Найти в Дзене
Советы Дмитрия

Российский бензин в Казахстане стоит на 20 рублей дешевле (за литр). Разбираюсь почему

Оглавление

Четыре года назад я уже пытался разгадать загадку цен на топливо в Казахстане. Сегодня, спустя время, эта разница лишь усилилась, представляя собой поразительный контраст между соседними странами. В России цены на бензин неуклонно растут, обременяя бюджеты граждан, тогда как в Казахстане они будто застыли в 2010 году. Мои личные наблюдения во время многонедельных поездок по Казахстану подтверждают это: стоимость бензина там значительно ниже, чем в России, делая путешествия на автомобиле существенно более экономичными. Но почему так? Почему даже бензин российского производства в Казахстане обходится дешевле, чем на его родине?

Меня зовут Дмитрий, я обычный электромонтажник и веду свой блог. Приятного времяпрепровождения!

Давайте взглянем на цифры

Недавно я заправлялся 95-м бензином в Новосибирске и Барнауле: цена составила 58,90 рублей за литр. Переехав границу в Восточно-Казахстанской области, я был потрясен ценой на первой же заправке: 245 тенге за литр (примерно 39,2 рублей по текущему курсу). Разница – колоссальные 19,70 рублей, или почти 35%! И это при том, что, как мне сообщили на заправке, топливо было импортировано из России. Впечатляющая иллюстрация того, насколько разнятся экономические реалии двух стран.

Кстати, внизу дам ссылку на статью 4-летней давности. Может кому-то будет интересно сравнить цены.

Этот бензиновый парадокс заставил меня провести небольшое исследование, результаты которого предлагаю вашему вниманию. Конечно, я не претендую на исчерпывающий анализ, но основные факторы, влияющие на разницу цен, на мой взгляд, очевидны. Жду ваших комментариев и дополнений – возможно, вы сможете предложить альтернативные объяснения.

Официальные цены сейчас
Официальные цены сейчас

Налоговое бремя: ключевой фактор различий

Ключевая причина разницы в ценах кроется в налогообложении. В России система налогообложения нефтепродуктов многоуровневая и крайне обременительная для потребителя. Давайте разберем основные составляющие:

Акцизы

В России акциз на бензин составляет 21% от стоимости литра. В Казахстане этот показатель – всего 3,7%. Эта колоссальная разница – один из главных двигателей высоких цен в России.

НДС

Налог на добавленную стоимость в России составляет 20%, в Казахстане – 12%. Эта разница, хотя и не столь значительна, как в случае с акцизами, все равно ощутимо влияет на конечную цену.

НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых в России достигает 30%, в то время как в Казахстане для внутреннего рынка он составляет всего 1-2%. Это еще один существенный фактор, объясняющий высокую стоимость бензина в России.

Дополнительные налоги

В Казахстане присутствует еще один налог – корпоративный подоходный налог (КПН), который добавляет около 2,4% к стоимости. В России аналогичные налоги, вероятно, также включены в общую стоимость, но их доля более прозрачна.

Итог: налоговый пресс и его последствия

Подводя итоги, можно утверждать, что в России налоги составляют примерно 71% от стоимости бензина (приблизительная оценка, основанная на приведенных данных). Это невероятная цифра, которая объясняет, почему Россия заметно выделяется на фоне соседних стран по уровню цен на топливо. В Казахстане же налоговая политика значительно мягче, что благоприятно сказывается не только на стоимости бензина, но и на ценах других товаров и услуг, поскольку НДС также существенно ниже.

Кто думает, что российский бензин в РК это выдумка, то вот вам фото. Казахстанский и российский бензин.
Кто думает, что российский бензин в РК это выдумка, то вот вам фото. Казахстанский и российский бензин.

Кроме этого транспортировка и наценка самих заправок нужно учитывать. На это обычно закладывается 8 и 5 процентов, соответственно. Итого 13% ещё забирает заправка. Итого лишь 16% от стоимости конечного продукта — это так называемая начальная стоимость. Вот такое вот ценообразование...

Разумеется, на ценообразование влияют и другие факторы: уровень конкуренции на рынке, логистические затраты, эффективность государственного регулирования и многое другое. Например, на транспортировку и наценку самих заправок нужно учитывать. На это обычно закладывается 8 и 5 процентов, соответственно. Итого 13% ещё забирает заправка. Итого лишь 16% от стоимости конечного продукта — это так называемая начальная стоимость.

Однако, по моему мнению, именно налоговая политика является главным фактором, формирующим столь существенную разницу в ценах на бензин между Россией и Казахстаном. Это вопрос, требующий более глубокого анализа и обсуждения, особенно учитывая социальное и экономическое значение топлива для граждан обеих стран.

Напишите ту самую настоящую причину такой большой стоимости бензина? Делитесь своим опытом! И не забывайте подписываться на канал "Советы Дмитрия"! И ставьте лайки, это очень помогает развитию канала! Узнавайте что-то новое: истории, новости из сферы электрики, советы и лайфхаки с моим каналом.

У меня появилась группа в ВК и Телеграмме. Там будут такие же посты, но сокращённые, а иногда там будет публиковаться эксклюзивный контент, который нет смысла писать на Дзене.

С уважением, Дмитрий!
Всех Вам Благ!

Та самая статья, которая была написана 4 года назад: