Следующим пунктом программы рейса была эвакуация с Земли Франца Иосифа другой экспедиции. А это, надо сказать, далеко на север.
Вот, подумал, может, там увижу белых медведей. Очень уж хотелось посмотреть на полярных мишек в естественных условиях. Видел один раз в детстве, в зоопарке. Ну, просто блажь какая-то, да и только.
Благополучно пробились через льды к посёлку на севере архипелага. Я и механик на катере отправились в посёлок. Потоптать остров своими ногами, засвидетельствовать, так сказать, своё присутствие. Пока грузили экспедиционное имущество, разговорился с начальником партии.
- Медведей хотелось бы посмотреть.
- Да что на них смотреть, сволочи они!
- Ни разу, – говорю, – не видел в природе.
- Вот вчера только были, – отвечает.
- Ах, какая жалость, не успел посмотреть, а так хотелось.
- Да уж, один тут тоже посмотреть захотел, так они его чуть не целиком заглотили.
- Да ты чё?! Неужели человека?
- Нет, – смеётся, – не человека, а кобеля. Он последний у нас остался. Мы его, от греха, в сенцах держали. Остальных-то собак давно порвали. Стрелять медведей нельзя, вот они и борзеют. Разворотили все сараи, где пахло съестным. Порвали все кабели, окна побили. В темноте лучше не выходить, да и днём опасно. Шляются по посёлку как у себя дома, а они действительно дома. Это мы у них в гостях.
- Ничего себе! – удивляюсь. – Ну, можно же выстрелить, если нападёт?
- А толку-то? – отвечает начальник, – они ходят бесшумно. Даже если заметишь, успеешь сделать только один выстрел из карабина, да и то, в голову попасть надо, может и не допрыгнет. А так его с одной пули не завалишь. Пистолет же вообще только для самоуспокоения.
- Как же вы тут жили всё время?
- Да нормально жили, пока эта сволочная семейка не припожаловала.
От такого разговора мурашки по спине побежали, и я непроизвольно оглянулся вокруг. Не торчит ли среди снега пара чёрных круглых глаз. И смотреть на белых медведей в живой природе мне как-то сразу расхотелось.
Я отковырял от скалы плоский осколок на память и забрался в катер.
Из архипелага на чистую воду выбирались почти сутки. Произошла сильная подвижка льда и все проходы затянуло торосами. Без ледовой разведки найти безопасный проход не так-то просто, вот и тыкались мы, как слепые котята. И только по облакам смогли найти выход. Кто во льдах ходил, тот знает, как это делается и на что такое "ледовое небо".
Но нет худа без добра.
Эвакуация прошла успешно, и нам предстояло доставить полярников на «большую землю». Путь наш теперь лежал в большой северный порт, расположенный в глубине незамерзающего залива. Хороший город и люди в нём живут хорошие. Бывал я там несколько раз. Но есть там загадочная аномалия.