Замок - величественное и прекрасное строение. Высокие белые башни, крепкие стены, прочные ворота и, конечно же, большой, мрачный и величественный донжон, главная башня, сердце замка, где живет, правит и пирует владыка окрестных земель. Именно такими привыкли мы видеть главные средневековые укрепления на страницах книг и фильмов. Именно о таких замках рассказывают нам истории заезжие менестрели и труверы. И все это истинная правда, Вот только не вся.
Кроме величественных гигантов вроде Эдинбургского замка в Шотландии или польского Мальборка, существовали и значительно меньшие крепости. И нет, речь наша сегодня пойдет не о небольших замках вроде германского Эльца и английского Гудрича. Да что там говорить, даже про обычные донжоны мы сегодня говорить не будем. Просто потому, что эти здоровенные башни все еще слишком велики в сравнении с героями нашей сегодняшней истории.
Но погоди автор, — удивится самый нетерпеливый читатель, — ты что, имеешь в виду, говоря что обычный донжон может быть больше целого замка? Но как такое возможно? Ведь это же просто башня, хотя и очень большая.
Да, дорогой друг. Все именно так. С тех самых пор, как раннее Средневековье сменила "эпоха рыцарей" вместе с нормальными замками, которые было не стыдно воспеть в приличной балладе, строились и другие, те, про которые известные менестрели пытались не вспоминать. Что это за замки такие? Давайте разбираться.
Все мы отлично понимаем, что любой замок, особенно если он большой и красивый - это не просто серьезное вложение денег, это какая-то финансовая катастрофа. Сотни тысяч тонн камня и дерева, годы земляных работ, сотни строителей, чудовищное количество железа и инструментов - и все это даже не самый главная статья расходов. Сразу же после того, как замок построен, и задолго до того, как первая радость обладания этим архитектурным шедевром успела пройти, замок нужно начинать ремонтировать. И ремонт этот, не прекратиться ни на секунду - от первого до самого последнего дня. Впрочем, и кроме непрерывного восстановления каменной твердыни, его владельцу всегда есть чем заняться.
Слуги, гарнизон, кузнецы, подвалы с вином, священники, огромная кухня и множество других необходимых в хозяйстве вещей отнимают не только время, но и деньги, которых после постройки замка стало не в пример меньше. И смиряет тебя со всем этим только понимание того, что замок - это, конечно, кошмар, но и без него никак нельзя. Если он вдруг исчезнет, то куда будут свозить подати окрестные крестьяне? Где хранить добро и казну? Куда, в конце концов, поселить дружину, что должна гонять по окрестным лесам лихих людей и случайно заглянувших на огонек дружинников твоих благородных соседей? Нет, как ни крути, замок нужен. Но с другой стороны....
Стоит ли строить его в бесконечно сельских баронствах, чьи земли лежат в глубине королевского или герцогского домена, до которых никогда не докатится война. Быть может, хватит простого каменного дома, или даже хорошо укрепленного шале? В смысле нет? Двери тонковаты и стены не выдержат осады? А еще нет места под склады и некуда селить дружину. Ну что же, звучит убедительно. Но на замок у провинциального барона денег все равно нет. Поэтому давайте вместо нормального замка построим замкосодержащий продукт.
И хотя в XI веке, Европа, выбравшись из многовекового климатического пессимума, чувствовала себя, в общем, уже неплохо, но лишних денег все равно не было. Особенно у небогатого сельского дворянства. И поэтому проблемы защиты своих земель, семьи, головы и баронской короны, каждый решал как мог, опираясь на небогатые местные ресурсы и свой тощий кошелек.
Вот, например, на юге Франции, в землях Тулузы и Аквитании, где местные герцоги древних родов ни на секунду не прекращали выяснять, кто из них древнее и чья семья наследует славу Эда Аквитанского, а кто тут просто погулять вышел, замкозаменители стали строить на базе обычного каменного двухэтажного дома. А иногда, даже использовали для этого средневековый аналог шале, каменным у которых был только первый этаж.
К такому укрепленному дому, с трех или четырех углов пристраивали небольшие круглые башни с площадками для стрелков наверху, и получалось в общем и целом очень даже неплохо. Узкие, как бойницы, окна первого этажа иногда заделывали, а если и оставляли, то ширина их была, мягко говоря, совершенно недостаточной для того, чтобы туда проник посторонний. Даже просунуть руку в эту щель было тем еще развлечением. Стрелки же, уместившись на башнях, простреливали любую точку, куда мог прокрасться коварный враг, делая атаку малыми силами на этот шедевр фортификационного и экономического искусства непростой задачей.
Понятно, что такой, с позволения сказать, "замок" не выдержал бы хоть сколько-то серьезной осады. Но так как и строились они там, где шанс увидеть большую армию ровнялся нулю, даже такое укрепление оказывалось более чем эффективным. Штурмовать силами одной - двух дружин укрепленное таким образом здание было почти невозможно. В первую очередь из-за скудности местной осадной техники.
Главный инструмент осады, лестница, тут был вообще неприменим, просто потому, что не было стены, на которую можно было бы взобраться и захватить. Да, конечно, можно было залезть на высокую крышу, но исключительно для того, чтобы стрелкам на башнях было легче целиться, и не было необходимости брать упреждение при стрельбе. В общем, с какой стороны не посмотри эскалада такого замка, совершенно точно не походила на план успешного успеха.
Для того, чтобы перестрелять в дуэли укрывшихся за зубцами башенок лучников и арбалетчиков, требовалось в разы больше стрелков. А где, спрашивается, их взять в мелких баронских конфликтах, что велись за опушку леса или заливные луга? И даже серьёзный перевес по пехоте и рыцарской коннице не сильно помогал, если твой враг закрылся дома и говорит, что выходить из него, ближайшие пару месяцев не собирается.
Конечно, всегда актуальным оставался таран, бывший ключом от всех дверей. Но как раз двери такого замка, были самым серьезно укрепленным местом его конструкции. Хозяева, понимая, что зайти в такую крепость проще всего через вход, превращали его в натуральные ворота, сделанные из толстого дерева и дорогого металла. А вокруг дома так и вовсе рыли ров. Понятно, что стоили такие работы, как крыло от самолета, но чего не сделаешь ради собственной безопасности.
Одним словом, конструкция вышла удачной, причем настолько, что к началу XII века на юго-востоке Франции, в такие крошечные замки перестали перестраивать укрепленные дома и начали их строить по этому проекту с самого начала. И получалась в результате уже совершеннейшая красота. Заимев генеральный проект, укрепления такого типа лишились разных гражданских вольностей и глупостей, вроде окон первого этажа и относительно тонких стен главного здания, превратившись в почти настоящие замки. Только крошечные.
Размеры такой цитадели, зачастую не превышали двадцать шагов в длину и ширину, зато высота еще подросла, делая их штурм при помощи осадных лестниц уже совершенно бессмысленным делом. Также увеличившиеся в размерах угловые башни, стали конструкционно общим с главным зданием помещениями, что позволило разместить в них, на первых, закрытых этажах склады, арсеналы и даже вырыть в одной такой башне нормальных колодец.
Вообще, об успешности данного типа малого замка говорит даже не то, что они строились во внутренних землях королевского домена и землях Тулузы и Аквитании вплоть до XIV века, а тот факт, что зачастую, даже получив деньги на постройку нормального полноценного замка, местные феодалы стоили.... Тот же самый укрепленный дом, только уже совсем других размеров. Как, например, королевский замок Тараскон, заложенный в конце XIV века в Провансе.
В это время в землях Нормандии, местное благородное, но еще менее богатое мелкое дворянство, внимательно смотрело на своих соседей с юга и что-то записывало. Идея укрепить еще немного и так неплохо укрепленные аристократические дома всем очень нравилась. Только было решительно непонятно, зачем эти южане опять все усложняют своими башенками и прочими излишествами. По мнению суровых северян, выглядело это все как-то не по-рыцарски.
Впрочем, сама по себе идея была признана отличной, и потомки Вильгельма Завоевателя просто увеличили большой двухэтажный каменный дом, сделав его еще больше и добавив сверху еще один этаж и боевую площадку размером во всю крышу. Получив в результате какой-то странный гибрид загородного дома и крепостного донжона.
От донжона данная конструкция отличалась меньшими размерами, а от обычного дома - чудовищно толстыми стенами, которые даже через три века, не вдруг мог пробить самый совершенный требуше. И такое решение имело относительно малого замка южан свои плюсы и минусы. С одной стороны, у стрелков на крыше не было таких удобных позиций для фланкирования противника, лезущего наверх по лестницам. Но с другой, в отличие от замков Аквитании и Тулузы, все войска, оборонявшие такую башню, находились в одном месте. Что позволяло встречать прущего снизу врага дружно и со всем возможным гостеприимством.
Опять же, из-за простоты постройки, за меньшие деньги ты получал почти настоящий замок большей площади. Это ли не счастье? К тому же, по новейшим веяниям итальянской моды, уже в XII веке входную дверь таких башен стали располагать на высоте второго этажа, подводя к ней большую деревянную лестницу. Это остроумное решение, позволяло в случае опасности довольно легко разрушить ее, предоставив дорогим гостям возможность стучаться в дверь, расположенную на высоте двух человеческих ростов.
И снова мы должны повториться, это было далеко не самое лучшее военное решение. Все эти игры в малые замки, были результатом отсутствия возможность построить нормальную крепость из-за её чудовищной дороговизны. Впрочем, если ты, дорогой читатель, подумал, что такой вот замкосодержащий продукт был дешев и поэтому доступен каждому уважающему себя рыцарю, то я вынужден тебя разочаровать. Даже они, стоили каких-то фантастических по тем временам денег, и вложится в такой проект могла лишь средневековая аристократия.
Не обладая размерами и стоимостью настоящего замка, даже такая нормандская башня, требовала приличное количество серебра для своего содержания и поддержания в работоспособном состоянии всего, что с ней связанно. От небольшой, но верной и лихой дружины до последнего слуги, в обязанности которого входило множество задач, начиная с заготовки дров до ремонта черепичной кровли. И содержать даже такое скромное средневековое укрепление, можно было, только имея приличное количество земель и податного крестьянства.
Но если ты, дорогой друг, решил, что огромный каменный дом это максимум того как можно экономить на постройке замка, немедленно прекрати так думать. Иногда, когда денег был совершеннейший мизер, а что-то хотя бы отдаленно похожее на каменный замок, так и так нужно было строить, провинциальная знать, вероятно, по старой привычке возводила обычную деревянную стену. Вроде старого доброго частокола, что окружал башню старых деревянных Motte-and-bailey. Вот только взводили этот «частокол» из камня и был он толстым как ствол Иггдрасиля.
Какое-то время, внутри такого каменного кольца оставалась большая деревянная башня, но это решение было признано неэффективным. Поэтому уже в XII веке неудобная для проживания и хранения припасов башня была удалена. Вместо нее к внутренней стороне каменного кольца были пристроены каменные, кирпичные и даже деревянные постройки с выходом в один большой круглый двор, в центре которого, как правило, размещался колодец.
В основном, такую конструкцию малого замка мы видим в тех землях, где даже в начале классического Средневековья было все еще сильно старое германские и даже кельтское наследие. Находятся такие, или очень похожие малые постройки, на восточных берегах Рейна, в изначальных землях саксов, в горной Шотландии и вечно беспокойной Ирландии. То есть везде, где шла непрекращающаяся малая война, и нужны были хоть какие-то серьезные укрепления. А денег, для того, чтобы построить вокруг себя донельзя прогрессивный феодализм с его прекрасными, огромными замками, хронически не хватало.
И на удивление, даже такой примитив, оказался вполне себе удачным решением. Ну, понятно, в условиях отсутствия настоящего замка. Главным плюсом этой круговой конструкции была серьезная экономия нормального камня, идущего на постройку стен. Ведь все внутренние здания и помещения, построенные вдоль круговой стены, можно было делать вообще из всего чего угодно, хоть даже из фахверка - самого дешевого материала средневекового строительства. А весь сэкономленный таким образом дорогой камень пустить на эту самую стену, доводя ее высоту до семи, восьми, а иногда и большего количества метров.
А если вспомнить, что поверх стены можно было установить бревенчатую боевую галерею, и не забыть, что строились такие замки обычно на вершине холмов, то становится понятно, что штурмовать эту нелепую, в общем, конструкцию было тоже тем еще развлечением. Безопасность же главного входа обеспечивали двойные ворота в толстой стене, разделенные натуральным "коридором смерти", прорвавшись в который, противник становился очень уязвим для стрельбы сверху и камней, которые беззастенчиво, не боясь промахнуться, сбрасывали на него немногочисленные защитники.
И вся эта красота, строилась, за, в общем-то, небольшие деньги. Ну, опять же, небольшие в сравнении со стоимостью полноценного замка или нормальных городских укреплений. Топорно? Да. Архаично? Несомненно! Странно выглядит? Еще как! Жить в таком "бублике", наверняка было совсем не так удобно как в нормальном замке вроде Гудрича или Мальборка. Но главную свою функцию, это замкосодержащее строение отлично выполняло. Сохраняло в целостности жизнь, корону и казну хозяина окрестных земель.
Вот примерно так и проживала часть беднейшей сельской аристократии классического Средневековья. И никаких тебе белых башен с флагами в цветах твоего герба, барбаканов и величественных донжонов. С другой стороны, смотря на эти малые замки Европы, становится отчетливо понятно, если человек по-настоящему захочет построить замок для себя любимого, то ничто на свете не сможет его остановить.
А на сегодня все. Следующим замком, что появится на канале, будет неизвестное почти никому укрепление в меловых холмах старой доброй Англии, что одним своим присутствием изменило баланс сил в те далекие времена, когда короли англов и саксов боролись с дикими пиктами и друг другом за право стать единственным владыкой Британии. Но это уже совсем другая история.