Найти в Дзене

50 фраз, чтобы вдохновить ребенка прикладывать усилия вместо «Молодец!»

Оглавление

Похвала «Молодец!» – это ловушка. Фразы «Пять? Умница!», «Задачу решил? Молодец!» кажутся безобидными, но эта невидимая цепь сковывает ум ребенка.

Статичное мышление

Каждое «Молодец!» за верный ответ незаметно строит вокруг ребенка стеклянную тюрьму статичного мышления. Он начинает верить, что успех – это хрупкий ярлык.

И вот уже крылья любопытства подрезаны страхом: «Зачем пробовать сложное? Вдруг не получится, и ярлык «Молодец!» разобьется вдребезги, открыв всем мою неспособность». Мотивация иссыхает, как растение без воды, не решаясь тянуться к солнцу из трудных задач.

Для ребенка, взращенного на похвале за результат, ошибка превращается не в ступеньку, а в мину самоуничтожения. Это уже не ценный сигнал, не учитель, а убийственное доказательство неспособности. И вот он уже обходит стороной все новое – лишь бы не наступить на эту роковую мину, не услышать в своей голове приговор «Не способен».

Вместо внутреннего огонька радости от открытия, зависимость от жадного ожидания очередной «дозы». Едва исчезает ваш голос, одобряющий результат, мотивация превращается в хрупкое стекло.

Мы лишаем ребенка понимания пути успеха вырывая самые важные страницы из его книги и оставляем обложку. Каким маршрутом мысли он шел, какие стратегические мосты построил, где проявил упорство альпиниста? Без этой карты он обречен блуждать в темноте, не зная, как повторить свой триумф.

Постоянное «Молодец!» за правильный ответ воровски подменяет сокровища – чистый алмаз удовольствия от решения превращается в кусок угля внешнего одобрения.

Откажитесь быть кузнецом этих цепей, минером его уверенности, похитителем маршрутов и вором алмазов! Перестаньте бросать пустое «Молодец!» и начните освещать путь, который привел ребенка к результату. Дайте ему компас для будущих открытий.

Похвала за процесс и усилия создает мышление роста - у ребенка появляется убеждение, что способности можно развить через усилия.
Похвала за процесс и усилия создает мышление роста - у ребенка появляется убеждение, что способности можно развить через усилия.

Мышление роста

Похвала за процесс и усилия создает мышление роста - у ребенка появляется убеждение, что способности можно развить через усилия.

Похвала за процесс помогает ребенку понять какие стратегии работают. Укрепляется внутренняя мотивация и радость от самого процесса преодоления трудностей.

Ребенок как стрелка компаса переводит свой фокус на настойчивость, готовность учиться на ошибках, делает ошибки союзниками – это не провал, а ценная информация для улучшения. У него повышается устойчивость и он берется за сложные задачи, зная, что даже если не получится сразу, он учится.

Помимо того, чтобы давать развернутую качественную обратную связь по его усилиям, важно одновременно взять предмет, в котором ребенок пока не успешен в фокус разговоров с ребёнком аналогично через развернутые объяснения.

Убедить, что ошибаться и терпеть неудачи не стыдно и что при должном количестве усилий сможет.

50 фраз, которые помогают хвалить за процесс и усилия

Отмечайте потраченное время, усилия, замечайте улучшения, даже если результат не идеален.
Отмечайте потраченное время, усилия, замечайте улучшения, даже если результат не идеален.

Акцент на усилиях:

«Вижу, как много сил ты вложил(а) в это решение!»

«Твоя настойчивость в решении этой сложной задачи впечатляет!»

«Ты не сдался(ась), даже когда было трудно – это замечательно!»

«Сколько разных подходов ты попробовал(а) – вот это упорство!»

«Твоя концентрация во время работы была отличной!»

«Я ценю, сколько времени ты посвятил(а) изучению этой темы.»

«Ты действительно приложил(а) серьезные усилия, чтобы разобраться.»

«Твоя работоспособность сегодня на высоте!»

«Ты отлично справился(ась) с этим вызовом!»

«Твоя выдержка помогла тебе дойти до конца!»

Перестаньте бросать пустое «Молодец!» и начните освещать путь, который привел ребенка к результату.
Перестаньте бросать пустое «Молодец!» и начните освещать путь, который привел ребенка к результату.

Акцент на процессе мышления:

«Расскажи, как ты пришел(ла) к этому решению? Мне интересна твоя логика!»

«Какой интересный/необычный/эффективный способ ты выбрал(а)!»

«Ты отлично систематизировал(а) информацию / данные.»

«Твоя запись решения очень четкая и понятная – видно ход мыслей.»

«Как здорово, что ты нашел(ла) несколько способов проверить ответ!»

«Вижу, что ты продумал(а) шаги»

«Твоя гипотеза была очень разумной, даже если ответ другой.»

«Как хорошо ты заметил(а) эту закономерность/связь!»

«Очень логичное рассуждение.»

«Ты отлично разбил(а) большую задачу на более мелкие шаги!»

Делайте акцент на обучение через ошибки, чтобы мотивировать ребенка преодолевать трудности.
Делайте акцент на обучение через ошибки, чтобы мотивировать ребенка преодолевать трудности.

Акцент на обучении через ошибки:

«Эта ошибка помогла нам понять, где нужно еще разобраться. Спасибо, что заметил(а)!»

«Как здорово, что ты нашел(ла) свою ошибку сам(а)! Это важный навык.»

«Давай посмотрим, что эта трудная задача может нас научить?»

«Твоя готовность пробовать снова после неудачи – это суперсила!»

«Я вижу, как ты вырос(ла) в понимании, разобрав эту сложную тему.»

«Твоя реакция на эту ошибку показывает твою зрелость – ты хочешь понять, а не просто исправить.»

«Ты стал(а) гораздо увереннее справляться с такими задачами – это результат твоей работы!»

«Эта задача была сложной, но ты нашел(а) в себе силы с ней разобраться!»

«Ты не испугался(ась) попробовать новый метод, даже если он незнаком.»

«Твое желание докопаться до сути вопроса меня восхищает!»

Акцент на прогрессе:

«Посмотри, как далеко ты продвинулся(ась) с тех пор, как мы начали эту тему!»

«Я вижу, как твое понимание углубилось!»

«Ты стал(а) гораздо внимательнее к деталям в вычислениях/условиях.»

«Твоя способность объяснять свои решения становится все лучше!»

«По сравнению с прошлым разом, ты применяешь гораздо больше стратегий!»

«Твоя уверенность в математике растет, и это заслуга твоих усилий!»

Акцент на вовлеченности и любознательности:

«Мне нравится твой азарт в решении этой головоломки!»

«Вижу, как тебя увлек процесс поиска решения!»

«Твои вопросы показывают, как глубоко ты думаешь!»

«Как здорово, что ты заинтересовался(ась) этим аспектом задачи!»

«Твоя любознательность вдохновляет!»

«Ты задаешь такие вдумчивые вопросы – это помогает всем нам думать глубже!»

«Твоя улыбка, когда ты нашел(ла) решение – лучшая награда!»

«Мне нравится твой исследовательский подход к задаче!»

Если делать акцент на конкретных действиях, то ребенок получает маршрут по которому сможет пройти еще раз.
Если делать акцент на конкретных действиях, то ребенок получает маршрут по которому сможет пройти еще раз.

Акцент на конкретных действиях:

«Твои аккуратные вычисления помогли избежать ошибок.»

«Ты отлично понял(а) ключевые условии задачи!»

«Твоя проверка ответа разными способами – это профессионально!»

«Ты отлично использовал(а) таблицу/график для анализа.»

«Твое объяснение решения было очень четким и последовательным.»

«Ты правильно применил(а) формулу в нестандартной ситуации.»

«Твоя работа с черновиком очень организованная.»

«Ты верно определил(а) тип задачи с самого начала.»

Как применять фразы эффективно

Дети чувствуют фальшь. Хвалите то, что вас действительно впечатлило в процессе, но если нет привычки, то придется приложить усилия и искать за что хвалить. Вместо «Хорошо поработал» выбирайте конкретику «Твоя настойчивость в переборе разных вариантов решения привела к успеху.»

Объясните, как именно усилия или стратегия привели к результату: «Ты потратил время на построение схемы, и это сразу прояснило условие задачи».

Задавайте вопросы, чтобы ребенок сам осознавал свой процесс: «Как тебе удалось это придумать?», «Что было самым сложным ии как ты с этим справился(ась)?».

Ищите и хвалите изменения, отмечайте улучшения, даже если результат не идеален. Признавайте трудности, которые встретились на пути: «Я видела, что тебе было действительно сложно. Я ценю, что ты не сдался(ась)».

Используя такой подход к похвале, вы поможете ребенку не просто решить сегодняшнюю задачу, а вырасти в уверенного, настойчивого и любящего математику человека, который не боится трудностей и верит в силу своих усилий!

Решение задач требует приложения усилий, а детям для достижения результата в обучении часто не хватает радости от процесса. Если вам нужен системный подход, чтобы создать мотивацию на преодоление трудностей, то отлично поможет в этом нестандартная математика.

Получить 10 полезных материалов для развития математических способностей ребенка в телеграм

🔔 Подпишитесь — расскажем, как превратить «не хочу» в «дай задачу посложнее».

Вам может быть интересна статья: