Во время наступления вермахта на Москву осенью 1941-го решающую роль в разгроме гитлеровского блицкрига сыграла штурмовая авиация ВВС РККА, уничтожавшая наступающие части противника, так как наземных войск для прикрытия многих рубежей у Сталина просто не было. Также именно штурмовая авиация практически разгромила группировку люфтваффе на аэродромах, из-за чего немцы так и не смогли обеспечить не только победы под Москвой, но и организованного отступления своей армии после контрудара Красной Армии.
Этой публикацией я хочу подытожить подборку материалов о действиях ВВС РККА и люфтваффе под Москвой в период с ноября 1941 года и заканчивая апрелем 1942-го, как раз во время известной битвы, в которой Гитлер потерпел самое первое во всей Второй Мировой войне поражение. При этом поражение было не просто неудачей, а самым настоящим поражением, которым завершился знаменитый гитлеровский блицкриг в СССР.
И авиация ВВС РККА сыграла в этом поражении немцев решающую роль. Об этом у меня тут:
Как люфтваффе проиграли «Битву за Москву», и что это стоило армаде Геринга
Также о действиях АДД и штурмовой авиации по вражеским аэродромам во время битвы за Москву у меня есть еще эта публикация:
А вот теперь осталось завершить подборку материалами о действиях советской штурмовой авиации в рассматриваемый период, и для иллюстрации результатов этих действий я решил использовать очерк из древнего советского журнала «Авиация и космонавтика» за 1971 год. Очерк называется «Штурмовики в битве под Москвой» и автор его – генерал-лейтенант авиации Николай Александрович Сбытов, во время войны командовавший ВВС Московского военного округа и принимавший участие в боевых операциях по отражению нападений люфтваффе и вермахта, пребывая на должности командующего авиагруппы Московской зоны обороны.
Да, я понимаю, что в те годы об успехах советской авиации нужно было писать в самых радужных тонах, а о неуспехах – вообще не писать. И даже рассказы высокопоставленных советских генералов, даже героев войны, которые реально воевали и воевали успешно – это не гарантия того, что из советских источников якобы кто-то может узнать реальную правду.
Однако сегодня появилось множество материалов, свидетельствующих о том, что уже в период немецкого наступления советская боевая авиация была достаточно хорошо подготовлена, а лётный состав имел уже достаточный боевой опыт. И хоть более чем на две трети ВВС РККА были укомплектованы старыми типами самолетов, тем не менее, и они дали наступающим гитлеровцам жару.
Интересно, что в октябре-ноябре 1941-го Красная Армия не имела возможности ставить заслоны для наступающих немецких танковых колонн на очень многих уязвимых направлениях, и потому в ряде районов боевых действий авиация явилась единственным средством борьбы с танками. Экипажи самолётов непрерывными атаками по танковым и моторизованным колоннам гитлеровцев наносили значительные потери его живой силе и технике, создавали пробки на дорогах, снижали темп его наступления, уничтожали самолёты на аэродромах, прикрывали свои войска и вели воздушную разведку.
Очень часто погода стояла не летная, но советская авиация довольно эффективно действовала и в таких условиях. Дело в том, что в составе ВВС РККА было значительное количество легких бомбардировщиков-бипланов У-2 (По-2), Р-5 и Р-Z, которые могли наносить штурмовые удары по наступающим войскам не только в плохую погоду, когда тяжелые ударные самолеты не могли летать, но и ночью. Ясно, что бомбовая нагрузка этих самолетов была небольшая, зато они имели возможность наносить прицельные удары с большой точностью. И действовали они не только по транспортным колоннам, складам и аэродромам, но и по танкам.
И вот, именно благодаря действию авиации в немалой степени нашим войскам и удалось выстоять и сорвать гитлеровский блицкриг, а потом, с появлением резервов, погнать немцев обратно на запад. Как раз в этот период, начиная с декабря, роль авиации стала еще более значительной, так как именно благодаря ей на дорогах, по которым отступали немцы, скопилось огромное количество сожженной и брошенной техники. И эта техника очень сильно затрудняла отступление гитлеровцев - по скопившимся в заторах группам войск, лишенных средств ПВО и авиационного прикрытия, наши штурмовики наносили еще более убийственные удары.
Учитывая сложившуюся разгромную ситуацию, Геринг отправил под Москву дополнительно несколько сотен самолетов, но и они не могли спасти войска, встретив яростное противодействие советской авиации, потому и получилось у немцев не отступление, а настоящее бегство. И советская штурмовая авиация тут проявила себя не менее ударно, чем при отражении немецкого наступления двумя месяцами ранее.
И все это вопреки тому, что новые самолеты поступали в войска медленно, даже несмотря на увеличившееся производство новых типов самолетов и помощь союзников. Но производство на эвакуированных на Восток заводах только-только начало разворачиваться, а союзники присылали устаревшие самолеты, да и тех было мало. Основу этих иностранных поставок ко времени битвы за Москву составляли английские «Харрикейны», которые для штурмовых действий подходили мало, и американские P-40 «Томагавки», двигатели которых в суровых зимних условиях постоянно выходили из строя.
Тем не менее, наши ВВС эту битву выиграли, причем с разгромным счетом. И вот, если внимательно изучить все современные материалы, данные в которых прошли длительную проверку временем, то очерк генерал-майора Н. А. Сбытова оказывается совершенно объективным, и в нем нельзя найти ни единого преувеличения. Поэтому давайте его прочитаем и возьмем на заметку, тем более что материал этот раритетный, то есть в Интернете нигде не опубликованный.
Журнал «Авиация и космонавтика», 1971 г, №4.
ШТУРМОВИКИ В БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ
Автор: генерал-лейтенант авиации Н. Сбытов, профессор, кандидат военных наук
С первых дней битвы под Москвой нашей авиацией широко велись штурмовые действия. Надо было нанести фашистским войскам максимальные потери, обескровить и остановить их. В этих условиях главная задача состояла в уничтожении танков, мотопехоты и артиллерии фашистов на поле боя и при выдвижении к линии фронта. Решить ее с наибольшей эффективностью и с наименьшими потерями можно было только совместными действиями штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков.
Боевые возможности наших специальных самолетов-штурмовиков были весьма высокими. Ил-2 мог взять до 600 кг бомб, в том числе и противотанковых в кассетах. Однако особенно большой эффект давали удары реактивными снарядами. Самолет нес 8 реактивных снарядов калибра 132 мм. Кроме этого мощного оружия на Ил-2 находились две пушки калибра 23 или 37 мми два пулемета. Если к этому добавить, что экипаж и двигатель были надежно защищены броней, то станет очевидным, что наши ВВС обладали превосходным боевым самолетом, какого не имела авиация ни одного капиталистического государства.
В то же время наряду с использованием для решения указанных боевых задач самолетов-штурмовиков в специфических условиях этого периода войны к штурмовым действиям широко привлекались также самолеты-истребители и бомбардировщики. Отличная боевая выучка, стойкость и мужество советских авиаторов позволяли до предела использовать боевые возможности самолетов различных типов для нанесения врагу тяжелого урона.
Бомбардировщик Пе-2 мог нести до 1000 кг бомб, имел три крупнокалиберных пулемета, то есть обладал большой ударной силой для ведения штурмовок. Однако в суровых условиях 1941 г. летно-технический состав изыскивал возможности для еще большего увеличения огневой мощи этого весьма маневренного самолета.
В авиагруппе, которой мне довелось командовать, на некоторых машинах дополнительно ставилось по 4-6 направляющих для реактивных снарядов калибра 132 мм. С таким вооружением бомбардировщики Пе-2 успешно применялись для штурмовки колонн войск противника на дорогах, а также для уничтожения вражеских самолетов на аэродромах.
Эффективные штурмовые удары по врагу наносили и истребители. Достаточно вспомнить, что МиГ-3 имел шесть реактивных снарядов калибра 82 мм, три пулемета и бомбардировочное оборудование, а самолет Як-1 был вооружен шестью реактивными снарядами, 20-мм пушкой и двумя пулеметами. Даже на самолет По-2 ставили по четыре направляющих для 82-мм реактивных снарядов.
Штурмовые действия по уничтожению фашистских войск, прорвавшихся в районе Юхнова, начались 6 октября 1941 г. авиагруппой, в которую входило несколько авиаполков. Здесь отличились полки, которыми командовали подполковник А. Витрук и майор А. Писанко. Впоследствии их удостоили гвардейских званий. Общий итог действий этой авиагруппы: почти 400 уничтоженных и подбитых танков, более 4500 автомашин и 158 фашистских самолетов.
О мощности огня, который в битве под Москвой обрушила наша авиация на головы врага в ходе штурмовых ударов, свидетельствует и количество израсходованных при этом боеприпасов только одной авиагруппой ВВС Московской зоны обороны: почти 9000 реактивных снарядов, 240 тыс. снарядов и 1,5 млн. патронов, более 6500 авиабомб.
Опыт боевых действий показал, что лучший маневр для внезапного удара по врагу - полет на малых, предельно малых высотах и бреющем полете. Такой полет был выгоден тем, что снижались потери от средств ПВО противника.
Способы штурмовых действий, применявшиеся в битве под Москвой, были весьма разнообразны и зависели от задач, привлекаемых сил и средств, условий погоды.
В наиболее напряженные дни, когда враг, не считаясь с тяжелыми потерями, рвался к Москве, чаще всего наносились сосредоточенные удары двумя-тремя эскадрильями самолетов Ил-2 или смешанными группами по 25-30 самолетов (одна эскадрилья Ил-2, одна МиГ-3 и одна-две эскадрильи И-153).
Если действовали только штурмовики, то их боевой порядок состоял обычно из трех эшелонов. B первом эшелоне (обеспечения) шли разведчики и одно-два звена для подавления средств ПВО и нанесения первого удара по танкам, мотопехоте и артиллерии противника. За ними штурмовал врага ударный эшелон - главные силы. Когда же войска противника были деморализованы и остановлены (если они находились в движении), вступал в действие третий эшелон - резерв, экипажи которого самостоятельно выбирали цели, бомбили и расстреливали их буквально в упор.
В смешанной группе в первом эшелоне были «миги», которые вели доразведку и борьбу с истребителями противника и подавляли зенитные средства в районе штурмовых действий, а в это время штурмовики наносили удар по вражеским войскам. Ко времени завершения такого удара подходили истребители И-153 и, используя свои маневренные качества, молниеносными атаками продолжали штурмовку. За ними удар наносили «миги», которые успевали, как правило, уже разделаться с фашистскими истребителями. Затем вся группа возвращалась на аэродромы.
Повторный удар, особенно по войскам, двигавшимся по дорогам, наносился после доразведки, через два-три часа. Такой способ действий штурмовики применяли на особо угрожаемых направлениях: сначала на Юхновском, затем на Можайско-Нарофоминском, потом на Волоколамском, a также на Клинско-Солнечногорском.
Особо памятен конец ноября 1941 г., когда фашисты остервенело рвались к Москве. На отдельных направлениях враг находился в 25-40 км от столицы. 27 ноября ожесточенные бои шли за Крюково. Полки авиагруппы Московской зоны обороны, базировавшиеся на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе, наносили штурмовые удары по вторым эшелонам и резервам фашистских войск, которые выдвигались по Ленинградскому шоссе от Солнечногорска к Крюкову, штурмовали танки и мотопехоту на дороге через каждые два-три часа. Сплошные пожары видны были на участке протяженностью около трех километров. В тот день в район Солнечногорск - Крюково авиация Западного фронта и Московской зоны обороны совершила 1500 боевых самолето-вылетов и своими действиями нанесла значительные потери фашистским войскам, сорвала выдвижение их резервов.
Когда имелись точные данные о штабах противника, складах горючего, колоннах войск на дорогах, сосредоточении самолетов на аэродромах или скоплениях эшелонов на станциях, задачи на штурмовые действия ставились отдельным эскадрильям, а иногда и звеньям.
Вспоминается один из таких ударов. Партизанская разведка сообщила, что в Высокиничах (120 кмюго-западнее Москвы) расположен крупный штаб противника и что офицеры в строго определенный час собираются на обед в столовой. Было точно определено, где она расположена, и в обеденный час штурмовики с бреющего полета нанесли внезапный удар по столовой. Под ее развалинами навсегда осталось несколько десятков фашистов.
Одним из высокоэффективных способов штурмовых действий была так называемая «свободная охота», когда для полка отводился район, в который вылетали штурмовики, чаще всего парами или звеньями, а наиболее опытные экипажи даже и в одиночку. Их маршруты заранее продумывались и пролегали над теми участками местности, где ее особенности (рельеф, дорожная сеть, станции, населенные пункты и т. д.) обеспечивали наибольшую вероятность обнаружения и поражения важных объектов противника. Летая по избранным маршрутам в определенное время, штурмовики вели постоянное наблюдение за противником, осуществляли воздушную разведку, находили и немедленно уничтожали живую силу и боевую технику врага.
Следует отметить, что не только в ходе обороны, но и с началом исторического контрнаступления Красной Армии 6 декабря 1941 г. действия штурмовой авиации были нацелены главным образом на уничтожение вражеских войск. В ходе контрнаступления, когда противник мог отходить только по дорогам, штурмовики уничтожали технику, дезорганизовывали движение на дорогах и наносили врагу невосполнимые потери.
Опыт битвы под Москвой всесторонне раскрыл боевые возможности штурмовой авиации, высокие летно-тактические качества самолета-штурмовика, непревзойденную отвагу и исключительное мастерство летчиков штурмовой авиации. Даже в самых неблагоприятных условиях начального периода войны наши штурмовики во взаимодействии с наземными войсками много раз вынуждали противника останавливать продвижение, а иногда и отступать.
ЦК партии и Советское правительство высоко оценили подвиг летчиков штурмовой авиации в битве под Москвой и приняли меры к быстрому наращиванию сил этого важного рода авиации. Начали формироваться новые штурмовые дивизии, корпуса, вклад которых в дело разгрома фашистской армии огромен.
С развитием современной авиации, естественно, возникает много вопросов, связанных с совершенствованием видов и родов авиации, тактикой их действий в новых условиях, характеризующихся коренными, революционными изменениями в авиационной технике, вооружении и оборудовании.
Нет сомнения, что опыт штурмовых действий нашей авиации в годы Великой Отечественной войны, высокая эффективность выработанных и испытанных в огне сражений приемов и способов боевых действий штурмовой авиации не потеряли своего значения и сегодня. Творческое осмысливание этого опыта с учетом того нового, что родилось в период научно-технической революции в военном деле, диктуется современной международной обстановкой и требованиями к боевой выучке и боевой готовности Советских Вооруженных Сил и, безусловно, будет способствовать повышению уровня летно-тактического мастерства воинов-авиаторов.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Дальний бомбардировщик Ил-4 был лучшим, несмотря на все свои недостатки, и прошел всю войну навылет