Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Как украсить средневековый замок.

Да как можно вообще жить в этом вашем замке? Даже если помнить, что это лучшее, что может предоставить человеку Средневековье, идея провести остаток своих лет внутри такой хорошо укрепленной жилплощади, не кажется сильно соблазнительной. Нет, ну правда, мало того, что замок по факту - это в первую очередь военное укрепление, со спорными решениями в области тепла и освещения, так он еще и выглядит, мягко говоря, не очень привлекательно.

Толстые стены из огромных, плохо обработанных камней, сложенных на не сильно привлекательном даже с виду цементе из глины, извести и песка. Грубая, неудобная мебель, огромные комнаты, длинные коридоры, стрельчатые окна. Да, кстати, окна - они вообще были застеклены или нет? И вопрос этот, хотя и является не очень значительным, на самом деле важен. Даже теплые зимы классического средневековья переживать с открытым окном - такое себе развлечение.

А на самом деле, неужели рыцари и титулованное дворянство вот так и жили, в этих довольно-таки спартанских условиях, которые демонстрируют нам дотянувшие до XXI века средневековые замки? А если нет, то что они делали для того, чтобы жизнь их была хоть немного краше? Ведь это важно - показать, что у тебя все отлично, а сам ты обладатель не только больших денег, но и безупречного вкуса. Вот только как это сделать, если ты живешь, по сути, в большой каменной коробке?

Да как тут жить то?
Да как тут жить то?

И действительно, на первый взгляд те немногие дошедшие до нас настоящие замки, построенные во времена, когда главной их задачей было угнетение окрестных земель, с точки зрения места для постоянного проживания выглядят не то чтобы очень интересно. Ну, по крайней мере, желания поселиться там на ближайшие двадцать лет не вызывают совершенно точно. А что же делать, если другого выбора просто нет? Конечно же, украшать свое новое жилье в меру сил.

И первое, о чем нужно сказать - внешний вид замка времен Средневековья и замка, каким мы его видим сейчас, практически всегда различаются чуть более чем полностью. Вся эта брутальность грубых каменных блоков, грубых стен и некоторая общая дикость, приобретена замками за долгое время их существования, особенно за последние несколько веков, с тех пор, когда они перешли из категории нужное и важное укрепление в категорию историческое наследие.

Замок, если мы говорим именно об укрепленном строении, - штука очень сложная и требующая постоянного ремонта и большой команды рабочих разных специальностей. И вот если его этой команды лишить, то твердыня, еще недавно наводящая страх и ужас на окружающие земли, чрезвычайно быстро превращается именно в то, что мы можем сейчас наблюдать - огромную ветшающую каменную громаду.

Это не замок, это труп замка.
Это не замок, это труп замка.

И первое, что бросилось бы в глаза, если бы мы увидели замок в средние века, это, конечно, его заметно большая аккуратность относительно современного состояния. Ветры и дожди, конечно же, и в те далекие времена старались уязвить его стены и башни, вымывая и выдувая цементную смесь и истирая камень. Но сделать им это было непросто. Ведь у них на пути стояла целая армия работников, занимающихся постоянным ремонтом замка.

Замок, как изнутри, так и снаружи непрерывно ремонтировался, чистился и подновлялся. Более того, довольно часто, хозяева, не желающие мирится с тусклой серой громадой стен, штукатурили и красили свои замки даже снаружи. Да, это было недешевое удовольствие, но на что не пойдешь, чтобы выделиться среди окружающих и принести немного светлых минут в эту средневековую реальность.

Не нужно, конечное, думать, что это была полноценная штукатурка, подобная той, что покрыт, например, Выборгский замок, вовсе нет. Так оформлять постройки стали намного позже, уже во времена Раннего Нового времени. Если же мы говорим о классическом Средневековье, то это было, в общем, довольно жидкое покрытие, чуть гуще современной извести, которое наносилось на каменную кладку и хотя не скрывало ее полностью, но делала заметно более светлой. Так что да, белые башни замка над холмом - это не средневековая фантазия, а вполне себе историческая реальность.

Так-то он каменный. Просто немного побеленный.
Так-то он каменный. Просто немного побеленный.

А вот изнутри применялась уже нормальная штукатурка. И именно она, как ни странно, и была главным способом украсить внутренние помещения замка. Нет, конечно, в первую очередь это все еще было средство утепления жилого помещения. Но если у тебя внезапно образовалось несколько огромных светлых стен, то идея нарисовать на них что-нибудь красивое, приходит сама собой.

Количество рисунков, найденных на остатках средневековой штукатурки, и изображений подобного украшения на синхронных ИЗО настолько велико, что можно говорить совершенно точно. Даже самые небогатые аристократы не пренебрегали этой простой возможностью сделать свою жизнь немного более красочной.

Цветочные орнаменты, примитивные животные, простейшие фигуры, надписи и геральдические знаки. Все это, нанесенное на светлые стены цветными красителями, делало помещения замка намного более светлыми и нарядными. И это, нужно сказать, было отличным решением, с какой стороны не посмотри.

Просто, но красиво. А главное светло в комноте.
Просто, но красиво. А главное светло в комноте.

Понятно, что подобным образом украшали далеко не все помещения замка. И даже не все жилые помещения. В конце концов, не так много в крепости жило людей, любивших и ценивших прекрасное. А тратить пусть и не дорогой, но все же стоящий каких-то денег краситель для того, чтобы украсить стену склада или каморки прислуги? Ну в своем ли вы уме, право слово.

Богатое титулованное дворянство, нужно сказать, на простейших рисунках не останавливалось. Эти со всех сторон замечательные люди, для украшений своего жилища, уже с XII века приглашали художников, умеющих писать по мокрой штукатурке. Картины эти несколько позже назовут фресками. И уже к XIV веку подобная роспись станет не просто знаменитой на весь мир, но и будет считаться отдельной формой живописи. Но во времена "эпохи рыцарей" об этом еще не догадывались. Что, впрочем, не мешало тогдашним художникам создавать целые полотна на стенах храмов и внутри замков. самых богатых прихожан.

А вот это уже дорого. Но на что не пойдешь ради красоты.
А вот это уже дорого. Но на что не пойдешь ради красоты.

Но, конечно же, рисунки на стенах в комнатах аристократии и главных залах были не единственным средством сделать свою жизнь немного ярче. Большие тканевые занавески и шторы, что изначально применялись, похоже, в качестве дополнительной защиты от холода и сквозняков, довольно быстро превратились в еще одно средство украсить замок.

Уже к XI веку они начинают превращаться в еще достаточно примитивные гобелены и шпалеры, иногда достигая довольно больших размеров. А к XII становятся не экзотическими украшениями, а хотя и недешевыми, но вполне привычными элементами домашней обстановки. Примерно в это же время, изображения на гобеленах перестают быть исключительно библейскими и начинают отражать светскую жизнь того времени в полном ее объеме. Что делает их еще более востребованными среди средневековой аристократии.

Впрочем, с появлением шпалер, собственно шторы и портьеры тоже никуда не делись. Большие, длинные полотна крашеной ткани, оказались, в общем-то, еще одним не чрезмерно дорогим способом украшения комнат и больших официальных залов в замке. И да, став ярче и красивее, покрывшись вышивкой и тесьмой, вся эта масса ткани, осталась по-прежнему отличным способом защиты от холода и сквозняков.

Гобелен XII века. Ну а че, красиво же!
Гобелен XII века. Ну а че, красиво же!

А еще одним важным средством украсить средневековый замок были окна. И нет, сейчас мы говорим не о витражах, хотя о них мы сегодня тоже вспомним. Речь идет про обычные окна, вернее, про эффекты "световых столбов", которые были известны еще со времен Древнего Египта. И этот прием для архитекторов средневековой Европы, хотя и вынырнувшей совсем недавно из "темных веков", тоже никаким секретом не был.

Вообще, замковая архитектура романского и раннего готического стиля - это тяжелая монолитная стена с немногими арочными окнами. И если мы говорим о функциональности, это отличная архитектура. Однако, с другой стороны, небольшое количество, пускай даже и больших окон, создавали во внутренних помещениях замка, мягко говоря, полумрак. И вот этот полумрак лучшие архитекторы того времени могли и умели использовать в своих интересах.

В полутемном помещении, просто правильно сориентированное по сторонам света окно, вернее, световой столб, которое оно создавало, мог быть украшением не меньшим, чем шпалеры или дорогая мебель. Свет из резного окна, падая на колонны и стены, создавал зачастую даже более прихотливые рисунки, чем могли придумать швеи, украшавшие свои гобелены шелком и пурпуром.

Вроде ничего не обычного, а каменный коридор сразу стал уютнее.
Вроде ничего не обычного, а каменный коридор сразу стал уютнее.

Впрочем, нельзя не сказать, что в замковое строительство такие игры со светом и тенью пришли, конечно, из традиций храмостроения. Как, впрочем, и еще одно чудо, что чрезвычайно впечатляло в те далекие века, и простых прихожан церкви, и титулованную знать. И да, вот сейчас речь пойдет о витражах.

Едва ли не до конца XI века витражные окна были почти исключительно церковной прерогативой. Ну просто потому, что стоили они каких-то совершенно безумных денег. За цену огромного фронтального витража собора, состоявшего из нескольких десятков килограмм закаленного цветного стекла, собранного при помощи свинцового переплета в прекрасную картину, можно было призвать на службу небольшую армию.

Однако с началом Крестовых походов все изменилось. Трофеи, новые материалы и технологии, а главное, монетарное серебро, что текло полноводным ручейком с востока, сделало европейское рыцарство и дворянство богаче, а процесс изготовления витражей, наоборот, дешевле. И уже к концу XII века первые витражные окна появляются в замках знатнейших аристократических семей. Вызывая жуткую зависть у соседей, восхищение у вассалов и приступы неконтролируемой злобы у врагов и лучших друзей.

И нужно сказать, завидовать было чему. Большое витражное окно, даже одно, дает крайне интересный световой эффект в помещении, превращая его в средневековый аналог калейдоскопа, через который солнце расцвечивает зал всеми известными человечеству цветами, делая его праздничным и волшебным. Постоянно жить, правда, в таком помещении невозможно, но витраж, даже если он один в замке, он не про повседневную жизнь, Он вообще про другое.

Жить в таком помещении конечно невозможно но красиво же.
Жить в таком помещении конечно невозможно но красиво же.

Ну и последнее, о чем необходимо поговорить сегодня - это мебель. Конечно же, это был простой и надежный способ показать окружающим свой достаток и сделать свою жизнь немного удобнее.

Вообще, говоря о средневековой мебели, нужно заметить, что было ее в повседневном быту немного, даже если мы говорим о рыцарстве и аристократии. Огромные шкафы, десятки кресел и стульев, длинные столы - все это детища самого конца позднего Средневековья и Нового Времени. Во времена же строительства замков, еще не ставших дворцами, даже самая титулованная аристократия была в этом вопросе более чем скромна.

Кровать, стол, шкаф, сундук, скамья. В помещении находилось только то, чем реально пользовались его жители и хозяева. Идея загромождать комнату, даже очень большую, лишними вещами, едва ли не до XV века казалась человеку не то чтобы очень разумной. Зато всему, что в комнате находилось, было совершенно необходимо уделить максимальное внимание.

Даже сундук.
Даже сундук.

Именно позднему периоду романского стиля, мы обязаны первой по-настоящему тонко украшенной мебелью. Нет, конечно, попытки украшательства предметов обихода не исчезали полностью даже во времена падения Вечного города. Но тут мы имеем дело совсем с другим подходом. Каждый предмет мебели, будь то стол, стул или даже сундук, при помощи резьбы, рисунка или другого декора, превращался в натуральное произведение искусства. Повторить которое, чаще всего, не смог бы даже автор.

И вот в этом балансе небольшого, в общем, количества мебели и яростного желания бесконечно сильно ее украсить иногда рождались потрясающе красивые вещи. Пользоваться которыми было само по себе отдельное, ничем не сравнимое удовольствие. Простое, понятное и такое необходимое, в этих ваших не сильно дружелюбных Средних веках.

Красиво жить не запретишь.
Красиво жить не запретишь.

Вот как-то так и жили чрезвычайно благородные лорды и крайне храбрые рыцари, используя любые, зачастую даже самые невеликие возможности, чтобы сделать свою жизнь в холодных каменных мешках немного удобнее. Впрочем, сочувствовать тяжелой их судьбе, мы, конечно же, не станем. Потому что в тех же самых замках, в то же самое время жили люди, которым не досталось ни витражей, ни резной мебели, ни портьер с гобеленами.

Они бессменно несли службу на стенах и барбакане, а спали там же, где должны были сражаться в случае нападения на замок. Замковая стража, ополченцы, вытянувшие счастливый билет, надежные, как скала, старики-ветераны, что не могли больше сопровождать своего лорда в бою, и неудачники, отправленные на гарнизонную службу отдуваться за благородного до невозможности рыцаря. Впрочем, история про них будет рассказана уже в следующий раз.