Тут вопрос с подвохом.
На первый взгляд может показаться, что речь снова пойдет о пресловутом голосовании в ООН 1948 года в поддержку создания Израиля. То есть о распространенном мифе, что Сталин - наш великий благодетель, первым заявивший, что признает молодое еврейское государство.
Но я, хоть и начну с этого мифа, планирую поговорить о другом.
О той роли, которую вполне сознательно сыграло советское руководство в формировании нашей сегодняшней причудливой, крайне противоречивой, а временами прямо-таки уродливой реальности. О том, как СССР создал, направлял и финансировал антиизраильские силы с самого начала.
И чьими духовными наследниками являются сегодняшние арабские террористы.
Надеюсь, что в финале вопрос, действительно ли Израиль в вечном долгу перед Советским Союзом, ни у кого не будет вызывать затруднений с ответом.
О роли Сталина в процессе голосования в ООН я уже писал вот здесь, нет смысла повторяться. Однако в той статье я не упомянул одну важную деталь.
Принято считать, что СССР первым признал Израиль юридически. Это произошло 17 мая 1948 года. Но на самом деле первой была совсем другая страна. И я говорю вовсе не о США, которые признали Израиль раньше Советского Союза лишь де-факто.
Я имею в виду государство, первым заявившее о признании и установлении дипломатических отношений именно де-юре, так же, как и СССР. 15 мая, всего через сутки после провозглашения независимого Израиля, Гватемала заявила о том, что признает это решение официально.
Вот скан списка на иврите, где указано, что Гватемала (вторая строчка сверху) фактически признала государство Израиль 15 мая, о чем и направила официальную телеграмму 17 мая:
А вот и собственно телеграмма, направленная министру иностранных дел Моше Шаретту (в тексте указана его прежняя фамилия Шерток):
Отчего-то мне не доводилось встречать ни одного гватемальца, который требовал бы целовать ему руки за то, что какие-то его предки некогда подписали соответствующий документ.
Но бог с ним, с признанием. Как и обещал, речь пойдет о другом.
В истории еврейского народа самые страшные катастрофы порой давали мощный импульс выжившим для движения вперед. Скажем, вавилонский плен в свое время сплотил евреев, кристаллизовал их национальную идентичность, обогатил культуру и заставил принять единую религию.
Разгул антисемитизма и страшнейшие погромы второй половины 19 века породили в качестве ответной реакции создание отрядов вооруженной самообороны, вынудили основать сионистское движение и положили начало борьбе за создание еврейского государства.
Попытка нацистов "окончательно решить" посредством лагерей смерти еврейский вопрос создала условия для появления Израиля и наложила моральные обязательства на лидеров стран-победительниц во Второй мировой войне голосовать в поддержку этого решения.
Сталинский СССР стал еще одной подобной вехой, сформировав после Второй мировой войны столь тяжелые условия жизни для советских евреев, что при первой же возможности алия из Союза стала по-настоящему массовой.
Стоит ли за это сказать спасибо Сталину? За то, что сажал, пытал, убивал и унижал евреев так активно, что вынудил образованных, квалифицированных, талантливых, да просто хороших людей, многие из которых воевали за свою советскую родину, бежать в другую страну?
Оставлю этот вопрос без ответа.
Но факт отмечу: то, что для Советского Союза было существенной потерей, для Израиля стало ценным приобретением. Выходцы из сталинского, а позже хрущевского и брежневского антисемитского государства внесли огромный вклад в развитие Израиля. Чем только усиливали ненависть советских диктаторов к непослушной еврейской стране.
Именно СССР, вернее его спецслужбы придумали объединить всех разношерстных арабов, расселившихся на землях, отнятых у евреев, под странным названием "палестинский народ". К этому термину много вопросов, хотя бы потому, что не было в истории ни палестинского государства, ни этнической группы "палестинцы", а само название Палестина всегда давалось разнообразными оккупантами - римлянами, османами, британцами.
Сталин, так и не простивший Израилю его отказ быть советской марионеткой на Ближнем Востоке, инициировал грязную пропагандистскую кампанию по очернению вполне нейтрального термина "сионизм" и отождествлению его с германским нацизмом.
Думаю, сегодняшним израильтянам хорошо знаком этот фокус, называемый феноменом инверсии, когда после страшнейшей кровавой резни, задокументированной самими убийцами, в мире поднимается волна обвинений против жертв этой расправы. Советские пропагандисты винили в нацизме узников концлагерей, а сегодняшние псевдолиберальные СМИ и правительства называют фашистами мирных жителей кибуцев - женщин, стариков, младенцев, требуя, чтобы они прекратили некую гипотетическую "оккупацию".
Как видим, перенос вины с агрессора на жертву - прием не новый, активно использовавшийся Советским Союзом.
Однако сама по себе эта гнусная пропагандистская кампания не имела бы столь разрушительных последствий, если бы работала только внутри Союза. В конце концов кого сегодня интересуют бредовые публикации северокорейских СМИ, если их задача оболванивать только собственное население?
Но у СССР был гораздо более масштабный план. С мечтой о мировой революции Сталин распрощался вскоре после смерти Ленина. Он, впрочем, в эту чушь скорее всего никогда и не верил.
Сталин мечтал о восстановлении империи, с тем лишь отличием, что самодержец будет называться не монархом, а генеральным секретарем коммунистической партии.
А всякая империя предполагает экспансию, ей нужно завоевывать все новые пространства. После разрушительной мировой войны стало понятно, что добиваться своих целей можно и без танков с пушками. Достаточно внедрять свою идеологию в умы жителей тех стран, на которые нужно распространить свое влияние.
Именно этим уже в хрущевскую эпоху занимался, например, московский Университет Дружбы народов (довольно циничное название для подготовки идеологических диверсантов в странах Африки, Азии и Латинской Америки). Здесь, например, проходил аспирантуру Махмуд Аббас, защитивший в 1982 году диссертацию с весьма характерным для антиизраильского агента Кремля названием "Секретная связь между нацизмом и сионизмом (1933–1945 годы)".
Обратим внимание на слово "Секретная". Это как бы подразумевает, что вы наверняка о такой связи не знали, а вот Аббас прозрел истину, докопался, вытащил на свет тщательно скрываемую правду (сторонники теорий заговора всегда следуют этой логике).
В диссертации он доказывал, что в Холокосте было уничтожено вовсе не 6 миллионов, а не более 600 тысяч евреев, что в концлагерях никаких газовых камер не было, зато были связи евреев с нацистскими преступниками, а сионистские лидеры сами способствовали трагедии своего народа.
По сути диссертация Аббаса - не историческое исследование, а пропагандистский памфлет, созданный в рамках советской антисионистской кампании. Ее тезисы опровергаются документами и академическими работами, но она до сих пор используется в антисемитской и антиизраильской риторике.
В 2011 году на основе диссертации Махмуда Аббаса было подготовлено учебное пособие, рекомендованное "департаментом образования" Палестинской Автономии, якобы, для изучения Холокоста. В результате местные арабы с самого детства впитывают уверенность, что сионизм аналогичен нацизму, а следовательно должен быть уничтожен.
При этом, разумеется, Аббас и его последователи не сообщают молодым арабам, что любимым соратником Гитлера на Ближнем Востоке был иерусалимский муфтий Амин аль-Хусейни, потому что эта подробность ломает стройную картину, так любовно созданную советскими идеологами и исправно подхваченную их карманными арабами.
Помимо Университета дружбы народов, иностранных студентов (в том числе из Западной Европы и США) принимали в МГУ и в МГИМО, но только при наличии особых рекомендаций и политической лояльности. Высшая партийная школа при ЦК КПСС имела закрытые курсы, доступ на которые можно было получить через компартии западных стран (например, французская, итальянская компартия и другие). Институт марксизма-ленинизма часто принимал иностранных коммунистов для глубокого изучения "правильной" идеологии.
Молодые и пассионарные выпускники советских ВУЗов разъезжались по своим странам, постепенно меняя облик западного мира. Со временем они сами стали профессорами и ректорами крупнейших университетов, они же определяли базовые ценности Евросоюза, они достигли высоких постов в ООН.
Хуже того, радикальные леваки наводнили и израильские университеты. Теперь и нашим студентам под видом прогрессивных идей подаются тезисы о том, что Израиль - колониальное, расистское государство, а арабские террористы - жертвы сионистской оккупации. Об одном таком "интеллектуале" я рассказывал вот здесь. У этих традиций ноги растут все из тех же советских пропагандистских клише, замешанных на марксизме и задекорированных идеалами свободы, равенства и братства.
Но не студентами едиными осуществлялись идеологические диверсии СССР.
Агентура советских спецслужб активно работала в недружественных странах с местными коммунистическими партиями, с социалистами, с ячейками радикалов.
В 60-е годы Европа переживала серьезный экономический кризис. Молодежь, возмущенная отсутствием перспектив, активно протестовала против политики своих правительств. Тут-то и пригодились эмиссары СССР, распространяющие идеи неомарксизма, особенно в академической среде и крупнейших университетах.
Красивые лозунги про общество всеобщего равенства на деле обернулись тем, что самыми привилегированными группами этого общества стали наиболее радикальные меньшинства.
Достаточно заявить, что тебя притесняет некая капиталистическая машина, чтобы тебя объявили жертвой геноцида. А если при этом ты устраиваешь кровавую резню, убивая беззащитных людей, включая младенцев, то современные потомки неомарксистов прошлых лет, чинные демократы в дорогих костюмах, назовут тебя борцом за свободу и национальную идентичность своего гордого народа.
Вся антисемитская и антисионистская вакханалия, которую мы наблюдаем в последние полтора года, во многом результат усилий СССР, который, будто носитель опасного вируса, сам давно отошел в иной мир, но его токсичные споры распространяются и отравляют умы людей до сих пор.
Ну и, разумеется, не забудем, что СССР активно вооружал Египет, Сирию, Ирак и другие арабские страны в их конфликтах с Израилем (Арабо-израильская война 1948–1949, Суэцкий кризис 1956, Шестидневная война 1967, Война Судного дня 1973).
Что московские военные советники обучали арабские армии, а в некоторых конфликтах непосредственно участвовали советские летчики и зенитчики.
Что СССР предоставлял финансовую, военную и идеологическую помощь Ясиру Арафату и другим палестинским террористическим группировкам.
Что Советский Союз поддерживал организации, совершавшие теракты против Израиля (например, Народный фронт освобождения Палестины).
В ООН СССР инициировал и поддерживал резолюции, осуждающие Израиль (например, резолюция 3379 от 1975 года, приравнивавшая сионизм к расизму, отменена в 1991-м). В 1988 году СССР одним из первых признал провозглашенное ООП "Государство Палестина".
СССР не создавал антисемитизм, но систематизировал и легитимизировал его в форме "антисионизма". Советская пропаганда связала антикапитализм с антиизраильской риторикой, что позже было усвоено западными левыми.
СССР не просто критиковал Израиль – он создал идеологическую инфраструктуру, которая пережила Советский Союз и теперь работает в западных университетах и медиа. Антиизраильские движения в их нынешнем виде – это во многом продукт советской идеологической диверсии, адаптированный под современные левые тренды.
Знаете, возвращаясь к вопросу о благодарности, которую Израиль, якобы, должен испытывать к СССР, я бы предложил такую метафору.
Представьте, что муж-насильник, годами терроризировавший жену, в какой-то момент отпускает ее на все четыре стороны. Мол, ты свободна, живи, как хочешь. Она, конечно, испытывает не то чтобы благодарность, но уж точно огромное облегчение. Теперь-то в ее жизни все будет по-новому, по-человечески.
Но стоит ей повернуться к мужу спиной, он набрасывается сзади, обхватывает ее за шею и начинает душить. Не с тем, чтобы сразу убить, а чтобы жертва как можно дольше помучилась из-за нехватки воздуха. Это полный контроль, высшее садистское наслаждение. Если ты не будешь моей, но не достанешься никому - вполне типичная логика агрессивного собственника.
А в процессе удушения к борющейся за жизнь женщине подходят соседи и качают головой: какая же ты все-таки неблагодарная, могла бы спасибо сказать, ведь человек тебя отпустил, дал свободу, а ты...
Для насильника дать жертве свободу, чтобы сделать ее более послушной, - всего лишь очередная манипуляция. Это не подарок, а более длинный поводок.
Израилю удалось вырваться из удушающих объятий СССР. Более того, он смог дать сдачи и в конце концов пережил Советский Союз, доказав, что жертвой не будет никогда.
Так может ли мне кто-нибудь объяснить, за что именно я, израильтянин, должен сказать спасибо Советскому Союзу?
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.