Найти в Дзене

Как превратить «гуманитария» в математика опираясь на его воображение, интуицию и творчество

Оглавление

Если ребенок растет с фразой «я гуманитарий», скорее всего, он просто когда-то испугался математики.

В большинстве таких случаев он не выбирает гуманитарное направление, а бежит от унижения на уроках математики.

❌ «Ты опять ошибся».

❌ «Ну что ты не понимаешь, это элементарно!».

❌ «Если не понял — математика не твое».

Его научили бояться ошибок больше, чем ценить смысл. И теперь ваш ребёнок воспринимает математику как наказание.

Не потому что он «не математик«, а потому что выражение лица взрослого, когда речь заходит о задачах, передаёт ему больше разочарования, чем его слова поддержки.

Гуманитарий раскрывает свои математические способности в тех случаях, когда появляется интересный увлеченный преподаватель, творческий подход, обучение через смыслы, истории, сюжеты, исследования.
Гуманитарий раскрывает свои математические способности в тех случаях, когда появляется интересный увлеченный преподаватель, творческий подход, обучение через смыслы, истории, сюжеты, исследования.

Математика — это не про цифры, это про умение видеть связи

Если убрать цифры, формулы, оценки и строгих учителей, и просто сказать:

«У тебя есть борщ. На 3 литра — 3 картошки. А если хочешь борщ на 6 литров — сколько картошек возьмёшь?»

Любой ребёнок ответит: «6 картошек» Он только что понял пропорцию. Сам. Без определения, без дробей, без «темы, которую сегодня проходили в школе», без отработки упражнений.

Он понял её, потому что мышление работает, когда ему доверяют.

Когда не требуют «правильный ответ», а приглашают подумать.

Знакомство с математикой здорово начинать с непривычных для детей задач. Симметрия, многоугольник - с такими понятиями можно случайно познакомить самых маленьких детей. Они через много лет и не поймут почему им так нравится геометрия.
Знакомство с математикой здорово начинать с непривычных для детей задач. Симметрия, многоугольник - с такими понятиями можно случайно познакомить самых маленьких детей. Они через много лет и не поймут почему им так нравится геометрия.

Кто такие гуманитарии — и почему они идеальные проводники в математику

Гуманитарий — это человек, у которого хорошо развито:

  • образное мышление,
  • чувствительность к структуре,
  • способность выстраивать связи и смыслы.
  • эмоциональная сторона.

То есть — всё, на чём держится математика в своей глубокой сути.

Ребенок легко будет решать интегралы, если ему смогут:

  • Объяснить дроби на простых понятных житейских предметах и ситуациях.
  • Рассказать про умножение как про «быстрый способ сложения».
  • Показать логику на сказках, легендах, историях, — потому что он умеет думать как человек.
Знакомство с графами - наглядное и интересное
Знакомство с графами - наглядное и интересное

На кого вешают ярлык «гуманитарий»

Сразу оговоримся, что, по нашему мнению, с точки зрения природных возможностей ребенка освоить математику на уровне физмат школы, гуманитариев не существует. Но для целей настоящей статьи мы использовали этот ярлык, чтобы обозначить предмет обсуждения.

Ребенка считают гуманитарием если он:

  • долго запрягает;
  • невнимательный;
  • подвижный;
  • нестандартно мыслит, видит сразу то, чего не видят другие;
  • не любит готовые схемы, алгоритмы и шаблоны;
  • имеет выраженные творческие способности в живописи, музыке и другие;
  • не подружился с математикой по причине зеленой тоски, безжизненной скукоты, формального подхода, ошибок, нудной отработки и всего того, что отвращает от нее.
  • не вовлечен в занятия, потому что у преподавателя самого не горят от математики глаза.

В чем главная опасность традиционного обучения для гуманитария

Давать формулы раньше смысла.

Оценивать правильность ответа, не спрашивая как он рассуждал.

Развивать не глубину понимания, а способность следовать алгоритму.

В итоге:

ребёнок учит математику как набор заклинаний, не понимая смысла.

боится ошибиться больше, чем проверить свою гипотезу.

перестаёт думать — начинает угадывать.

И тут гуманитарий внутри ребенка — не слабое звено. Он — шанс спасти его мышление и вернуть любовь к математике включив его творчество, воображение и интуицию.

Сложный мир математики превращается в интересное исследование, приключение. А углубленное математическое образование реальной возможностью для гуманитариев.
Сложный мир математики превращается в интересное исследование, приключение. А углубленное математическое образование реальной возможностью для гуманитариев.

Гуманитарий иногда учит лучше математика

Один учитель истории, который уже во взрослом возрасте освоил математику, стал ее преподавать детям.

Он прекрасно помнил, как ему самому в детстве тяжело давалась математика.

Вместо того, чтобы заниматься со второклассниками школьной программой, давал им задания конструировать объемные фигуры из палочек, искать пропущенные знаки между цифрами, разрезать фигуры по клеточкам, сочинять задачи с любимыми героями, придумывать спичечные ребусы, играть в логические головоломки.

В результате дети, которые в совсем потеряли мотивацию учиться, стали лучшими по всем предметам, а не только по математике.

«3 умножить на 4 — это как поставить 3 ряда по 4 солдатика. Умножение — это когда ты не хочешь складывать одно и то же много раз. Это просто ускорение сложения.»

Дети не просто понимают. Она начинают применять новые принципы в других задачах. В других предметах. И по всем направлениям у них растут успехи.

Дети сочиняют задачи на самые разные темы
Дети сочиняют задачи на самые разные темы

Математика — это не знать, а размышлять

Кто-то сразу возразит: «Нет, математика — это строгость, система, точность».

А другие скажут: «Математика — это гибкий творческий ум, логика, свобода поиска».

И в этом и есть суть.

Пока одни кричат: «Учите по правилам!»,

Другие играют, исследуют, пробуют, наблюдают и для творческого ребёнка это работает лучше, чем многократные повторения.

Поиск закономерностей и создание собственных алгоритмов полезнее, чем выучивание
Поиск закономерностей и создание собственных алгоритмов полезнее, чем выучивание

Если вы гуманитарий — сейчас ваше время

Вы не обязаны учить формулы, потому что их можно вывести самим. Не передавайте свой страх. А если сможете — передайте понимание. Никакая заученная таблица умножения не даст ребёнку мышление. Но одна ваша живая история, игра, наглядная задача — сможет дать уверенность, что он математик.

Гуманитарии, прокачавшие еще и математику, уникальные и востребованные специалисты. Их ценят за системное мышление, умение работать с данными, аналитические способности и развитые коммуникативные навыки.

Гуманитарии умеют видеть контекст и смысл за цифрами, что критично для получения реальной пользы из анализа.

Умеют понятно и убедительно объяснить сложные технические выводы на понятном языке — редкий и ценный навык.

Лучше понимают картину поведения человека и имеют нестандартный подход к решению проблем, особенно на стыке дисциплин поэтому востребованы в отраслях на стыке технологий, лингвистики и психологии.

В этой задаче надо внимательно изучить рисунок и надписи на планете и вокруг планеты Карас и по ним понять в чем заключается задача и решить ее.
В этой задаче надо внимательно изучить рисунок и надписи на планете и вокруг планеты Карас и по ним понять в чем заключается задача и решить ее.

Углубленная математика для гуманитариев

Представьте углубленную математику как дикую, непроходимую землю, где традиционно ждут мотивированных детей. Но для гуманитариев здесь множество тропинок понимания и вовлечения:

Наглядные задачи – это мостики к абстракциям.

Логические головоломки – это поля для тренировки, чтобы ориентироваться в закономерностях и создавать свои алгоритмы.

Связи с различными жизненными сюжетами – это яркие освещенные города, наполняющие формулы смыслом.

Как итог – сложный мир математики становится интересным исследованием, приключением. А углубленное математическое образование реальной возможностью для гуманитариев.

Перешлите эту статью

подруге, которой учитель сказал, что «ее ребенок гуманитарий»

мужу, который «делегировал» обучение математике творческого ребенка школе

и себе — на тот случай, когда снова подумаете: «мой ребенок не способный».

Стоит попробовать учить гуманитариев творчески, на сложных и интересных задачах если хотите, чтобы ваш ребенок справился с любой программой математики, научился думать, сочинять задачи, самостоятельно искать решения, пробовал, ошибался и снова пробовал, а не угадывать «правильный» ответ.

Получить 10 полезных материалов для развития математических способностей ребенка в телеграм

🔔 Подпишитесь — расскажем, как превратить «не хочу» в «дай задачу посложнее».

Вам может быть интересна статья: