Математика — это не спринт, а марафон с целью вырастить думающего ребенка. Рассказываем про научный подход для родителей, которые ждут мгновенных результатов.
Мозг — чём-то похож на компьютер. Правда, «проапгрейдить» его за один день не получится.
Когда не даёт покоя вопрос: «Почему через месяц занятий мой ребенок все еще путает дроби?», давайте вспомним исследование Барбары Оакли, автора книги «Думай как математик»:
«Мозг учится медленно, но основательно. Нейронные связи, отвечающие за математическое мышление, формируются месяцами — как мышцы у спортсмена».
Что это значит?
- Первые 2-3 месяца — ребенок «настраивает» мозг на новый тип задач.
- Следующие 3-6 месяцев — начинает применять логику осознанно.
- Через год — появляется гибкость мышления, то есть способность решать задачи, в том числе нестандартные.
Год - это примерно. Для каждого ребёнка свой срок. Были случаи, когда 3 года нужно было, чтобы с нуля до лидера в классе ребёнок дошёл. И не через натаскивание, а через интерес и самостоятельное мышление.
Отсюда вывод, что если через пару занятий кажется, что «ничего не изменилось» — это нормально. Мозг только начал перестраиваться.
Математика — это не «решать примеры», а учиться думать
Очень хочется, чтобы ребенок сразу после объяснения начал выдавать правильные ответы. Но суть обучения не в ответах вовсе, а в процессе изменения стиля мышления. И это дольше, чем запомнить ответ. Быстро можно запомнить. Быстро иногда можно понять. Но изменить мышление быстро не получится. За правильным решением должно стоять рассуждение как результат самостоятельного мышления, а не запоминание.
Примеры того, что делает мышление:
✔ Разбивает сложное на части, например, планирует время на уроки.
✔ Видит закономерности, например почему 5×6 = 30, а 6×5 тоже 30.
✔ Ошибается и исправляет, без этого невозможно глубокое понимание.
Примеры из жизни
Ребенок, который научился анализировать ошибки в математике, начинает так же подходить к другим предметам где надо думать. Но и это не всё — например, появляется механизм оптимизации своего времени, меняется степень самостоятельности, ребёнок начинает искать способы, а не просто говорить «я не знаю» в разных жизненных ситуациях.
Почему «натаскивание» на задачи не работает, так же как «разборы задач»
Что можно услышать, порой, от родителей:
- Научите решать вот эту задачу.
- Я хочу увидеть результат, чтобы сегодня после урока у дочки были решены всё уравнения .
Ребёнку, у которого плохо с математикой, чтобы решить уравнения надо понять множество вещей: математический язык, принципы действий с уравнениями, научиться сопоставлять их с разными случаями и потренироваться применять это самостоятельно. За один урок это невозможно для мозга.
Даже научиться повторять может быть сложно. А тем более повторять - не значит научиться решать самостоятельно.
Когда ты один на один с задачей, ты должен уметь импровизировать, критически мыслить, сопоставлять, искать варианты.
Такая работа происходит благодаря пластичности ума, опыта и знаний, а не только знаний и памяти. Мозгу ребёнка надо пройти длинный путь.
Учимся понимать принципы и делаем это медленно
Когда нужно добиться полной ясности, то важно:
- Не просто запоминать, что 2×3=6, а рисовать 2 ряда по 3 точки и считать. Складывать 2+2+2=6
- Не зазубривать формулы площади, а выводить их из наглядных примеров.
Как проверить, что прогресс есть, если в оценках он не виден совсем
Признаки, что мышление меняется:
🔹 Ребенок задает вопросы типа: «А почему так?» вместо «Как решить?».
🔹 Пробует разные способы решения, даже если ошибочные.
🔹 Объясняет свои мысли, пусть даже неуверенно, несвязно, непонятно.
🔹 Делает попытки найти способ как и решить задачу, пусть даже эти способы ошибочны, нелогичные.
Например, если раньше на вопрос «Что больше 1/6 или 1/7» он говорил «Не знаю», а теперь рассуждает: «Чем больше частей, на которые мы делим, тем меньше каждая часть» — это прорыв.
Что делать родителям - пять простых правил
Не ждите быстрых результатов. Но следите на небольшими изменениями. Мозгу нужно от 3 до 6 месяцев, чтобы перестроиться. И даже через 3-6 месяцев вы ещё может быть не увидите изменений в оценках. Всё зависит от степени запущенности ситуации с математикой.
Хвалите за процесс, а не за правильный ответ. Сместите всё акценты в обсуждение условий задачи и процесса решения, а не ответа.
«Мне нравится, как ты подумал!» вместо «Тут у тебя опять ошибка».
Вникайте в то, как учат математике вашего ребенка. Важно, чтобы на уроке преподаватель провоцировал ребёнка излагать свои мысли, задавать вопросы, предлагать идеи, мыслить нестандартно. Взаимодействуете с преподавателем.
Научите ребёнка управлять расписанием.
Организуйте ребёнку время, так чтобы у него была возможность делать самостоятельную работу. Ваша задача - организовать время, но не подсказывать ему и как решать задачи. Самостоятельное время работы с задачами очень важная часть - в этот момент ребёнок оказывается один на один с задачей и учится думать самостоятельно.
Возьмите за привычку задавать ребенку интересные вопросы между делом.
Ребёнок скопирует такой подход и тоже начнёт задавать вопросы. Рассказали в отдельной статье какие обязательные четыре шага надо сделать, когда ребёнок задает вам вопрос, чтобы вдохновить его задавать их дальше.
Занятия математикой — это инвестиция в мышление
Через год ваш ребенок, возможно, ещё не начнет получать пятерки, не станет победителем олимпиад. Но он научится:
✅ Анализировать проблемы, а не паниковать.
✅ Доводить дело до конца, потому что знает: ошибки — часть пути.
✅ Видеть логику в хаосе - и в уравнениях, и в жизни.
✅ Задавать вопросы вместо того, чтобы пасовать, когда ничего не понятно.
✅ Добиваться с ясности в самых разных жизненных ситуациях.
🔔 Подпишитесь, чтобы не пропустить следующие статьи о том, как развивать мышление.
Попробуйте первое занятие, чтобы получить индивидуальные рекомендации.
Ставьте лайк, если было полезно.
Получить 10 полезных материалов для развития математических способностей ребенка в телеграм
🔔 Подпишитесь — расскажем, как превратить «не хочу» в «дай задачу посложнее».
Вам может быть интересна статья: