Найти в Дзене
Философия f/5.6

Эликон 35СМ :: приятный Тессар в лёгком истребителе плёнки, но с тяжёлым характером.

Наиболее любимы мною не дальномерки или зеркалки, а шкальники. Это, как правило, лёгкие и компактные аппараты. Эликоны были продолжением линейки камер Вилия. В продаже их много, цена невысокая. Я всегда скептически относился к камерам с электроникой – не живут они так же долго как, например, гениальная в своей механической простоте Смена-8М. Мне стало интересно посмотреть в деле последний аппарат в линейке автоматических Эликонов, а именно 35СМ, производившийся с 1989 по 1991 годы. Он выделяется возможностью фотографировать без батареек на 1/125”, изменяя диафрагму от f4 до f/11. Дизайн корпуса весьма красив; вероятно, прототипом аппарата послужила Konica 35 EF. Камера с батарейками глючила. Лепестки затвора то открывались, то нет. При покупке меня это не испугало, но более тщательная проверка дома показала, что камера и в мануальном режиме продолжает выделываться. Выдержка была абсолютно рандомной; иногда затвор вообще не закрывался, пока не взведёшь курок. Пришлось Эликон уламывать в

Наиболее любимы мною не дальномерки или зеркалки, а шкальники. Это, как правило, лёгкие и компактные аппараты. Эликоны были продолжением линейки камер Вилия. В продаже их много, цена невысокая. Я всегда скептически относился к камерам с электроникой – не живут они так же долго как, например, гениальная в своей механической простоте Смена-8М. Мне стало интересно посмотреть в деле последний аппарат в линейке автоматических Эликонов, а именно 35СМ, производившийся с 1989 по 1991 годы. Он выделяется возможностью фотографировать без батареек на 1/125”, изменяя диафрагму от f4 до f/11. Дизайн корпуса весьма красив; вероятно, прототипом аппарата послужила Konica 35 EF.

Камера с батарейками глючила. Лепестки затвора то открывались, то нет. При покупке меня это не испугало, но более тщательная проверка дома показала, что камера и в мануальном режиме продолжает выделываться. Выдержка была абсолютно рандомной; иногда затвор вообще не закрывался, пока не взведёшь курок. Пришлось Эликон уламывать в прямом смысле этого слова – удалять всю электрику и регулировать лишь механику затвора. Если вам интересно посмотреть как Эликон 35СМ устроен внутри, то прилагаю фото его разборки.

Самое интересное было после сборки корпуса – аппарат вновь иногда не хотел закрывать лепестки. Но даже в плохих моментах всегда есть хоть немного хорошего – я смог проверить точность юстировки объектива, после чего решил сделать паузу и вновь разобрать аппарат уже на следующий день. Однако, за ночь Эликон прошёл стадии: отрицания, гнева, торга, депрессии и пришёл к неприятной мысли, что фотографировать всё равно придётся – утром затвор заработал без нареканий. Но аппарат мне всё-таки отомстил – плёнка закончилась на 30-ом кадре. Хотя, я на него не в обиде – он сделал много хороших картинок.

Проявка выявила постепенное увеличение межкадровых промежутков, а это говорит лишь об одном – плёнку протягивает не ведущий барабан, а слишком тугой фрикцион приёмной катушки. Тем не менее, фотографии были на удивление удачные. Одна единственная выдержка несколько ограничивает набор экспопар, но всегда может выручить нейтрально-серый фильтр. Для точности фокусировки на дистанции в один метр я прикрутил на аппарат скобу и установил туда дальномер «Блик».

Индустар-95 2.8/38 мм весьма хорош на открытой диафрагме. После удаления автоматики, в позиции переключателя «А» лепестки открываются полностью до f/2.8. На f/5.6 - f/8 хорошо заметны ромбы в зафокусе – прям как квадраты у редкого Зенитар-МЕ1. Объектив закручивает размытый фон, что характерно для многих Тессаров, но делает он это с приятной изящностью. Резкость на f/2.8 вполне достаточная. Угол зрения несколько шире Смены-2, но архиректура, как правило, влезает только в вертикальный кадр. Радует возможность накрутить на резьбу 46х0.75 насадку Wide x0.6 и получить ЭФР 23мм. Резкость в углах получается плохая и сами уголки кадра чёрные, но для непритязательного фотографирования архитектуры насадка очень поможет.

Для Эликона 35СМ даже не потребовалось делать рукоять – наплыв на корпусе справа делает хват удобным. Курок против узкого колеса Эликона-535 весьма радует и повышает оперативность. Неплох видоискатель, хоть и не показывает весь кадр. Удивили меня отзывы в инете про то, что фокусировочное кольцо крутится слишком легко и фокусировка сбивается в кармане. У моего экземпляра даже смазывание поверхностей сопряжения пластик-пластик и пластик-металл не дало чрезмерно лёгкого хода. Возможно, у кого-то винты кольца прижимающего фокусер раскрутились? После удаления плат с элекроникой корпус стал лёгким и гулким; звук срабатывания затвора очень похож на щелчки детского розового пластмассового револьвера из моего детства. Улыбаюсь при каждом кадре.

Камера мне понравилась; она лёгкая, носить её не обременительно. Надо будет разобрать фрикцион и призвать межкадровые к дисциплине. А так – отличная полумыльница для незатейливого Стрита. Шевеленка на выдержке 1/125” почти исключена, для зимы диапазон диафрагм на ISO 200 самый подходящий.

Сегодня 9 мая – восьмидесятая годовщина Дня Победы! Поздравляю всех нас с этим замечательным днём! Наши деды совершили великий подвиг. Всегда будем это помнить.

Статья написана без использования нейросетей.
Автор текста: Елизаров Сергей [necster].
Фотографии автора, если не указано иное.