Замечательная штука, я вам скажу, этот ваш средневековый замок. Даже если он совсем небольшой. Вообще, замки в средневековой Европе, выполняли множество полезных функций. Они были местом хранения налогов, точками сбора натуральной подати, домом для местной аристократии, главным инструментом угнетения податного населения и базой для тренировки местного ополчения.
А еще, мастерской и кузней для ближайших крестьянских хозяйств, местом проживания иногда единственного в округе священника и даже аналогом местного отделения полиции и районного суда. Кажется, не было такого дела, с которым не справился бы этот лучший друг средневекового феодала и его бравый гарнизон.
Вот только не много ли берет на себя этот самый средневековый замок? Как осилить такое количество задач? А главное, кто всем этим будет заниматься? И это, кстати, отличный вопрос. Кто вообще жил в средневековом замке? Ну, кроме его владельца понятно. Стража, конюхи, рыцари, лошади, слуги, а может быть принцессы? И сколько их там вообще было? Давайте разбираться.
И сначала, как обычно, давайте договариваться о терминах. Говоря про "средневековий замок" мы будем говорить именно про классический средневековый замок XI – XV века. Укрепленное строение, где жил типичный средневековый феодал с дружной командой своих последователей. Более ранние укрепления типа "Motte-and-bailey", как впрочем, и более поздние "замки" являющиеся, по сути, большими поместьями, что изо всех сил пытались быть похожими на своих средневековых предков, мы сегодня рассматривать не будем.
Итак, замок. И первое открытие, которое ты совершаешь, увидев его воочию, это обычно осознание того, насколько он небольшой. Нет, конечно, есть и огромные замки, вроде французского Каркасона, Эдинбургского замка в Шотландии или польского Мальборка. Но все же большинство замков того времени, были в общем, не очень велики.
Подавляющее их количество, из тех что были построены в средневековой Европе, едва ли имеют хотя бы одну стену длинной более шестидесяти или семидесяти метров. А площадью, как правило, не превышают обычного футбольного поля. Причем в размеры этого поля входят не только собственно двор замка, но и все его укрепления, со стенами, башнями, донжоном и барбаканом.
А еще не будем забывать, что замок это так же казармы, мастерские, конюшни, кузня, место, где храниться натуральный налог, колодец и многое, многое другое. И что для нормальной работы всего этого хозяйства, требуются рабочие руки. Причем зачастую руки многочисленные.
Но мы, кажется, отвлеклись, и пора чуть внимательнее посмотреть, кто собственно живет, в нашем замке.
И, во-первых, конечно же, там живет феодал. Чрезвычайно редко, даже самые небольшие и незначительные замки, состоящие из одного, по сути, донжона, попадали в руки рыцаря, как бы он не был богат и высокороден. Как мы говорили выше, замок являлся центром феодальной системы хозяйствования, поэтому проживал в нем, как правило, владелец фьефа, лена или феода. То есть титулованный аристократ. Например, барон.
Конечно же, в больших замках, стоящих на богатых землях, случалось, жили и более знатные аристократы. Но так было не всегда. Все же замок - это не про комфорт и удобство жизни, а про защиту земель и подавление недовольных в округе. К тому же, большинство замков располагалось в безнадежно сельской местности, вдалеке от королевского двора. Жить в этом захолустье для высшей аристократии было конечно можно, но зачем, если были варианты поинтереснее.
Но мы снова отвлеклись.
Вместе с владельцем замка в нем совершенно естественным образом проживала его семья. Жена, дети, иногда близкие и дальние родственники, и было их обычно немало. Вообще большие семьи были характерны для сельской аристократии средневековой Европы. А случалось это потому что из-за профессиональных рисков убыли там бывали такие, что сохрани Господь.
Феодал, обязанный службой королю или герцогу, обычно приходил на войну не один, а с кем-то из своих взрослых сыновей. И так как случалось всякое, каждый разумный человек понимал, что неплохо бы иметь некоторый запас младших родственников, чтобы в случае, если военный поход пойдет не по плану, было кому принять опустевший феод под свою руку.
Три, четыре, пять детей, собственно, сам лендлорд с супругой, какое-то количество дальних и ближних родственников. В общем, только титулованной аристократии в замке проживало не менее десятка человек. А зачастую и значительно больше. И всех этих в высшей степени достойных людей нужно было защищать. Впрочем, как и земли феода, центром которого был замок.
И главной военной силой гарнизона замка были, конечно же, рыцари. К счастью, у нас есть совершенно точные документы, дошедшие до нас из XII – XIII века, рассказывающие о численном составе гарнизонов замка. Почему совершенно точные? Да потому, что это платежные ведомости. В них, конечно, бывает, тоже пишут разные сказки, но намного реже, чем в героических эпосах и балладах.
Так, в средневековом замке размером с Генелон, в мирное время, обычно несли службу два или три рыцаря. Они охраняли местные земли от бандитов, исполняли роль замкового кастеляна и иногда шерифа, если королевские силы правопорядка не могли, ну или не хотели добраться до земель их сюзерена. Понятно, что когда мы говорим о трех рыцарях, то речь идет не о трех бронированных всадниках. Рыцарь, на самом деле, это довольно сложная организационная структура.
Кроме непосредственно благородного до последней стадии, но нетитулованного военного аристократа, образца добродетели, храбрости и все такое прочее, в состав боевой единицы "рыцарь" входило еще несколько человек. Оруженосец или вооруженный слуга, а также несколько (от одного до полудюжины) бойцов, вооруженных и снаряженных сильно по-разному, в зависимости от рыцарской удачи и богатства.
Это могли быть как всадник, не очень сильно уступающий самому рыцарю в умении сражаться, вооруженный копьем, щитом, а может быть даже в шлеме и кольчуге. Так и пара лучников – голодранцев, не сбежавших только потому, что своего хозяина они бояться больше смерти. И вот несколько таких небольших отрядов, усиленных бойцами из замковой дружины, и были основной боевой силой средневековой Европы в мирное время.
Нужно заметить, что служба в замке считалась равнозначной заменой военной службе на поле боя. То есть, если рыцарь был призван своим сюзереном на службу в замке, то в случае войны не было никакой возможности призвать его в королевскую армию. Просто потому, что свой долг в этом году он уже отдал. И дальше все было только за деньги, подарки и разные привилегии.
Защита замка в мирное время, нужно сказать, службой считалась не сильно престижной, но при этом весьма доходной. Так, например, в Англии XII века рыцарь, несший замковую службу, после того как его обязательства перед сюзереном заканчивались, получал около шести шиллингов в неделю. И это были чрезвычайно неплохие деньги. Настолько неплохие, что на половину этой суммы, можно было нанять вместо себя отряд наемников для выполнения своей работы.
Английский король, кстати, отлично понимал, что замковая служба рыцарством нелюбима, и позволял это делать официально. С единственной оговоркой, что наемниками должны быть «добрые сквайры» и они должны «иметь доброе снаряжение и быть искусными воинами».
Вот эти десять – пятнадцать человек, и составляли вторую часть населения средневекового замка. Рыцари, как существа благородные и где-то даже утонченные, проживали обычно вместе с семьей хозяина замка, а их люди ютились вместе с местной дружиной. И это очень удачно для нас, потому что именно о замковой дружине мы сейчас и поговорим.
Конечно же, в Средневековье не существовало никакого сколько-нибудь официального размера замковой дружины. Да и существовать не могло. Разница между стоящим в захолустье донжоном, обычным замком в сельской глубинке и например Каркасоном, она настолько велика, что словами не передать. Но те же финансовые документы, что дошли до нас из времен классического Средневековья, говорят, что в среднем гарнизон замка в мирное время, состоял из двух – четырех дюжин дружинников.
И это были очень разные люди. Матерые бойцы, что держал под рукой феодал, как личную охрану и для выполнения определенного рода приказов. Выслужившие свой срок ветераны, для которых замковая служба была возможностью закончить свою жизнь в сравнительной тишине и покое. Местные крестьяне, из тех ,кому не сидится дома, готовые променять соху и серп на щит и копье. Ну и, конечно же, обычное пехотное быдло, волей судеб занесенное в это благословенное место, где тихо, спокойно и попадаются не очень страшные крестьянки.
Именно на этих отличных парнях, готовых с одинаковым энтузиазмом идти вместе с рыцарем брать налоги с крестьян, пить дрянное пиво и героически сидеть в обороне, собственно и держалась вся военная служба в замке. Была замковая дружина в основном стрелками. В начале XII века, лучниками, а позже и арбалетчиками, и дело свое знала неплохо. Благо, что, в отличие от крестьянского ополчения, для военных тренировок у них было и время, и возможности, и командиры непередаваемой доброты.
Но не войском единым жив замок. Хотя, конечно, в первую очередь именно войском. Проживали в нем и множество других людей, и было их нужно сказать заметно больше чем "военных специалистов".
И, в первую очередь, это, конечно, слуги. Когда мы говорим о слугах, необходимо понимать, что речь идет не только о прислуге, что обеспечивала быт и минимальные удобства феодальной аристократии. Понятие это, намного более широкое.
Замок, как строение, построенное без точных чертежей и современных измерительных приборов, для того, чтобы нормально функционировать и обеспечивать людям, проживающим внутри, хоты бы минимум комфорта, требовал постоянного ремонта. И этим занимались замковые слуги.
Отремонтировать лестницу, вернуть в стену выпавший камень, замазать особо большую щель, починить ворота и многое, многое другое. Вся эта работа велась непрерывно и требовала всех свободных рабочих рук, до которых прямо сейчас можно было дотянуться.
Мастерские занимали в замке отдельное положение. Ведь невозможно поддерживать функционирование этой каменной громадины, не имея своего производства. Гвозди, скобы, костыли, металлические полосы. В общем, без своей кузни никак. Кстати, деревянных элементов в замке тоже более чем достаточно, а значит, нужна плотницкая мастерская. А еще наличествуют кони и конюшня, птица, коровы и прочий рогатый скот. И всем этим тоже нужно было кому-то заниматься.
Третьей большой частью работы в замке была кухня. Ну как кухня. Вообще работа с продуктами. Казалось бы, ну что за проблема приготовить еды? Но если еду нужно на несколько десятков или пару сотен человек? Или, например, срочно переработать в сыр пару центнеров молока, что привезли в замок натуральным налогом? Все это, если у тебя нет большого штата работников, внезапно становится совершенно нетривиальной задачей. А еще, эти самые продукты, нужно получить, разгрузить, перенести на склад, обработать, сохранить от порчи временем и мышами.
В-общем, продолжать можно долго, но все равно мы что-то забудем и упустим. Золотарей, конюхов, оружейников, святых отцов опять же. Большинство замков того времени имели часовни, а значит, и священнослужителей, живущих и окормляющих тамошний грешный люд. И вот всю эту массу народа, каждый из которых был жизненно необходим для нормального существования каменного сердца феода, требовалось поместить внутри стен, в общем-то, довольно небольшого замка.
- В замке Гудрич, милостью графини Джоан де Валенс содержалось более сотни слуг. А всего на кухне этого замка два раза в день кормилось более двухсот человек простолюдинов, не считая дружины. Английские хроники XII века.
Так, погоди автор. Ты снова всех запутал. Все же знают, что замок Гудрич - небольшой замок, даже меньше, чем Геделон! По-твоему получается, что около двух сотен человек жили на сравнительно небольшом пространстве, большую часть которого занимали стены, башни, склады и мастерские? Как? Они что, друг у друга на головах сидели?
Ну, во-первых, да. Часть действительно сидела друг у друга на головах. А некоторые и вовсе жили прямо на рабочем месте. Например, замковая стража. Далеко не во всяком замке строилась специальная казарма, где проживали бы храбрые его защитники. Намного чаще стрелки и пехотинцы размещались именно там где и должны были в случае осады вести бой. То есть в башнях.
Полторы дюжины человек, спокойно размещались в какой-нибудь угловой башне сравнительно скромного размера. Причем вместе со своими тюфяками, скарбом и оружием. И это, в общем, в реалиях Средневековья было очень неплохо. Ну, по крайней мере, если сравнивать с жизнью в типичном крестьянском доме.
Ровно та же история происходила с частью замковых слуг. Они жили там же где и работали. В подсобке на кухне, в дровянике, на конюшне. Везде можно было отгородить себе уголок для набитого соломой тюфяка и узла с личными вещами. А если повезет, то и для маленького сундучка место найдется. Конечно, даже по средневековым меркам это было не бог весть что, но случались в те славные времена с людьми и намного более неприятные альтернативы. Например, не успеть спрятаться за стенами замка и попасть в руки славных воинов соседнего баронства.
А во-вторых, все эти люди в замке, конечно, жили и работали, но далеко не всегда и не все там ночевали. Даже в те далекие времена была известна притча про верблюда и игольное ушко. И даже самый замшелый феодал понимал, что пара сотен слуг и воинов для замка - это некоторых перебор. И поэтому наименее ценные из них коротали свои ночи в крошечной деревушке, что всегда появлялась у стен замка.
Именно там они устраивали свой немудреный быт, именно там ночевали и набирались сил для того, чтобы с первыми петухами вернуться в замок и продолжить свой чрезвычайно полезный труд на благо своего господина. Понятно, что в случае опасности, эта замковая деревня крайне быстро перемещалась внутрь укрепления. Ну а если кто-то не успевал, то его, в общем, было совершенно не жаль. Все самые важные и нужные специалисты все равно жили внутри.
Конечно же, далеко не каждый замок в Средневековье населяло с полсотни воинов и сотня слуг, не считая семьи владельца. Были совсем захолустные замки, вроде Бамбурга, защищали который, один рыцарь три арбалетчика и вооруженный привратник. Но были также огромные, или просто очень важные замки, где одного рыцарства собиралось, бывало пару десятков, а весь гарнизон уверенно переваливал за тысячу.
Однако, в общем, картина была именно такая. В обычном Европейском замке, не сильно впечатляющем окружающих своими размерами, жило, трудилось и с уверенностью смотрело в светлое будущее примерно полторы – две сотни человек разного возраста, специальностей и социального положения. И с точки зрения современного человека, это, был какой-то кошмар. Впрочем, никто из живущих в Средневековье, с этим, конечно бы, не согласился.
И это все, что я могу рассказать вам о людях, населявших средневековый замок во времена классического и первой половины позднего средневековья.