Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Второй крестовый поход, безусловно, стал важнейшим религиозным и политическим событием первой половины ХII века в истории Франции и Священной Римской империи. О предпосылках этого эпохального события, о том, как шла подготовка к предстоящему масштабному вооруженному паломничеству на Святую Землю, можно подробно узнать, перейдя по указанным ссылкам.
Ещё в конце 1145 года Людовик VII одним из первых западноевропейских монархов заявил о твёрдом своём намерении отправиться в Малую Азию, а далее в Сирию, чтобы остановить мусульманскую экспансию, во главе которой стоял самый влиятельный тогдашний ближневосточный исламский правитель – Имад ад-Дин Занги.
31 марта 1146 года – в день празднования Светлой Пасхи Христовой французский король «принял крест», то есть официально стал паломником и защитником Святой Земли. Теперь обратного пути у него не было. Невзирая ни на какие обстоятельства, преграды и препятствия, как и всякий истинный благочестивый католик, Людовик VII был обязан в течение ближайших месяцев совершить паломничество по святым христианским местам Палестины.
Как государю одного из наиболее влиятельных европейских королевств, Людовику VII надлежало силой оружия отвоевать у нечестивых магометан город Эдессу – столицу одноименного графства, первого государства крестоносцев, основанного на стыке Малой Азии и Ближнего Востока. Учитывая характер, таланты и личностные качества короля Франции, задача перед ним стояла крайне сложная и трудновыполнимая.
Ни в одном из средневековых первоисточников нет никакой информации о том, как отреагировала Алиенора на решение мужа отправиться на Священную войну. Зато абсолютно точно известно, что королева Франции решительно заявила о своём намерении сопровождать венценосного супруга в этом трудном, дальнем, длительном и абсолютно непредсказуемом походе.
Судя по дружному молчанию хронистов и отсутствию каких-либо комментариев на эту тему, Людовик VII довольно легко и быстро согласился взять с собой жену, не выразив какого-либо решительного протеста её довольно рискованному решению. Почему Алиенора отправилась вместе с мужем в крестовый поход? Ответ на этот вопрос до сих пор будоражит умы, воображение и фантазии, как профессиональных историков, так и авторов, специализирующихся на художественной литературе.
Как уже говорилось в предыдущих публикациях, уделом женщин-аристократок в эпоху Средневековья были молитвы, рукоделие, а также чтение религиозных книг. Королева периодически присутствовала на важных государственных и церковных мероприятиях, если того требовал протокол. Но само это присутствие сводилось к чисто номинальной и даже символической роли.
Государыня сидела или стояла там, где ей было предписано находиться в тот или иной момент регламентом торжества. Иными словами, она практически в полном молчании отбывала свой номер, довольствуясь ролью статиста второго плана. Следует также отметить, что несколько раз в году по случаю всё тех же главных религиозных праздников или важных внутриполитических событий королева принимала участие в благотворительных мероприятиях, раздавая милостыню и посещая богоугодные заведения.
Знатные и высокородные европейские дамы уже принимали участие в крестовых походах. Самой известной паломницей, несомненно, была Ида Форнбах-Рательбергская, маркграфиня Австрийская, которая отправилась в Палестину на 46 лет раньше Алиеноры. Судьба отважной Иды оказалась трагичной, а её участие в Крестовом походе 1101 года лично для маркграфини окончилось трагедией (подробности этой истории можно узнать, перейдя по указанной ссылке).
Путь из Парижа до Утремера[1] (с учётом того, часть маршрута пролегала по водам Средиземного моря) занимал при самом благоприятном стечении обстоятельств порядка четырёх месяцев. Однако предводители Второго похода – Людовик VII и Конрад III Штауфен, правитель Священной Римской империи, выбрали наиболее протяженный и опасный – сухопутный вариант передвижения.
Французским пилигримам, а вместе с ними и Алиеноре, предстояло пересечь центральные владения Священной Римской империи, западную часть Венгрии, сербские земли, а затем преодолеть балканские владения Византийской империи. От Парижа до Константинополя французской армии предстояло добираться не менее трёх месяцев.
Далее от византийской столицы крестоносцы планировали обогнуть Малую Азию, двигаясь сначала вдоль западного, а затем южного побережья современной Турции – до северо-восточных границ Антиохийского княжества. На преодоление этого извилистого пути требовалось, как минимум ещё полтора месяца. На данном отрезке путешествия вся трудность заключалась не в протяженности маршрута, а в том, что 4/5 всех территорий, по которым намеревались идти Людовик VII и Конрад III, контролировались воинственными, многочисленными и очень опасными вооруженными кавалерийскими отрядами сельджуков.
Конечно, Алиенора вряд ли была посвящена в географические подробности и логистические особенности предстоящего похода. На военные и Королевские советы её не допускали, а Людовик VII, если и обсуждал детали будущей экспедиции, то наверняка обрисовал ситуацию в общих чертах. Забегая вперёд, следует подчеркнуть, что предводители и главные действующие лица Второго крестового похода отнеслись к планированию предстоящего перехода из Константинополя в Антиохию формально, без требуемой тщательной проработки, не учитывая уже имевшийся неудачный и даже трагический опыт подобных путешествий.
Беспечность и попустительство на стадии планирования обернулись массой всевозможных проблем, как для лидеров похода, так и для рядовых его участников. А когда эти проблемы, словно снежная лавина, обрушились на крестоносцев и паломников, они оказались к совершенно не готовыми к срочному разрешению их и устранению.
Алиенору не страшили трудности дальнего пути – всем хорошо известные, потенциальные и неизведанные. На протяжении всей своей жизни она была женщиной решительной, отважной и мужественной. Но только ли в отваге и решительности дело? Почему всё-таки французская королева твёрдо и однозначно решила разделить тяготы дальнего странствия с супругом, к которому не испытывала любви, нежных чувств и привязанности?
В поисках достоверного ответа обратимся сначала к первоисточникам. Известный средневековый хронист и теолог Вильгельм Ньюбургский (Уильям Малый) в своём главном историческом труде «История Англии» подробно рассказывает, почему (на его взгляд) Людовик VII согласился взять с собой в поход жену, а также объясняет, к каким последствиям привело это необдуманное решение монарха:
«С самого начала она [Алиенора] столь властно покорила сердце молодого человека своим обаянием и красотой, что в момент подготовки этого всем известного похода король решил, что он не должен оставлять ее дома. И решил он [Людовик VII] взять её с собой на войну, поскольку любил он свою юную супругу ревнивой любовью. Многие знатные люди последовали его примеру и тоже взяли с собой своих жен. А поскольку те не могли отправиться без своих прислужниц, в христианском лагере, который должен был оставаться целомудренным, оказалось множество женщин. И это стало причиной греха для нашей армии…»[2].
Известная современная писательница исторического жанра Режин Перну не видит ничего особенного в поступке Алиеноры, решившей наравне с мужем принять крест. При этом француженка-медиевист приводит вполне убедительные доводы о том, что предводители Первого крестового похода – Раймунд IV Тулузский и Балдуин Булоньский (будущий иерусалимский король Балдуин I) взяли собой своих жён в абсолютно тогда ещё неизведанный путь[3].
Очень интересную версию предлагает своим читателям современный российский автор Евгений Викторович Старшов: «Зная её [Алиеноры] характер, резонно предположить, что это не было следствием её фанатизма; она скорее предпочитала подвергнуться опасностям пути и войны, нежели оставаться в мрачном парижском дупле своего филина в окружении ненавидевших её придворных. Она отлично понимала, чем рискует – вся Малая Азия, Сирия и Палестина были буквально усеяны костьми прежних крестоносцев и их противников. Но, как говорится, лучше смерть, чем скука»[4].
Примеру своей отважной, настойчивой и решительной королевы последовали многие представительницы высшего света Французского королевства, в том числе Файдива д’Юзес – супруга Альфонса I Иордана, графа Тулузы и Прованса, а также Сибилла Анжуйская – графиня Фландрии. Участие французских аристократок во Втором крестовом походе значительно позже породило легенду о том, что Алиенора, её сподвижницы и последовательницы сформировали целый отряд (эскадрон) женской кавалерии, стремясь перенять славу знаменитых воительниц античности – амазонок.
Литераторы-романисты ХVIII-ХIХ веков растиражировали этот увлекательный миф, снабдив его собственными фантазиями, представлениями и художественным вымыслом. Известный французский историк-медиевист Жан Флори называет едва ли не десяток авторов, которые перенесли на страницы своих произведений легенды, мифы и предания о ратных подвигах Алиеноры и её эскадрона амазонок[5].
Наиболее показательным в этом плане является отрывок из 12-томного труда «Жизнь королев Англии», вышедшего из-под пера британской писательницы Агнес Стрикленд: «Когда королева Алиенора, будучи в Везеле, приняла крест от святого Бернарда, она незамедлительно облачилась в платье амазонки, а её дамы, охваченные тем же неистовым порывом, оседлали лошадей и образовали конный отряд, который сопровождал королеву, когда та появлялась на людях; сами они считали себя "стражей королевы Алиеноры". Они упражнялись, как амазонки, и совершали сотни безумств, дабы усилить свое рвение, подобно настоящим крестоносцам»[6].
Одним из основоположников красивой, но, увы, целиком выдуманной легенды о воительницах-амазонках, действовавших в составе воинских контингентов Второго крестового похода, является византийский историк Никита Хониат (Акоминат). Он родился спустя шесть лет после завершения описываемых им событий, а над своим главным трудом под названием «История со времени царствования Иоанна Комнина» начал работать в последней четверти ХII века – в эпоху Третьего крестового похода.
В ходе написания своей «Истории» Никита Хониат часто опирался не только на доступные ему документы, но также на свидетельства очевидцев и устные предания. Неудивительно, что повествуя о королеве Алиеноре и её спутницах, византийский хронист стал «жертвой» непроверенной информации, опубликовав услышанный рассказ без проверки его правдивости.
Вот что сообщает своим читателям византийский хронист относительно «французских амазонок», посетивших Константинополь осенью 1147 года: «Между ними [крестоносцами из Западной Европы] были и женщины, ездившие на конях подобно мужчинам, смело сидевшие в седлах, не опустив ног в одну сторону, но верхом. Они так же, как и мужчины, были вооружены копьями и щитами, носили мужскую одежду, имели совершенный воинский вид и действовали смелее амазонок. В особенности отличалась одна из них, как бы вторая Пентесилея[7]: по одежде своей, украшенной по краям и подолу золотом, она прозывалась Златоногой»[8].
Нетрудно догадаться, что «Златоногую» предводительницу амазонок многие историки, литераторы, исследователи эпохи Крестовых походов и биографы Алиеноры идентифицировали (и продолжают отождествлять в наши дни) с перекликающимся образом Аквитанской львицы. Однако только лишь Никита Хониат мог поведать о том, кто именно скрывается под мифическим обликом Златоногой предводительницы средневековых амазонок, но, к сожалению, византийский хронист ни прямо, ни намёком не при открывает завесу тайны.
Вопреки литературным изысканиям и фантазиям литераторов-романистов, следует отметить, что, конечно же, Алиенора и другие французские дамы из высшего света не создавали никаких отдельных эскадронов, не носили кольчуги и латы, не скакали верхом без сёдел, не сражались с сельджуками, не устраивали между собой рыцарских турниров. Алиенора вообще никогда не пользовалась оружием и не пыталась на себя примерить лавры полководца. Она чётко знала градацию сугубо мужских прерогатив, обязанностей и функций, как в делах политических, так и военных.
Да, королева Франции не могла принести пользу на поле боя, как и все прочие женщины её эпохи. Алиенора не обладала талантами военачальника-стратега, что было совершенно логично и естественно. Зато она продемонстрировала свои превосходные умения администратора и дипломата. За несколько месяцев до начала похода предприимчивая жена Людовика VII предприняла серию поездок по Аквитании и графству Пуату самостоятельно и вместе с супругом.
Силой своего обаяния, дара убеждения и дипломатических лукавых дарований Алиенора сумела привлечь к участию в Священной войне значительное число графов, виконтов, баронов и сеньоров, проживавших на юго-западе современной Франции. В числе знатных, влиятельных, состоятельных и могущественных аристократов, отравившихся на Святую Землю вместе с Людовиком VII, были известные исторические личности. В их числе следует упомянуть Гуго VIII Старого, сеньора де Лузиньяна, графа Жоффруа III де Ранкона, Сальдебрейля де Санзе – коннетабля Аквитании, виконта Ги де Туара.
Помимо привлечения к личному участию в походе знатных феодалов и рыцарей Аквитании деятельная и активная Алиенора собрала солидную сумму с тех своих вассалов, которые всё-таки предпочли остаться дома, а не идти в далёкую Палестину. Пожертвования французская королева собрала не только с баронов. Она убедила местные епархии выделить часть своих средств для оказания спонсорской помощи пилигримам и крестоносцам.
Весьма примечательной и очень символичной выглядит в описании хрониста Одона (Одо) Дейльского финальная сцена подготовительного периода. 8 июня 1147 года Людовик VII, его мать – графиня Аделаида Савойская и Алинора отправились в аббатство Сен-Дени. Как и положено, французский король поклонился мощам Святого Дионисия Ареопагита, а также принял из рук архиепископа Реймсского главную военную святыню – Орифламму, священное знамя французских королей, которое по преданию дарует победу своим владельцам. Римский папа Евгений III благословил монарха, а затем вручил Людовику VII котомку странника и посох – главные символы паломников, принявших крест.
Все эти сакральные действа происходили внутри обители – в тишине, прохладной тени и без лишних свидетелей. Тем временем, у ограды храма скопилась огромная толпа народа, пришедшего воочию лицезреть понтифика, короля и королеву Франции, а также высших церковных иерархов и представителей придворного истеблишмента. Давка всё сильнее нарастала, и король, с трудом переносивший шум, а также большое скопление народа, предпочёл отсидеться в одной из монашеских келий в ожидании, пока его эскорт создаст безопасный коридор с чёрного хода.
Пока охрана Людовика VII расчищала проход для того, чтобы монарх мог свободно и безопасно выйти из обители, Алиенора и мать короля оказались едва ли не в самом эпицентре давки и «чуть было не испустили последний вздох в духоте толкающейся толпы»[9]. Любящий сын и муж, был столь сильно озабочен желанием поскорее перебраться в безопасное и комфортное место, что напрочь позабыл про собственную мать и жену.
Пройдёт совсем немного времени, и Алиенора отплатит супругу той же монетой. Сначала она позабудет о Людовике VII, его чувствах, желаниях, переживаниях и стремлениях, погрузившись в стремительный и бурный мир собственных интересов и увлечений. В конечном итоге, «Аквитанская львица» окончательно бросит своего мужа, оставив его наедине со многочисленными проблемами, неурядицами, опасностями и трудностями. Но это тема следующей публикации.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - термин Утремер (иначе – Отремер или Утреме) в дословном переводе с французского языка (Outre-mér) означает «Земля за морем». До эпохи Крестовых походов определение Утремер обозначало какую-либо далёкую заморскую территорию без указаний на конкретное море или страну. После завершения Первого крестового похода термин Утремер приобрёл конкретную географическую привязку. Именно этим определением – Утремер европейцы, говорившие на французском языке, в эпоху Второго крестового похода называли государства, созданные крестоносцами на территории Сирии, Леванта и Палестины – Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское, а также графства Эдесса и Триполи.
[2] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. С. 50.
[3] - Перну Р. Алиенора Аквитанская / Пер. с франц. А. С. Васильковой. – М.: Евразия, 2001 // Электронная библиотека ЛибКат. 2020-2025. URL: https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/272635-18-rezhin-pernu-alienora-akvitanskaya.html#text (дата обращения 20.07.2025).
[4] - Старшов Е. В. Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем. – М.: ООО «Издательство "Вече"», 2023. С 64.
[5] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. С. 48-49.
[6] - Strickland A. Lives of the Queens of England: from the Norman Conquest. Vol. I. Londres, 1841. Р. 298.
[7] - Пентесилея (Пенфесилея) – легендарная царица амазонок, воспетая Гомером в «Иллиаде». Она прославилась тем, что во главе отряда амазонок сражалась на стороне царя Приама во время осады Трои. Согласно преданиям, Пентесилея отличалась не только безупречной внешней красотой, но и высоким воинским мастерством и личным мужеством. Под стенами Трои она лично убила семь опытных и прославленных греческих воинов. Сама Пентесилея пала от меча Ахиллеса (Ахилла), который позже очень переживал о том, что собственноручно убил прекрасную царицу-воительницу.
[8] - Старшов Е. В. Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем. – М.: ООО «Издательство "Вече"», 2023. С 65.
[9] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. С. 52.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, биография Элеоноры Аквитанской, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.
Евгений Викторович Старшов (род. 1978) – историк, писатель, преподаватель, переводчик, член Союза краеведов России. Автор 11 монографий по краеведению, 25 научно-популярных работ по эпохам Античности и Средневековья, а также по истории Византийской империи и Руси. Принимает участие в редактировании произведений из серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей). Наиболее известным его документальным произведением, посвященным эпохе Средневековья, является биографическое исследование «Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем».
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Молодая Алиенора Аквитанская» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Тринадцатилетняя королева Франции
Часть 2-я. Первый брак комом или обреченный венценосный мезальянс
Часть 3-я. Активная участница Второго крестового похода
Часть 4-я. Антиохийский скандал: невинный флирт, инцест или жестокий навет клеветников (+18)
Часть 5-я. Развод
Часть 6-я. «Чёрная легенда» о распутной блуднице
Часть 7-я. Второй брак и английская корона
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)