Они же перестанут вам верить, а потом вы сами будете огорчаться, что как же так! случилась абсолютная неожиданность! мой ребенок мои слова не слышит и считает за пустой звук.
Вопрос про слышимость - он же симметричный. Если вы ребенка не слышите и впихиваете своё под странными рассказами о его же благе, то и он вас слышать не станет.
Потому что зачем?
Дать себя разрушить?
Ведь если мы что-то рекомендуем человеку с упорством, не допускающим обсуждения, без попыток услышать встречные вопросы, то, скорее всего, какое-то у нас взаимодействие с этими встречными вопросами проблемное.
Если я знаю, что ответить человеку, так в чем сложность ответить?
А если не знаю, то и идут навязчивые "я мать! (отец! бабушка и много жила!)", которые как относятся к сути вопроса?
Ну, много жила. И что? Ты если знаешь какие-то законы общества, природы, мира, так расскажи о них на примерах. Разъясни! Это называется передача опыта, чтобы человеку было понятно что и как в мире устроено.
А если приказы без пояснений, то кого вы воспитываете? Тупого и немого человека, которому что воля, что неволя - всё равно? Человека, который равнодушно должен слушать вранье и подчиняться вранью? Это же странно? Или нормально и так нужно делать?
Очень подробно последствия описывала в статьях:
А сейчас речь вообще о другом. О тесте на силу воли с зефиркой :-) И вы написали под ним очень ценные комменты, которые я сейчас и хочу расширить научными данными.
Для тех читателей, кто на нашем канале впервые, поясню, что есть такой очень известный тест на силу воли, когда ребенку предлагается посидеть в обществе одной зефирки с условием, что
если он устоит перед искушением, не съест зефирку,
то через 15 минут получит 2 зефирки!
The marshmallow test (или тест отсрочки вознаграждения) – тест на силу воли для детей
Условия эксперимента:
- Откажись от 1 зефирки (маршмэллоу) сейчас,
- чтобы через 15 минут получить 2.
Ребенок остается в пустой комнате один на один с маршмэллоу. И если он устоит, не съест лакомство, то через 15 минут взрослый вернется и даст две зефирки.
И (что самое интересное! и почему этот эксперимент стал очень громким и широко известным) - оказалось, что те дети,
- кто смог дождаться 2-ой зефирки в дошкольном возрасте,
- были успешны в сдаче Школьного Теста Способностей многие годы спустя при поступлении в университет (Scholastic Aptitude Test - SAT Reasoning Test — стандартизованный тест для приёма в высшие учебные заведения в США, можно грубо сказать, что аналог нашего ЕГЭ).
Обнаружена значимая корреляция успешности сдачи теста и времени отсрочки вознаграждения.
И вот ребенок сидит, старается потерпеть!
Сейчас перед вами волевой процесс:
А почему ребенок старается?
Потому что ОН ВЕРИТ взрослому!!! И этот ключевой факт был обнаружен в последующих экспериментах. Если ребенок не верил взрослым - он не ждал второй зефирки и съедал то, что доступно сейчас.
И подобные же факты вы описали в своих комментариях под той статьей.
А ещё, что самое важное во всем этом
Если ребенок старается, если он организует целевое поведение, преодолевая искушение, - ТО ТРЕНИРУЕТСЯ ЕГО МОЗГ!
Префронтальная кора обеспечивает возможность целенаправленного поведения и торможение побочных, отвлекающих действий.
- Если мы нагружаем какую-то часть мозга, какую-то часть тела тренируем, то она становится сильнее. И тогда, она может тянуть большую нагрузку.
- А если кусок мозга слабый, то большую нагрузку он не потянет, и с целенаправленным поведением будут проблемы, получится отвлекаемость на уроках, внимание станет прыгать, его будет сложно держать на словах учителя. И тогда, с большой долей вероятности, в тетрадках будут плохие оценки и плохая успеваемость в школе.
Я не отрицаю врожденную слабость каких-то участков мозга! Как и не отрицаю разные сложности взаимоотношений в школе! Факторов, которые влияют на успеваемость, очень много.
Сейчас, по теме данной статьи, мне хотелось акцентировать на взаимосвязи:
- верю взрослому -> слышу его и стараюсь делать так, как он просит;
- НЕ верю взрослому -> стремлюсь отбросить его слова, сам ориентируюсь в ситуации (как могу, в силу своего жизненного опыта), стараясь извлечь выгоду ту, которую могу.
А если я стремлюсь сбросить нагрузку, то та часть мозга, которая осталась без тренировки, - будет слабой. Без тренировки мозг ребенка не развивается!!
Ничей мозг без тренировки не развивается, что было показано даже на улитках. Точнее было бы сказать не мозг, а нервная система, потому что мозга у улиток ещё нет )) Психофизиологи очень любят исследовать нервную систему улиток, потому что в ней можно все клетки буквально посчитать :-) Получаются очень строгие с научной точки зрения работы. Прямо образец научного подхода!
И не забываем, что мозг ребенка растет!
Не требуйте "подвигов" от годовасика :-)
У префронтальных отделов коры есть скачки роста.
Темп роста площади лобных областей мозга резко повышается к 3,5-4 годам (в этот же период отмечается и существенный рост линейных размеров клеток, входящих в состав префронтальных отделов коры); второй скачок приходится на возраст 7-8 лет.
Окончательное созревание сейчас относят аж к 20-ти годам! А пластичность мозга сохраняется всю жизнь. Даже в пенсионном возрасте можно увеличивать силу разных отделов мозга, если их нагружать работой.
Пример такой работы мозга я описывала и на похудении:
Про силу, слабость и поломки мозга писала с примерами в статьях:
Всем здоровья и взаимопонимания!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.