Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Чехословацкий самолет в роли немецкого реактивного истребителя

В 2025 году вышла очередная третья часть сериала из франшизы «СМЕРШ» о работе Советской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Во второй новелле под названием «СМЕРШ 3. Секретный истребитель» на протяжении четырех серий, рассказывается, как капитаны Лавров и Семенов получают сверхсекретное задание – перехватить и угнать экспериментальный немецкий реактивный истребитель Messerschmitt Me.262 со вражеского аэродрома на оккупированной территории Белорусской ССР.

Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год

В роли экспериментального немецкого реактивного истребителя Messerschmitt Me.262 выступил плохо загримированный чехословацкий учебно-тренировочный самолет Aero L-29 «Delfin».

Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год

Для наглядности на крыле Aero L-29 «Delfin» смонтировали две обтекаемых мотогондолы с муляжами реактивных двигателей. Самолет не стали перекрашивать, а просто нанесли камуфляжные пятна коричневого, зеленого и желтого цвета.

Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год

Даже не стали перерисовывать контур бортового номера, а просто перекрасили его в черный цвет. Чтобы превратить Aero L-29 «Delfin» в Messerschmitt Me.262 нанесли «балочный крест», известный более, как Балкенкройц. Воздухозаборники реактивного двигателя Motorlet M-701 закрыли заглушками и разместили в них муляжи авиационных пушек.

Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год

На мой взгляд, создатели сериала могли бы создать деревянный макет, а для сцен в воздухе использовать компьютерную графику на основе 3D-модели. По крайней мере в большом отечественном современном кинематографе так уже не раз поступали. Но видимо большая часть бюджета ушла на актерские гонорары...

Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год
Aero L-29 «Delfin», кадр из киносериала «СМЕРШ 3. Секретный истребитель», 2025 год

Но с другой стороны, такой ход киношников по превращению Aero L-29 «Delfin» в Messerschmitt Me.262, напомнил мне старый Советский кинематограф, когда из-за отсутствия материальной части, маскировали самолеты Як-12, Ан-2, Як-18П и Як-18А.

Немного фактов из истории:

1. Прототип Messerschmitt Me.262, приводимый в движение только реактивными двигателями совершил первый полет лишь 18 июля 1942 года.
2. Серийное производство Messerschmitt Me.262 было начата летом 1944 года.
3. Messerschmitt Me.262 стал нести боевую службу в Люфтваффе лишь осенью 1944 года.
4. За годы серийного производства в 1944-1945 годах было построено 1433 экземпляров Messerschmitt Me.262 всех модификаций.
5. Me.262 стал самым массовым реактивным самолётом Второй мировой войны.
6. Трофейные экземпляры Messerschmitt Me.262 проходили испытания в СССР и США.
7. В 1946-1947 годах в Чехословакии продолжился мелкосерийный выпуск Messerschmitt Me.262 под обозначениями Avia S-92 и Avia CS-92 (соответственно одноместный и двухместный учебно-тренировочный истребитель).
8. Несколько экземпляров Messerschmitt Me.262 сохранились до наших дней в музеях Германии, Великобритании, США, Австралии, Чехии и ЮАР.

© Юрий Дорошенко