Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Сразу и вскоре после развода с Людовиком VII на репутацию Алиеноры, образно выражаясь, были вылиты десятки, если не сотни лоханей, наполненных до краёв самой едкой, пошлой, похабной, анекдотичной, откровенно шокирующей и омерзительной грязи – прилипчивой и, увы, не отмываемой даже по прошествии многих столетий.
Бывшей французской королеве её вчерашние верноподданные припомнили всё на их взгляд плохое, недостойное, порочное, греховное и отрицательное. Тот, кто не смог отыскать реальных компрометирующих фактов на первую супругу Людовика VII, активно распространял сплетни, либо сам выдумывал истории, порочащие и изобличающие «Аквитанскую грешницу».
По Франции активно распространялись слухи о том, что в роду Алиеноры по материнской линии было много колдуний – таких же рыжеволосых, дерзких и распутных. Герцогиню Аквитании многие всерьёз считали ведьмой. Иначе, как объяснить, что несчастный, смиренный, набожный и благочестивый Людовик VII прожил с блудницей и колдуньей почти пятнадцать лет? Конечно же, Алиенора околдовала своими тёмными чарами несчастного короля!
Вскоре колдовская тема уступила место непристойному поведению, изменам и развратным интригам бывшей французской королевы. Однако прежде чем, ознакомиться с внушительным списком любовников Алиеноры и свидетельств о её порочных и систематических прелюбодеяниях, постараемся ответить на вопрос, почему на герцогиню Аквитанскую обрушилась вся эта лавина пересудов «жёлтой средневековой прессы» и «чёрного пошло-уничижительного пиара»?
Ведь и до неё, и после, десятки монархов, подобно Людовику VII, расторгали свои браки, ссылаясь на недопустимое близкое родство с супругой. Отставленные жёны либо покорно уходили в монастырь, где тихо доживали свой век, либо вновь выходили замуж, и порой весьма удачно. Никто не глумился над этими «разведёнками», не поливал их грязью сплетен и слухов, не превращал в скандальных средневековых «вавилонских блудниц».
Во многом ответ на поставленный вопрос даёт известный французский профессор-медиевист и признанный специалист по изучению эпохи рыцарства Жан Флори: «Алиенора не побоялась прослыть свободной и даже распущенной женщиной, чтобы стать хозяйкой своей судьбы во всех отношениях… Неудивительно, что такой "феминистский" образ действий, сильно опередивший свое время, был истолкован хронистами в соответствии с привычными шаблонами, касающимися женского поведения.
Иными словами, в её поступках видели результат разнузданного полового инстинкта, считая королеву либо порочной, либо слабовольной натурой, легко поддающейся влиянию мужчин. Алиенора, вне всякого сомнения, не принадлежала ни к первой, ни ко второй категории женщин. Это была сильная личность, решившая самостоятельно управлять частной и общественной жизнью во всех ее проявлениях, будь то ее чувственная, сексуальная, социальная, культурная или политическая область»[1].
Слухи, сплетни, устные и письменные предания о многочисленных адюльтерах «прекрасной Алиеноры» набирали свою силу и всесокрушающую мощь постепенно, подобно селевому потоку. Сначала её обвинили в неподобающем и недопустимом для королевского сана поведении во время Второго крестового похода. Да, речь вновь зашла о выдуманных фольклорных историях, касающихся отрядов европейских амазонок, которые якобы возглавляла Алиенора.
Если раньше её обвиняли в том, что она собрала вокруг себя ярых феминисток, которые ездили верхом подобно мужчинам, облачаясь в доспехи и пользуясь оружием, то теперь про Алиенору повсеместно распространялись небылицы скандально-эротического содержания. По европейским столичным дворам долгое время гуляли слухи о том, что жена Людовика VII и несколько особо смелых её сподвижниц скакали по просторам Малой Азии, подражая античным амазонкам, иными словами, обнажив одну грудь или сразу обе (выражаясь современным языком, использовали стиль топлес)[2].
Если бы на самом деле имело место нечто отдалёно похожее, то благочестивый король Франции, воспитанный в строгом аскетическом и католическом духе, развёлся бы с Алиенорой ещё тогда – в 1148 году. К одеяниям и внешнему виду европейских женщин в эпоху Второго крестового похода римская католическая церковь предъявляла не менее строгие требования, чем каноны ислама к повседневному облачению мусульманок.
Благочестивая и богобоязненная католичка, разумеется, не носила паранджу, но должна была в обязательном порядке скрывать от мужчин открытые участки тела, ног и рук. Ни о какой «обнажёнке», даже частичной, и речи не могло идти. Если бы Алиенора осмелилась показаться прилюдно в облике истиной античной амазонки, походные епископы и прелаты непременно бы отлучили её от церкви и выслали прочь, не допустив до пределов Святой Земли.
Следом за нелепицами про королеву-амазонку, шокировавшую всех участников Второго крестового похода своим пристрастием к нудизму, на свет вновь извлекли подробности «Антиохийского скандала». Пока Алиенора оставалась законной женой Людовика VII, хронисты молчали об этом эпизоде. Как только король и королева официально развелись, французские летописцы быстро «переобулись», став гневными обличителями морального облика герцогини Аквитанской.
Самые разные авторы, в том числе известные, чьи произведения пользовались авторитетом, в своих хрониках открыто заявляли, что во время всего крестового похода Алиенора вела себя не как королева, а как блудница или распутная девка[3]. К середине ХIII века усилиями французских хронистов, придворных историков и сочинителей за Алиенорой прочно и окончательно закрепился образ легкомысленной и вздорной девицы, все помыслы которой только и были направлены на прелюбодеяние.
Наиболее рьяные сплетники судачили, что Алиенора ещё до свадьбы Людовиком VII имела интимную связь с неким аквитанским рыцарем по имени Ричард, который якобы умер у неё на руках, получив смертельную рану не то на дуэли, не то в бою. Однако молва утверждала, что сражался этот мифический рыцарь за честь Алиеноры.
Гибелью любовника скандальное предание не завершилось. Спустя годы в память о своём первом мужчине, будучи уже королевой Англии, развратная и беспринципная Алиенора назвала одного из своих сыновей, которого затем любила более всех остальных детей. Этого сына звали Ричард, а в мировую историю он войдёт под грозным и впечатляющим прозвищем – Львиное Сердце[4].
Комментировать достоверность этой легенды смысла нет. Для благочестивого Людовика VII, которого на протяжении многих лет усердно готовили к карьере священнослужителя, целомудрие невесты было одним из важнейших доказательств её телесной и душевной непорочности. Если бы выяснилось, что Алиенора имела интимную связь до него с другим мужчиной, то Людовик VII ни при каких обстоятельствах не стал бы дальше жить с герцогиней Аквитанской, разведясь с ней ещё тогда – в июле 1137 года.
Невинность невесты в обязательном порядке подтверждалась после первой брачной ночи «специальной комиссией», в состав которой входили придворные дамы, фрейлины, родственницы обеих супругов, а также представители церкви. Итоговый вердикт «целомудренной комиссии» непременно оглашался публично во избежание дальнейших кривотолков и пересуд.
Данное правило строго соблюдалось в отношении представителей высшей аристократии, и строжайше в отношении королевских особ. Ведь речь шла не только о монаршей чести, но и о чистоте крови его наследников. Иными словами, ни каких реальных плотских связей с другими мужчинами Алиенора до брака, в который она вступила в возрасте 13 лет, не имела.
Завершая рассказа о Втором крестовом походе, констатируем, что участие в нём принесло Алиеноре не только дурную славу бесстыжей полуобнаженной амазонки и развратницы, вступившей в кровосмесительную сексуальную связь со своим дядей Раймундом де Пуатье. Сразу после развода «Аквитанской львицы» с Людовиком VII ещё одним любовником Алиеноры молва назвала графа Жоффруа III де Ранкона[5].
По иронии судьбы именно в его родовом замке – Тайбуре провели свою первую брачную ночь Алиенора и Людовик во время своего свадебного путешествия. Ещё до бракоразводного процесса французской королевской четы Жоффруа де Ранкон стал «козлом отпущения», на которого французские хронисты свалили неудачи своих земляков-пилигримов во Втором крестовом походе.
Сеньор Жоффруа командовал королевским авангардом в нескольких крупных стычках с сельджуками, которые для крестоносцев Франции завершились неудачно. Однако, конечно, вовсе не он повинен в том, что вместо отвоевания Эдессы европейские предводители и местные правители Латинского Востока решили идти походом на Дамаск, где и потерпели полный крах.
Назвав Жоффруа III де Ранкона любовником Алиеноры, французские хронисты одним выстрелом убили двух зайцев. Вина графа в провале Священной войны ещё более усугубилась, а репутация Алиеноры была ещё сильнее запятнана и опорочена. Но и этого борзописцам Людовика VII и его наследников показалось мало.
Средневековая «жёлтая пресса» ХIII века активно распространяла анекдотичные слухи о том, что Алиенора во время своего пребывания в Сирии успела вступить в интимную связь с сарацином – нечестивым магометанином. Чуть позже образ анонимного любовника-мусульманина трансформировался в самого султана Саладина!
Дескать, распутная блудница Алиенора воспылала страстью к Салах ад-Дину, узнав о его ратных подвигах, и даже намеревалась бежать от своего законного мужа – благочестивого короля и наихристианнейшего Людовика VII к кровожадному изуверу Саладину![6] В июне 1149 года, когда Алиенора покинула Палестину, будущему всемогущему и прославленному владыке мусульманского Ближнего Востока было всего 11 или 12 лет, а потому все его завоевания и самые триумфальные победы были ещё далеко-далеко впереди.
Кого ещё из известных исторических персонажей придворная и общественная молва, а также средневековые хронисты записали в любовники Алиеноры? Тут, прежде всего, следует отметить Жоффруа V Красивого, герцога Нормандии, графа Анжу, Мэна и Тура. Этот аристократ был отцом будущего английского короля Генриха II – основателя правящей династии Плантагенетов и второго официального супруга Алиеноры.
Английский хронист, историк, церковный деятель и сочинитель Гиральд (Джеральд) Камбрийский в одном из своих трудов записал, что Жоффруа V Анжуйский «плотски познал королеву Алиенору», а в дальнейшем предостерегал своего сына Генриха от слишком близких контактов с ней[7]. О том, что Жоффруа Красивый делил ложе с Алиенорой, сообщает и средневековый английский сочинитель Уолтер Мэп (1140-1210) – автор сборника популярных сплетен и слухов «Придворные пустяки»[8].
Также стоит отметить отважного рыцаря Сальдебрейля де Санзе – коннетабля Аквитании. Он якобы не только был очередным любовником Алиеноры, но и старался очаровать её самыми нетривиальными способами. Например, он одевал доспехи на голое тело, а затем раздевался в присутствии своей королевы, чтобы произвести на неё должное впечатление[9]. Получается по факту этакий рыцарский стриптиз в сочетании с интимными ролевыми играми первой половины ХII века.
В заключении сегодняшней публикации стоить отметить, что очернители, пошлые осквернители и несостоявшиеся разрушители репутации Алиеноры Аквитанской не достигли своей цели. Напротив, они помогли бывшей королеве Франции ещё более прочно и навсегда войти в летопись истории не только эпохи Средневековья, но и человеческой цивилизации в целом.
Что касается дальнейшей личной жизни прекрасной Алиеноры, то она сложилась на редкость ярко, впечатляюще и грандиозно. Всего спустя восемь недель после развода с Людовиком VII, неукротимая «Аквитанская львица» вторично сочеталась узами брака с графом Генрихом (Анри) Анжуйским. В мировую историю он войдёт под именем Генриха II Плантагенета.
Его брак с Алиенорой окажется весьма плодовитым, длительным, полным взлётов и падений, совместных успехов и затяжных конфликтов, взаимных страстных чувств, измен, предательства и ненависти… Но это отдельная и обширная тема для будущих циклов публикаций, посвященных истории династии Плантагенетов.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. С. 250-251.
[2] - Басовская Н. И. Три короны Алиеноры Аквитанской (видеолекция) // Лекторий «Прямая речь». 2009-2025. URL: https://yandex.ru/video/preview/1913122278149173234 (дата обращения 23.07.2025);
- Алиенора Аквитанская // «Час истины». Телепрограмма исторического канала «365 дней». URL: https://yandex.ru/video/preview/13122136757805239622 (дата обращения 23.07.2025).
[3] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. С. 227.
[4] - Старшов Е. В. Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем. – М.: ООО «Издательство "Вече"», 2023. С. 6, 38.
[5] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. Сс. 10, 246, 248.
[6] - Старшов Е. В. Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем. – М.: ООО «Издательство "Вече"», 2023. С. 89;
- Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. Сс. 12, 233, 246.
[7] - Эплби Джон Т. Династия Плантагенетов. Генрих II. Величайший монарх эпохи Крестовых походов / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. – М.: Центрполиграф, 2014. [Издательская версия цифрового сервиса электронных и аудиокниг «Литрес»]. С. 21;
- Gerald of Wales. Giraldi Cambrensis Opera / Еd. John S. Brewer, James F. Dimock and George F. Warner. – Vol. VIII. – London: Green Longman and Roberts,1891 (repr. Cambridge: Cambridge University Press, 2004). Р. 300.
[8] - Walter Map. De Nugis Curialium or Courtiers’ Trifles / Edited by M. R. James, revised by C. N. L. Brooke and R. A. B. Mynors. – 6th ed. – Oxford, Clarendon Press, 1983. Р. 476.
[9] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. С. 10.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда I Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Наталия Ивановна Басовская (1941-2019) – известный советский и российский историк-медиевист, признанный отечественный специалист по изучению истории стран Западной Европы в эпоху Средневековья. Доктор исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории (1988-2019), заслуженный профессор РГГУ (2006). Наталия Ивановна занималась проблемами истории международных отношений в Западной Европе XII-XV веков, прежде всего, политической истории Англии и Франции. Она является автором более 150 работ по истории Средневековья – исследований, монографий, диссертаций, методических пособий, научных статей и публикаций.
Евгений Викторович Старшов (род. 1978) – историк, писатель, преподаватель, переводчик, член Союза краеведов России. Автор 11 монографий по краеведению, 25 научно-популярных работ по эпохам Античности и Средневековья, а также по истории Византийской империи и Руси. Принимает участие в редактировании произведений из серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей). Наиболее известным его документальным произведением, посвященным эпохе Средневековья, является биографическое исследование «Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем».
Джон Тейт Эплби (1907-1974) – американский писатель-историк, длительное время занимавший должность помощника редактора старейшего исторического научного журнала American Historical Review (официальное издание Американской исторической ассоциации). Набольшую известность Эплби принесли его биографические произведения, посвященные жизнеописаниям первых английских королей из династии Плантагенетов – Генриха ІІ, Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Молодая Алиенора Аквитанская» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Тринадцатилетняя королева Франции
Часть 2-я. Первый брак комом или обреченный венценосный мезальянс
Часть 3-я. Активная участница Второго крестового похода
Часть 4-я. Антиохийский скандал: невинный флирт, инцест или жестокий навет клеветников (+18)
Часть 5-я. Развод
Часть 6-я. «Чёрная легенда» о распутной блуднице
Часть 7-я. Второй брак и английская корона
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)