога. Последующие события доказали прозорливость кирилловских соборных старцев. После освобождения Москвы разрозненные отряды польских и литовских интервентов двинулись на Север, разоряя по пути города. Под их натиском пали Вологда, Белозерск, Тотьма, Сольвычегодск.
20 августа 1612 года вражеские отряды показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря, но добычей их стали только продовольственные запасы и скот. Сильному разорению подверглись многие монастырские вотчины и промысловые места. 5 и 11 декабря того же года монастырь отбил хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит руководивший осадой пан Песецкий.
Правительство не сумело помочь монастырю, организация обороны и многолетняя осада целиком легли на плечи монастырской власти, и в первую очередь на игумена Матвея, писавшего в 1615 г. в Москву о страшном разорении монастырского хозяйства: «...Братия и служки побиты, иные перемучены, и казна монастырская, деньги и лошади, и хлеб, и всякие годовые запасы пойманы, а иные пожжены, и оттого де ныне монастырь оскудел, и братья, и служки, и служебники из монастыря бредут розно, и в монастыре де им в осаде сидети не с кем».
Шесть лет осады до предела истощили монастырскую казну, погибла треть защитников, а в целом население Белозерского края к 1617 г. сократилось почти на 90%. Но монастырь так и не был покорен. Многолетняя осада и защита крепости — одна из ярчайших страниц отечественной истории.
После изгнания интервентов монастырь не только принимает меры к залечиванию собственных, нанесенных войной ран, но пытается облегчить положение уцелевшего населения. Значительная часть крестьянских хозяйств получает льготы по земельному оброку, в результате чего уже к середине 1620-х годов заметно сократилась площадь заброшенных земель и выросло число крестьянских дворов.
Уже через двадцать лет после войны была восстановлена экономическая мощь монастырского хозяйства, что позволило в начале 30-х гг. XVII в. начать ремонтные работы, а в 1643 г. монастырь приступил к новому строительству.
Опыт войны с поляками и шведами, внутренние смуты, усилившиеся в 1640-е гг., а также желание царя отблагодарить монастырь за сбережение любимого боярина Бориса Ивановича Морозова послужили причиной невиданного на севере строительства новой монастырской крепости в Кириллове. Алексей Михайлович дал на строительство 45 тыс. руб. (для сравнения скажем, что за строительство церкви преп. Кирилла на кирилловском подворье в Вологде в эти же годы было выплачено 7 рублей).
У царского любимца Морозова монастырские власти позаимствовали 5 тыс. рублей, тысячу четвертей ржи, двести четвертей овса «для подкорма оградных работников». После смерти Морозова по решению царя долговое обязательство монастыря было погашено из средств государственной казны. Как и оборона старой крепости во времена лихолетья, так и строительство невиданного по размерам Нового города велись собственными силами.
Крепость – это величайшее достижение местных мастеров-каменщиков. Строительство началось 18 мая 1653 года на деньги царя Алексея Михайловича Романова. «Новый город» окружает монастырь с трёх сторон. По всей длине крепостные стены состоят из трёх ярусов – нижнего закрытого и двух верхних, обращённых внутрь монастыря открытыми арочными галереями. Длина стен новой крепости составляет 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Крепость включает в себя 6 башен – 4 угловые и 2 воротные.
Строительство крепости продолжалось около 30 лет (до 1680 года). На её сооружение было израсходовано огромное количество строительных материалов и сил монастырских крестьян. Однако благодаря постройке Нового города Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из самых крупных монастырей в Европе и самой мощной крепостью на Русском Севере.
Середина XVII века — это не только время бурного экономического развития, грандиозной стройки. В истории монастыря — это и официальное признание высокого духовного значения обители: 1 августа 1649 г. монастырю было пожаловано архимандритство. Со времен основания монастырем управляли игумены, и, как отмечают историки, кирилловские игумены зачастую по значимости стояли выше многих архимандритов и принимали участие в решениях земских и церковных соборов.
Место ссылки
Удаленный от столицы, окруженный стенами монастырь с конца XV в. становится местом ссылки. Междоусобицы и придворные интриги приводят в монастырские стены князей Воротынских, бояр Шереметьевых, друга и советника царя И. Грозного Селивестра, царя Симеона Бекбулатовича, митрополита Иоасафа и многих других известных в русской истории лиц.
Но самого знатного своего узника монастырь узрел в 1676 г., когда после десятилетнего пребывания в Ферапонтове в Кириллов перевели шестого русского патриарха Никона.
Бывший «собинный» друг царя Алексея Михайловича, реформатор русской церкви, в 1666 г. церковным собором, созванным по желанию царя, был лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку на Белоозеро. Содержание бывшего патриарха, не сумевшего смириться с положением простого чернеца, в основном ложилось на Кирилло-Белозерский монастырь даже в пору его пребывания в Ферапонтове.
В 1681 г. уже тяжело больной Никон получил разрешение возвратиться из ссылки, но по дороге скончался и был похоронен с почестями в основанном им Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре.
По монастырской описи 1601 г. в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии, но население монастыря, кроме монахов, составляло значительное число послушников и мирских людей. Огромное монастырское хозяйство, земли и промысловые места которого были раскиданы во многих уездах средней и северной Руси, требовало привлечения целого штата для управления.
В начале XVII в. управление монастырскими крестьянами и исправление всех государственных повинностей контролировали мирские лица, именуемые «слугами», их было более 80 человек. Кроме чиновников, монастырь нанимал большое число (иногда до 400 человек) служебных и мастеровых людей, исправлявших разные работы в подмонастырском хозяйстве.
Вокруг монастыря располагались мастерские, где трудились кузнецы, токари, сапожники, портные, резчики по дереву и прочий мастеровой люд. Население монастыря и подмонастырья значительно увеличивали призреваемые нищие, больные, престарелые миряне, которых порой собиралось более 100 человек. Они жили, как правило, в монастырских больничных палатах и богадельнях.
Екатерина Серёжина