В период с 1901 по 1904 год на месте старого здания в Кропоткинском переулке Фёдор Шехтель создаёт один из своих шедевров — роскошный особняк для Александры, в то время носившей фамилию Рябушинская. Сегодня это здание известно как особняк Дерожинской.
Героиня нашей истории была женщиной незаурядной, с широкими взглядами и активной жизненной позицией. И на редкость, особенно для старообрядческой семьи, уверенной в себе и эмансипированной.
Александра Ивановна Бутикова
Александра Ивановна Бутикова (1877 – середина 1920-х) родилась в семье текстильного миллионера и купца 1-й гильдии, потомственного почётного гражданина Ивана Ивановича Бутикова (1829–1885).
В конце XIX века, словно в романе, два клана купцов-старообрядцев решили породниться. Шестнадцатилетнюю Александру Бутикову выдали замуж за старшего сына текстильного фабриканта и банкира Павла Михайловича Рябушинского (1871–1924). И так она стала Александрой Ивановной Рябушинской.
Павел Рябушинский, первый супруг Александры
В 1896 году у молодой пары появился сын, которого назвали в честь отца. Но вскоре в семье произошёл разлад. Павел Михайлович сошёлся с разведённой Елизаветой Григорьевной Мазуриной, которая имела троих детей от первого брака. Он начал бракоразводный процесс. Духовная консистория не признала развод, и процесс затянулся до 1904 года.
Обе стороны устраивали свою жизнь самостоятельно. В 1901 году Павел Рябушинский женился на Е. Г. Мазуриной. Наша героиня, вероятно, была активной участницей этой драмы, полной страстей и интриг. И отчасти благодаря её участию вопрос с разводом так долго не был решён.
Владимир Валерианович Дерожинский, второй супруг Александры
Но жизнь продолжалась. И в 1901 году Александра вступила в брак с поручиком Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимиром Валериановичем Дерожинским (примерно 1870–1923). И стала Александрой Дерожинской. В период с 1901 по 1904 год для своей новой семьи она возвела дом, который стал известен как особняк А. И. Дерожинской.
Над проектом работал выдающийся архитектор Фёдор Шехтель, а помогал ему Александр Антонович Галецкий. На месте старой деревянной застройки появились новые служебный флигель и гараж.
Особняк был оснащён по последнему слову техники того времени: электричество, телефон, водопровод, канализация, система водяного отопления и вытяжной вентиляции. Весь комплекс зданий окружила декоративная ограда с выразительными въездными воротами.
В честь окончания строительства 6 февраля 1903 года Дерожинская устроила приём, меню для которого также создал Шехтель. Предполагалось, что стены особняка украсят живописные панно, но они так и остались просто оштукатуренными.
Шехтель по просьбе заказчицы порекомендовал ей И. Э. Грабаря. Однако наша рачительная хозяйка неожиданно вдвое уменьшила стоимость работ, и Грабарь отказался. Тогда работу предложили В. Э. Борисову-Мусатову (1870–1905).
Сотрудничество с Дерожинской стало для художника горьким разочарованием. В октябре 1905 года он написал Александру Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать её, так я мечтал об этом, хотя это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето и два — осени... Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши».
В то время Шехтель был в отъезде и не мог объяснить капризной заказчице, что ей предлагают настоящие шедевры. В ту же осень Борисов-Мусатов покинул этот мир. И роспись так и не была сделана.
Несмотря на то, что второй брак Александры был заключён по любви, но и он оказался скоротечным. Уже в 1910 году этот союз распался.
Александра Зимина
В третий раз Александра вышла замуж за Ивана Ивановича Зимина (1875-1922), бывшего одним из директоров Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина.
При этом она сохранила хорошие отношения с прежними мужьями. Брюс Локхарт (1887-1970) – консул Великобритании в Москве в 1912-1917 гг. – вспоминал: «Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями – двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками».
Родня Зимина не любила новоявленную невестку: женитьба на разведённой женщине у старообрядцев уже, мягко говоря, не приветствовалась, а тут еще и такие широкие взгляды на бизнес и на жизнь.
Но приходилось терпеть. Александра Зимина обладала значительным богатством и занимала высокое положение в обществе. В 1910 г. она спасла своего брата от разорения и взяла в руки семейный бизнес. В итоге она владела одной из крупнейших мануфактур России «И. Бутиковъ Товарищество Мануфактуръ».
Екатерина Серёжина