Найти в Дзене

Человеческий фактор в автономном транспорте: готовы ли мы?

Материал подготовлен по беседе с директором Образовательно-научного института транспортных систем НГТУ им. Р. Е. Алексеева, доцентом, канд. техн. наук Антоном Владимировичем Тумасовым.
Материал подготовлен по беседе с директором Образовательно-научного института транспортных систем НГТУ им. Р. Е. Алексеева, доцентом, канд. техн. наук Антоном Владимировичем Тумасовым.

Говоря об автономных автомобилях, мы неизбежно сталкиваемся с ключевым вопросом: готовы ли люди принять их, а общество — адаптироваться к переменам?

Ещё в 1886 году первый автомобиль Карла Бенца встретил сопротивление. Сомнения разрушила жена изобретателя Берта Бенц: посадив двух сыновей в «непонятную» машину, она проехала более 100 км — поступок, который современники сочли дерзким. История показывает: психология общества почти всегда отстаёт от технологического рывка.

Сегодня ситуация повторяется. Разработки беспилотного транспорта впечатляют, но общество всё ещё колеблется. Главный страх — ответственность за аварии: водитель, производитель или разработчик? Эта неопределённость стала серьёзным психологическим барьером.

В обычном авто человек лично отвечает за безопасность, но, садясь в беспилотник, он доверяет алгоритму. Можно ли расслабиться, когда машина несётся 120 км/ч, а вокруг такие же «роботы»?

«Это напоминает полёт Юрия Гагарина, — отмечает А. В. Тумасов. — При всех расчётах фактор неизвестности требовал личного мужества. Сегодня мы стоим на похожем перекрёстке: смелость должна встретиться с технологическим прорывом».

Для массового внедрения автономного транспорта нужны не только алгоритмы и сенсоры, но и эволюция этических норм, эмоций и законодательства. Этими вопросами занимается Образовательно-научный институт транспортных систем НГТУ им. Р. Е. Алексеева.

Готовы ли мы сделать следующий шаг — или останемся заложниками сомнений, продиктованных прошлого? Ответ зависит не столько от машин, сколько от нас самих.