Найти в Дзене

Почему мой ребенок меня не любит?

"Послушны, обычно заняты игрой, на улице идут парами, не разбегаются, не задерживаются, их можно легко раздеть или одеть. Они не трогают того, чего нельзя трогать, они не мешают своими требованиями организующей работе взрослого. Хотя такая картина и дает чувство удовлетворения, такое поведение, считает Э. Пиклер, представляется крайне опасным: у этих детей полностью отсутствует волевое поведение, инициатива, они лишь охотно репродуцируют и выполняют задания по инструкции. Этих детей характеризует не только отсутствие волевых проявлении, но и безличное отношение ко взрослому." - я цитирую Обухову Л.Ф. и это описание поведения детей в современных закрытых детских учреждениях, которое сделала венгерский педиатр Э. Пиклер. Тяжелая тема, но решила её продолжить из-за ваших откликов на прошлую статью. Для меня очень важны ваши лайки и комменты, т.к. по ним я ориентируюсь - интересна тема или нет? Есть ли тут ПОСЛУШАНИЕ? - Абсолютное! Идеальное послушание! Есть ли тут любовь к взрослому, ил
Оглавление

"Послушны, обычно заняты игрой, на улице идут парами, не разбегаются, не задерживаются, их можно легко раздеть или одеть. Они не трогают того, чего нельзя трогать, они не мешают своими требованиями организующей работе взрослого.

Хотя такая картина и дает чувство удовлетворения, такое поведение, считает Э. Пиклер, представляется крайне опасным:

у этих детей полностью отсутствует волевое поведение, инициатива, они лишь охотно репродуцируют и выполняют задания по инструкции. Этих детей характеризует не только отсутствие волевых проявлении, но и безличное отношение ко взрослому." - я цитирую Обухову Л.Ф. и это описание поведения детей в современных закрытых детских учреждениях, которое сделала венгерский педиатр Э. Пиклер.

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ, крупный специалист в области психологии развития. Учебник Людмилы Филипповны является базой и основой для изучения детской психологии в нашей стране. И я по нему тоже училась :)
Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ, крупный специалист в области психологии развития. Учебник Людмилы Филипповны является базой и основой для изучения детской психологии в нашей стране. И я по нему тоже училась :)
-2

Тяжелая тема, но решила её продолжить из-за ваших откликов на прошлую статью. Для меня очень важны ваши лайки и комменты, т.к. по ним я ориентируюсь - интересна тема или нет?

Возвращаюсь к цитате, с которой начала статью:

Есть ли тут ПОСЛУШАНИЕ? - Абсолютное! Идеальное послушание!

Есть ли тут любовь к взрослому, или хотя бы привязанность, или хотя бы положительное отношение ко взрослому? - Нет.

А почему?

А потому что идет серьезное нарушение развития личности ребенка.

Взрослые, требующие от детей абсолютного послушания и отвергающие его инициативу, его волю, не умеющие сотрудничать с ребенком, а стремящиеся его подавить, - ломают естественное развитие личности (или развитие как Деятеля).

Сломанная таким образом личность не позволяет себе привязанность (как и все другие чувства). Почему? Потому что очень сильно боится отвержения и развернута на тотальное подчинение внешним указаниям.

Она не думает - а чего я хочу?

"Образ Я" не создается.

Всё внимание, вся психика развернута на внешние требования (и это 1 тип работы психики по курсу "7 шагов к стройности"). Или развитие может пойти по 4-му типу (я абсолютно один против мира), если личность смогла сформироваться.

Возможен и вариант колебания между 1-м и 4-м типом, если ребенок находится с давящим "глухим" опекающим взрослым.

Тогда у ребенка рождается 2 противоположных чувства:

  • я стремлюсь к взрослому (маме, папе и т.д.), стремлюсь приблизиться,
  • но когда приближаюсь, мне становится так плохо, что бегом назад подальше,

или столкновение в конфликт, потому что ребенок вдруг осознает, что не так и плох, как транслирует взрослый, и хочет доказать это взрослому.

Что в психике?

Смутные чувства и постоянный дискомфорт.

  • На дистанции от взрослого - дискомфорт.
  • При приближении к взрослому - дискомфорт.

Приближаясь к взрослому, пытаясь стать для него видимым, - я исчезаю сам, превращаюсь в тип 1. Что долго терпеть невозможно.

Спасти себя, БЫТЬ в полной мере, я могу только в одиночестве. Возникает необходимость дистанции и/или борьба со взрослым, противопоставление МОЕЙ воли – маминому диктату (папиному, бабушкиному и т.д.). И это уход в тип 4.

Так психику и "болтает" между этими 2-мя крайностями.

Соответственно, и работа с такой ситуацией будет сразу и по типу 1, и по типу 4.

То есть мы

1. восстанавливаем "образ Я", разворачиваем внимание на себя, стараемся описать себя

2. и осознанно отводим "глухому" взрослому место в психике, чтобы перестать с ним бороться, освободить себя от этой нагрузки.

Если мы поняли характер взрослого, то начинаем более точно понимать ситуацию, в которой находимся. Начинаем ею управлять. Да, где-то это игра в "поддавки" - поддакнуть маме (опекающему взрослому), чтобы уйти от конфликта.

Где-то понимание, что не надо ждать от мамы какого-то признания и похвалы, что для неё они невозможны из-за ЕЁ психического устройства, а не из-за наших реальных характеристик. Так мы бережем свой "образ Я" и строим свою самооценку не на основании маминого обесценивания, а на основании реальных своих качеств.

Почему мы так боимся отвержения?

Потому что без взрослого ребенок не сможет выжить. Сначала принятие взрослым, а потом всё остальное.

И только при уверенности в "своем взрослом" психика может развернуться на исследование окружающего мира и себя в нем.

Продолжу цитирование Л. Ф. Обуховой:

"Анна Фрейд, прослеживая развитие детей, которые осиротели и воспитывались в детских домах, обнаружила, что в подростковом возрасте они не были способны к избирательному отношению к взрослым и сверстникам. Многие подростки пытались установить такие тесные детско-материнские отношения с кем-нибудь из взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Без этого переход к взрослости становился невозможным."

Буду прерывать цитирование для фотографий выдающихся психологов XX века.

Фрейд Анна, психолог, психоаналитик, младшая дочь Зигмунда Фрейда (основателя психоанализа). Создавала и развивала детскую психологию и детский психоанализ, разработала теорию защитных механизмов человека, основала новое неофрейдистское направление в психологии, эго-психологию. Анна писала: "Всю мою жизнь можно описать одним предложением – я работала с детьми!"
Фрейд Анна, психолог, психоаналитик, младшая дочь Зигмунда Фрейда (основателя психоанализа). Создавала и развивала детскую психологию и детский психоанализ, разработала теорию защитных механизмов человека, основала новое неофрейдистское направление в психологии, эго-психологию. Анна писала: "Всю мою жизнь можно описать одним предложением – я работала с детьми!"

Продолжу цитирование Л. Ф. Обуховой:

"Методы воспитания детей в детских домах разрабатывались в Государственном методологическом институте Домов ребенка (Будапешт, ул. Лоцци), созданного Э. Пиклер. Сотрудники этого центра с 1946 г. работали над устранением тяжелых последствий госпитализма в закрытых учреждениях Венгрии, в которых воспитывались здоровые дети в возрасте от двух недель после рождения до трех лет. Основные принципы, разработанные институтом:

В условиях учреждения следует обеспечить стабильное личностное общение, которое может стать основой для дальнейшей эмоциональной уравновешенности ребенка. Это достигается благодаря тому, что ребенка обслуживает одна и та же воспитательница на протяжении всей его жизни в учреждении. Одна воспитательница по особому ответственна за одну часть группы - 4 детей из восьми, а вторая - за другую.

Особую роль играет интерес воспитательницы к личности ребенка и к разностороннему развитию детей. Это проявляется в ориентации взрослого на знаки и сигналы, идущие от ребенка, как на показатели активности и соучастия самого ребенка во взаимодействиях. Понимание ребенка взрослым и понимание ребенком действий и ожиданий взрослого способствуют установлению стабильных отношений между ними.

-4

Самые важные моменты взаимодействия между ребенком и взрослым осуществляются в процессе ухода за ребенком. Это кормление, купание, одевание, прогулки и др. Особенность контактов взрослого и ребенка состоит в том, как взрослый информирует ребенка о своих действиях. При этом он терпеливо, не спеша может ждать проявления активности ребенка.

Так, например, во время кормления воспитательница поднимает ложку с едой сначала до уровня глаз ребенка с тем, чтобы ребенок посмотрел на эту ложку. У ребенка рефлекторно открывается рот, и воспитательница спокойно кормит ребенка. На этом примере ясно видно соблюдение "золотого правила воспитания":

ребенку необходимо сначала дать возможность сориентироваться, а затем он сам начинает действовать.

Это правило относится к любым, даже самым простым, действиям человека. К сожалению, считает Э. Пиклер, взрослые обычно сами решают, что должен знать ребенок, когда и как он должен действовать, и, помогая ребенку, обучают его, не предоставляя ему возможности активно ориентироваться в условиях собственного действия.

В воспитательной системе "Лоцци", разработанной под руководством Э. Пиклер, ребенок с первого дня своей жизни считается разумным партнером, которого постоянно информируют о том, что с ним происходит. Так, воспитательница, взяв для кормления одного из малышей, подходит к кроватке другого младенца и говорит ему: "Следующим будешь ты?". Так с самого начала воспитывается у ребенка чувство безопасности и доверия, которые основаны на разумном порядке.

В системе "Лоцци" отношения взрослого к ребенку проявляются в.том, каким образом взрослый сумеет предоставить ребенку альтернативы для выбора действия и возможность закончить значимые для ребенка действия.

"В процессе воспитания ребенка в закрытом учреждении самая большая трудность, - пишет Э. Пиклер, - заключается в том, что нужно ликвидировать демонстративные формы безличностного, шаблонного, поверхностного подхода и дрессуры, чтобы достичь здорового развития личности детей. Вместо этого нужно построить более глубокую человеческую связь, базирующуюся на сотрудничестве, похожую на ту, какая складывается у ребенка, воспитываемого в семье".

Обобщая эти принципы, нужно подчеркнуть, что они создают условия, при которых сам ребенок активно заинтересован обучаться у взрослого на основе своего участия в освоении окружающей действительности. В традиционной системе воспитания внешнее подкрепление, постоянное принуждение взрослого формируют у ребенка чувство слабости. Л. И. Божович справедливо отмечала, что движущей силой развития выступает не слабость ребенка перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а, напротив, стремление познать действительность и овладеть ею.

Божович Лидия Ильинична, доктор психологических наук, профессор. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания выполнила под руководством Л.С. Выготского. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Занималась проблемами детской психологии, в частности, изучением развития личности и формирования мотивационной сферы ребенка, его самооценки и уровня притязаний.
Божович Лидия Ильинична, доктор психологических наук, профессор. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания выполнила под руководством Л.С. Выготского. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Занималась проблемами детской психологии, в частности, изучением развития личности и формирования мотивационной сферы ребенка, его самооценки и уровня притязаний.

Познакомившись с системой воспитания в "Лоцци", П. Я. Гальперин написал о работе Э. Пиклер полные глубокого уважения слова: "У доктора Эмми Пиклер очень ясное представление о том, каких детей она хочет воспитывать: активных, инициативных, самостоятельных в соответствующих им формах поведения. У д-ра Пиклер есть подробно и четко разработанная система условий, средств и приемов, обеспечивающих воспитание этих свойств и форм поведения - у всех детей без различия их происхождения.

Петр Яковлевич Гальперин, выдающийся отечественный психолог, ученик А. Н. Леонтьева. Доктор педагогических наук (1965), профессор (1967). Заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999). С 1943 г. и до конца своей жизни работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент кафедры психологии философского ф-та (1943—1967), профессор ф-та психологии (1967), зав. кафедрой детской (возрастной) психологии (1971—1983), профессор-консультант (с 1983).
Петр Яковлевич Гальперин, выдающийся отечественный психолог, ученик А. Н. Леонтьева. Доктор педагогических наук (1965), профессор (1967). Заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999). С 1943 г. и до конца своей жизни работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент кафедры психологии философского ф-та (1943—1967), профессор ф-та психологии (1967), зав. кафедрой детской (возрастной) психологии (1971—1983), профессор-консультант (с 1983).

Это соответствует моим представлениям о том, что конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте. Но до сих пор я ограничивался формированием основных видов осмысленного действия человека и лишь теперь перехожу к формированию познавательных процессов, а др Пиклер уже давно и с высокой эффективностью формирует основные характеристики личности ребенка, не снимающие, а наоборот, отражающие возможности формирования его индивидуальности."

Выписала цитаты: Кочеткова Наталья.

И ссылки на статьи, где мы говорили о последствиях отвержения, пережитого в детстве, уже для жизни взрослого человека: