Найти в Дзене
Maestro Z

Деньги есть, а дружбы нет.

Оглавление

Подводя итог серии рассказов

о работе на судах под иностранными флагами,

хотелось бы порассуждать, где лучше – у нас или у них…

Предвижу некоторое количество гневных комментариев отдельной категории читателей вроде: «Где больше платят, там и лучше!». Это из той же категории людей, которые считают: «Где лучше, там и родина».

Если подходить к вопросу меркантильно, то получается всё верно, хотя и здесь можно поспорить.

Когда советский, а потом и российский флот разваливался и распродавался, когда тысячи моряков оставались на берегу безработными, критерий зарплаты играл наиважнейшую роль. Как ни крути, а кушать всем хочется, семьи кормить надо. Малым детям ведь не объяснишь, что работы нет, денег нет и вкусненького им тоже нет. Да и жёны, остервеневшие от безденежья, готовы были отправить своих мужей хоть к чёрту на рога, лишь бы платили. И мужья шли, шли куда угодно, на самые невыгодные контракты, лишь бы что-то заработать. Вспомните, как высококлассные русские моряки нанимались к полякам (грекам) за 300 – 500 $ на низшие должности. Не помните, так я помню! Да ещё и хрен устроишься, на всех русских безработных моряков мест не хватало. Вот и пускались бедолаги во все тяжкие. Кто-то бросил море и сменил профессию, кто-то пустился в криминальные схемы. А тем немногим счастливчикам, зацепившимся в иностранных компаниях, уже и в голову не приходило вернуться под родной флаг. Многие из тех, кто ушёл «под флаг» стали хорошо зарабатывать со временем и поднялись до высших должностей. Как же часто я слышал от этой категории моряков: «А вы, лохи, вкалывайте за тарелку супа!»

-2

И тогда, когда под Российским флагом всё было плохо они были правы, но время всё расставляет на свои места. Времена изменились и «суп в тарелке» под Российским флагов уже стал гораздо наваристей.

Но это что касается материального аспекта работы на флоте. Да, до сих пор во многих иностранных компаниях моряки получают бОльшие оклады, чем в российских, но кроме денег есть и другие критерии оценки. И я попробую перечислить некоторые из них:

1. Нагрузка на каждого члена экипажа возросла минимум втрое, а зарплата нет. Например, я, работая вторым помощником, выполнял обязанности второго, третьего и четвёртого помощника капитана (были раньше такие должности). На старшего помощника повсеместно навесили обязанности по грузовым операциям (а у него их и так выше крыши!). Не стоит забывать, что и бумаги стало в разы больше. Вы скажете, что это везде так. А я отвечу, что в России нет такого прессинга, как у них.

2. Заключая иностранный контракт, моряк получает деньги только за время этого контракта, а по окончании тратит эти деньги дома. Работая же по трудовой книжке в России, моряк получает зарплату круглый год (плюс премии и различные надбавки). Не забываем об отпусках и отгулах, которые тоже оплачиваются, пока вы гуляете.

3. Страхование жизни и здоровья российских моряков тоже есть и ещё оплата больничных. Ежегодные медицинские комиссии оплачивает судовладелец.

4. Каждые пять лет моряк обязан пройти комплекс тренажёрной переподготовки, который тоже оплачивает российский судовладелец. А это весьма немалые деньги, особенно для командного состава специализированных судов.

5. Каждый российский судовладелец обязан выплачивать за своих работников взносы в пенсионный фонд и социальную страховку. Да и подоходные налоги в России одни из самых низких.

6. Рабочий стаж по трудовой книжке учитывается при начислении пенсии. А у моряков есть ещё и льготы по возрасту выхода на пенсию, при выработке определённого морского стажа. Как часто я слышал слёзные стенания «подфлажных» моряков, что после многих лет работы приходится устраиваться в России хоть куда-нибудь, чтобы выработать минимальный стаж для пенсии. А вы как хотели?

И это только материальные аспекты. А ведь немаловажное значение имеет мораль.

Я сделал всего несколько контрактов «под флагом» и у меня не возникло желания остаться там навсегда. В основном это были одиночные контракты, когда на основной работе накапливалось много отгулов и отпусков. Не сидеть же дома сиднем, если есть возможность малость подработать? Можете спросить меня, почему же я не остался там насовсем. А мне не понравилось.

Нет, всё вроде бы хорошо на первый взгляд; кормят нормально, зарплата приличная, страховка жизни и здоровья, условия жизни в каюте вполне сносные (а иногда и замечательные). Но нет душевности в такой работе, а я привык к этому на русском флоте. Основной капиталистический принцип «Разделяй и властвуй» очень чётко прослеживается в иностранных компаниях. Это выгодно и компании, и капитану. Не поощряется дружба в экипаже! Да и какая может быть дружба между совершенно незнакомыми людьми разных языков и культур, которые пришли на судно только на короткий срок с целью заработать? Отработал контракт и пропади всё пропадом! Немало я слышал примеров, когда подставы и стукачество процветало в многонациональных экипажах. Не хочу обидеть какую-либо нацию, но, например, для представителей Азии, заложить коллегу в порядке вещей. Американцы тоже стучат друг на друга с превеликим удовольствием.

Кто-то может сказать: «А нефиг косячить по работе, и никто стучать на тебя не будет». Будут! На всех не угодишь. Конечно, встречаются постоянные экипажи, где моряки давно знают друг друга и дружат, но это очень редко. Мне такое однажды встречалось! А в России это совсем даже наоборот. На большинстве российских судов у меня остались друзья, с которыми я даже встречался на контрактах. И эти встречи были праздником, встречей с почти что родным человеком. Это как посреди пустыми встретить кореша-одноклассника.

А когда вокруг тебя только незнакомые (а порою и недружелюбные) коллеги, то работа превращается в каторжную пахоту, пусть даже и за хорошие деньги. Приходишь с контракта выжатый, как лимон и никакие деньги уже не нужны. А в родной экипаж возвращаешься, как домой, к родным людям.

Не знаю, кому как, а мне без романтики и дружбы в море невозможно. А русские моряки всегда отличались крепкой дружбой и взаимовыручкой.

-3

Возможно, я что-то упустил, что-то не так воспринял, и не все читатели со мной согласятся, но таково моё мнение.

Ну что, поспорим?

И не забудьте подписаться на мой авторский литературный канал.

Там регулярно появляются новые рассказы.

До встречи.