Найти в Дзене

Лоб - ненужная часть мозга?

Раньше, чтобы что-то узнать о мозге, ученые смотрели на его поломки: изучали людей, у которых есть повреждения мозга, и выясняли - а что испортилось? что теперь не работает? Начало этого подхода относят к 1861 году. Тогда молодой французский анатом Поль Брока описал больного, который из-за повреждения мозга потерял возможность говорить. Брока установил поврежденную зону и теперь она носит его имя. А в 1873 г. немецкий психиатр К. Вернике описал противоположный случай - человек может говорить сам, но не понимает речь. Слышит, но не понимает. Эту зону мозга назвали тоже по имени врача. Так выглядят эти центры на картинке: Открытия Брока и Вернике вызвали бурный интерес ученых к другим отделам мозга. Наверное, каждому хотелось тоже найти что-то своё :-) Этот период развития науки назвали "блистательные 70-е". Были выявлены "центр письма", "центры счета", "центры ориентировки в пространстве" и т.д. Долгое время было непонятно, зачем вообще нужны лобные доли. Из-за этого их называли "немы
Оглавление

Раньше, чтобы что-то узнать о мозге, ученые смотрели на его поломки:

изучали людей, у которых есть повреждения мозга, и выясняли - а что испортилось? что теперь не работает?

Начало этого подхода относят к 1861 году. Тогда молодой французский анатом Поль Брока описал больного, который из-за повреждения мозга потерял возможность говорить. Брока установил поврежденную зону и теперь она носит его имя.

А в 1873 г. немецкий психиатр К. Вернике описал противоположный случай - человек может говорить сам, но не понимает речь. Слышит, но не понимает. Эту зону мозга назвали тоже по имени врача.

Так выглядят эти центры на картинке:

Открытия Брока и Вернике вызвали бурный интерес ученых к другим отделам мозга. Наверное, каждому хотелось тоже найти что-то своё :-)

Этот период развития науки назвали "блистательные 70-е". Были выявлены "центр письма", "центры счета", "центры ориентировки в пространстве" и т.д.

А лоб зачем?

Долгое время было непонятно, зачем вообще нужны лобные доли. Из-за этого их называли "немыми областями" и говорили о ненужности, избыточности коры.

Когда поврежден лоб - ничего не нарушалось. Человек ходит, говорит, зрение и слух в норме. Всё хорошо!

Для ученых это выглядело так, что лоб - это какой-то лишний, ненужный, избыточный кусок мозга... Странно только то, что эта "избыточность" коры по мере эволюции нарастала огромными темпами.

Зачем что-то такое "ненужное" в природе успешно проходит естественный отбор? Зачем люди со случайным увеличением лба более успешны в выживании, более часто оставляют потомство и заставляют всё человечество идти по пути наращивая объема лобных долей?

-2

По мере эволюции кости лба увеличиваются и встают прямо:

-3

Как я уже начала писать, первые исследования мозга проводились на случаях его повреждения.

Самый известный пример повреждения лба - история Финеаса Гейджа. Случайно, при дорожных работах, двухметровый лом пробил его лобные доли.

-4

В черепе получилась дырка, по которой (уже современными методами) был смоделирован момент повреждения:

-5

Финеас Гейдж остался жив, мог ходить, говорить, видеть, слышать, в общем, жить обычной жизнью. Ничего не сломалось!

И опять мы вернулись к вопросу - что зачем же такой ненужный кусок мозга?

А.Р. Лурия описывает это так:

А. Р. Лурия, врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор. Основатель кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологи МГУ, моей родной кафедры, на которой я училась. А.Р. Лурия переложил основы Деятельностного подхода на принципы работы мозга. Он связал психологию и мозг. Создал нейропсихологию в том виде, в каком её используют сейчас все нейропсихологи России.
А. Р. Лурия, врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор. Основатель кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологи МГУ, моей родной кафедры, на которой я училась. А.Р. Лурия переложил основы Деятельностного подхода на принципы работы мозга. Он связал психологию и мозг. Создал нейропсихологию в том виде, в каком её используют сейчас все нейропсихологи России.

"После того как в 70-х годах прошлого века Фрич и Гитциг выделили двигательную зону мозговой коры, а Паницца (1855), Гитциг (1874) и Мунк (1881) описали зрительные центры коры головного мозга, перед исследователями встала задача подойти с таким же анализом и к другим областям больших полушарий, в том числе и к лобным долям головного мозга <...>
В 70 и 80-е годы прошлого века к изучению функций лобных долей мозга были впервые применены два основных метода, которыми тогда располагала физиология: метод раздражения и метод экстирпации. Однако данные, полученные с помощью этих методов, с первых же шагов озадачили исследователей."

Здесь прерву цитирование и поясню про метод раздражения. Это когда ученые тыкали электродами, вот куда попадет, и смотрели - а что же будет? Так, например, были найдены центры положительных и отрицательных эмоций, подробно рассказывала в статье:

Возвращаюсь к цитированию:

"Как показали эксперименты, электрическое раздражение лобных отделов коры не вызывает никаких реакций, а экстирпация лобных долей мозга не приводит ни к параличам, ни к нарушениям зрения, слуха или кожной чувствительности. Лобные доли мозга стали казаться «немыми областями» мозговой коры.
Больше того, отрицательные результаты, полученные исследователями, привели к мысли, что лобные доли мозга вообще не имеют самостоятельных функций и что они являются своеобразным примером «избыточности» среди других продуктов эволюции мозговой ткани. <...>
Исходный факт, который отмечался едва ли не всеми исследователями, занимавшимися анализом изменений психической деятельности при поражении лобных долей мозга, сам по себе парадоксален.
Неврологи и психиатры, пытавшиеся анализировать случаи поражения лобных долей мозга, чаще всего приходили к выводу, что отдельные «частные функции» (чувствительность и движение, зрение и слух, речь и формальные интеллектуальные операции) могут оставаться у данных больных достаточно сохранными, в то время как все поведение в целом явно патологически изменено.
Это исходное предположение ставило исследователей функций лобных долей перед большими трудностями и надолго задержало развитие научного анализа лобных долей мозга. <...>
Все это с самого начала создавало известный кризис в научном развитии данной главы учения о функциях мозга, и не случайно, что один из ведущих современных нейрофизиологов Фултон, начиная раздел о лобных долях мозга, писал: «Подходя к функции лобных ассоциативных полей, мы сталкиваемся лицом к лицу с теми видами деятельности, которые трудно описать в физиологических терминах»"

Конец цитаты.

Возвращаюсь к случаю Финеаса Гейджа

Всё хорошо у человека, но единственная тонкость, как сказали друзья и родственники, - характер у него испортился.

Оливер Сакс (невролог) так описывает изменения:

"Широко известен случай Финеаса Гейджа – железнодорожного мастера, пострадавшего в 1848 году при неожиданном <тут я не могу привести авторский текст, напишу его в комментах>, которую он закладывал. Двухметровая железная заглушка пробила его лобные доли – и сохранив интеллект, а также способность двигаться, говорить и видеть, Гейдж претерпел глубокие изменения:
он стал безрассудным и непредусмотрительным, импульсивным, вульгарным;
он более не мог планировать будущее или думать о нем,
и для тех, кто знал его ранее, «он перестал быть прежним Гейджем». Он потерял себя, центр своего существа, но он (как и все другие пациенты с серьезными повреждениями лобных долей) не знал об этом."

Здесь я выделю - "он более не мог планировать будущее или думать о нем". Почему?

Скажу сразу и без интриги: чтобы планировать будущее - нам нужен лоб. Вот эти "лишние" части мозга, без которых вполне можно жить, оказались тем органом, который осуществляет планирование будущего и торможение каких-то импульсивных реакций.

И именно лоб обеспечивает наше следование диете. Он делает так:

"СТОООП! Я сейчас НЕ БУДУ это есть! Потому что у меня другие ПЛАНЫ и ЦЕЛИ!"

Возможность сделать "СТОП!" получила в науке серьезные названия "контроль интерференции" и "тормозный контроль". А наглядный пример тормозного контроля я приводила в прошлой статье:

Всем здоровья и стройности!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.