Найти в Дзене
Советы Дмитрия

Цена света: исповедь линейщика

Оглавление

Это не рассказ про тёщ, а про, уважаемую мной, профессию линейщика. Статья будет длинная, но я думаю интересная для понимания труда этих ребят. Рассказ от лица одного из них. Самое приятное в его рассказе то, что видно, как он любит свою работу, а не просто ходит на неё. Надеюсь осилите статью до конца.

Для начала

Расскажу о нелёгком, но захватывающем труде электромонтёра по ремонту воздушных линий электропередачи – линейщика. Многие, услышав это название, представляют себе лишь грубых с «перегаром» мужиков. И да, в прошлом бытовало такое мнение, подкреплённое стереотипами. Однако реальность куда сложнее и интереснее. Мой опыт работы показал, что суровые будни линейщика способны сплотить коллектив как ничто другое. Когда от навыков и ответственности твоего напарника зависит твоя жизнь, когда вы вместе преодолеваете невзгоды и тяжёлый труд, возникает настоящее товарищество, зачастую перерастающее в крепкую дружбу.

Этот крепко спаянный коллектив – настоящая сила. Линейщики смело отстаивают свои права перед начальством любого уровня, не боятся высказывать правду на собраниях, что, естественно, вызывает недовольство у некоторых «конторских» работников. Но зато, попав в это братство, вы можете быть уверены в поддержке коллег. Вас научат, защитят и никогда не бросят в беде.

Обязанности

В обязанности линейной бригады входит обслуживание десятков километров воздушных линий электропередачи напряжением от 35 до 110 кВ (и до 750 кВ в магистральных сетях). Каждая линия требует полного осмотра не реже одного раза в год для выявления дефектов.

Если позволяет местность, в ход идёт техника – настоящий рай для любителей внедорожных приключений! Линейщики, пожалуй, больше, чем кто-либо в электросетевом комплексе, имеют возможность покататься на самых разных машинах: от лёгких снегоходов и «Бобров» до мощных вездеходов типа ТРЭКОЛ, ГТС и даже МТЛБ. Однако даже самая проходимая техника бессильна перед некоторыми препятствиями.

 МТЛБ
МТЛБ

Представьте себе крутой скалистый склон, где даже УАЗ "Буханка" – привычный транспорт линейщиков – чувствует себя неуютно. В таких случаях приходится идти пешком. Линейщик – это человек с невероятной выносливостью и физической силой, способный пройти шесть и более часов по пересечённой местности – лесу, болотам – невзирая на жару или мороз.

Однако работа линейщика имеет и неоспоримое преимущество перед другими профессиями в электросетевом комплексе: до труднодоступных мест работы линейщиков добраться крайне сложно даже начальству и проверяющим. Это своего рода естественная защита от излишнего контроля.

Помимо плановых осмотров, линейщики проводят техническое обслуживание линий: замеряют ширину просек и высоту деревьев (для планирования вырубки), используют тепловизионное (для обнаружения перегретых контактов) и ультрафиолетовое (для выявления дефектов изоляции) оборудование, проверяют заземление опор, смазывают оттяжки, подтягивают гайки и выполняют множество других работ. Все выявленные дефекты устраняются в ходе плановых ремонтов, а критические неисправности – незамедлительно.

Обучение и безопасность

Но работа линейщика – это не только хождение по земле. Большую часть времени они проводят на высоте. Конечно, можно подумать, что у них отсутствует страх высоты, но это не так. Здоровый страх – необходимая составляющая безопасности. Он помогает сосредоточиться и не пренебрегать мерами предосторожности. Исключение составляют случаи, когда у человека на высоте резко ухудшается самочувствие – в таких ситуациях работа на высоте категорически противопоказана. У большинства иррациональный страх высоты исчезает после первых дней работы на высоте с надёжной страховкой, когда понимаешь, что даже в случае падения тебе ничего не угрожает.

Все электромонтёры по ремонту ВЛ (высоковольтных линий) проходят обучение работе на высоте и ещё год работают под контролем опытных коллег. Раньше использовались простые монтажные пояса. Затем появились пояса с амортизаторами, снижающими ударную нагрузку при падении. Современные страховочные системы настолько совершенны, что человек, зависнув на стропе, может находиться в таком положении неограниченное время без риска для здоровья.

-3

Самый комфортный способ подняться на опору – автогидроподъёмник, или, как его называют линейщики, «вышка». Однако, возможности «вышки» ограничены её габаритами и проходимостью. Тяжёлая техника не везде сможет проехать: болота, овраги и труднодоступная местность часто становятся непреодолимыми препятствиями.

Следующий по удобству вариант – стальная решётчатая опора, особенно если на ней предусмотрены специальные степ-болты, служащие в качестве ступеней. Это значительно упрощает подъём. Но если опора круглая железобетонная, так называемая «фуга» (от «стойка центрифугированная»), приходится импровизировать. Линейщики собирают на месте монтажную лесенку из отдельных секций. Каждая секция крепится к опоре, затем поднимается вверх, под неё подставляется следующая, и так далее. После подъёма, рабочий закрепляет все соединения, обеспечивая безопасный и удобный подъём.

Существуют также специальные когти-лазы для фуг, но их использование – задача не из лёгких. Современные многогранные металлические опоры, как правило, оснащены встроенными лесенками или степ-болтами. Но, конечно, на многих линиях электропередач до сих пор используются деревянные опоры, подъём на которые осуществляется с помощью традиционных когтей.

Но вот линейщики уже наверху. Допустим, требуется заменить повреждённый изолятор в гирлянде или всю гирлянду целиком. С траверсы спускается «бесконечный» канат – закольцованная верёвка, перекинутая через блок. По этому канату наверх подаются инструменты, материалы и оборудование. Для удобства работы используется монтажный трап, который крепится к опоре и проводу. Линейщики работают, стоя или лёжа на этом трапе.

Натяжение провода может достигать нескольких тонн, поэтому перед заменой изоляторов провод подтягивается лебёдкой к опоре, что освобождает гирлянду. Затем производится замена отдельных изоляторов или всей гирлянды. Аналогичным образом устанавливается и гаситель вибрации – устройство, предотвращающее поломку проводов из-за колебаний, возникающих под воздействием ветра. Гаситель крепится в специально рассчитанном месте рядом с опорой. Он гасит колебания, которые возникают из-за аэродинамических эффектов, подобных тем, которые действуют на крыло самолёта. Многожильный провод, состоящий из стальных проволок, обмотанных алюминием, имеет неровную поверхность, что и вызывает вибрацию при определённых порывах ветра.

-4

И это далеко не все задачи, которые решает линейщик. В его обязанности входит замена опор, отдельных элементов опор, проводов, грозозащитного троса (натянутого на вершине опоры для защиты от молний), вырубка деревьев, ремонт фундаментов опор и многое другое. Это действительно одна из самых сложных и физически требовательных профессий. Конечно, женщины работают во многих тяжёлых профессиях: сварщицы, кузнецы, литейщицы… Но за много лет работы я ни разу не встречал женщину-линейщика. Простите, сторонники гендерного равенства, но в этом конкретном случае, кажется, мужчины всё же обладают некоторыми физическими преимуществами.

Вот так работают лучшие из нас. Я работал в своей жизни с 10 кВ, но не выше. На высоте выше стандартных опор 0,4 кВ тоже не бывал, поэтому у меня к ним только огромное уважение, я бы скорее всего так не смог.

Пишите в комментариях, вы бы так смогли? Что думаете об этой профессии? Делитесь своим опытом! И не забывайте подписываться на канал "Советы Дмитрия"! И ставьте лайки, это очень помогает развитию канала! Узнавайте что-то новое: истории, новости из сферы электрики, советы и лайфхаки с моим каналом.

С уважением, Дмитрий!
Всех Вам Благ!