1997 год, Япония. Учёный Малкольм Ли разрабатывает искусственный интеллект, задача которого противостоять другому ИИ из Америки - «Скайнет». Малкольм знает, что Скайнет погубит человечество. Но не знает, точно ли созданный им антипод поможет в борьбе за будущее. Стрелка часов судного дня всё ближе и скоро двинется с ещё большей скоростью, когда из будущего прибудут воины, чтобы остановить Малкольма...
Первый «Терминатор» - это один из лучших представителей научной фантастики. Сделан по лекалам слэшера - неистребимый убивец гонится за невинной девушкой. И даже назван в стиле киномусора от Джеймса Гликенхауса, отчего у нас в видеосалонах был поначалу известен как «Киборг-убийца». Нынче же - «Терминатор» - слово нарицательное, плотно ассоциирующееся с чертовски стильным, захватывающим и умным постапокалиптическим боевиком.
Его создатель, Джеймс Кэмерон - один из лучших американских режиссёров суперзрелищного кино. Превзойти свой полноценный дебют он не смог. «Терминатор 2: Судный день» снят очень дорого-богато, но совершенно наспех, с кучей ошибок, да ещё и с определённым потаканием под запросы массового зрителя. Главная же «вина» сиквела в его многократном успехе - именно на него, а не на куда более сильный оригинальный фильм, ориентируются создатели следующих серий.
В общем, франшиза быстро пошла под откос, когда права на неё перешли от автора к другим людям, жаждущим прибыли. С каждой серией - всё больше киборгов, причём всё более неуязвимых; всё больше экшна, причём неоправданного и неубедительного; всё больше извращений сценаристов, изгаляющихся по научно-фантастической части. А раздражающие самоповторы из культовых фраз и поз так и кричат о боязни кинематографистов сделать в рамках франшизы новый шаг.
К шестой серии мир так изменился, что финансовые подушки в виде DVD и Китая уже утратили свою силу, отчего впервые создатели - в том числе вернувшийся на правах продюсера Кэмерон - во всеуслышание заявили о провале. Впрочем, судя по диким и нелепым объяснениям Кэмерона, похоже, что причины провала для авторов так же туманны, как и будущее франшизы. Прошло пять лет - теперь создатель «Терминатора» у руля в компании по применению ИИ. Обещает выпустить новую серию, когда осмыслит, как технологии обгоняют сегодняшний день. А чтобы права не франшизу продолжали приносить копейку - на Netflix выходит аниме «Терминатор Зеро».
Это не первый шаг в сторону многосерийного формата. В 2008 стартовал «Терминатор: Битва за будущее» (так же известный как «Терминатор: Хроники Сары Коннор»). Проект страдал от малого бюджета и странных решений сценаристов, которые не очень хорошо поняли, как правильно развивать историю в подобном формате. Нынче в канон не входит, и вспомнить оттуда можно разве что идеальный перформанс Лины Хиди в образе Сары Коннор.
«Терминатор Зеро» претендует быть включённым в официальную хронологию, поскольку его создатель, Маттсон Томлин, писал сюжет с прицелом на то, что все шесть фильмов - единая история. Да, тут стоит вспомнить о том, что расхваливая, допустим, пятую серию, Кэмерон запускал шестую таким образом, чтобы её события как бы игнорировали предшественника. Томлин уже в своём дебютном фильме «Мать против андроидов» погружался в размышления об искусственном интеллекте. И теперь придумывает новые правила функционирования времени, чтобы всё наследие «Терминатора» оказалось под одним крылом.
Знатокам Лема или Хайнлайна, возможно, будет интересно поразмыслить о его концепции. Но судя по реакции многих зрителей, пересечение двух временных петель многие восприняли как абсурд. Предложенная Томлином версия развития событий лишь позволяет и дальше плодить сиквелы, оправдывая их существование «альтернативными временными ветвями». Машина времени у него вообще становится доступной как душевая кабинка, а значит чем больше прыжков во времени - тем больше новых версий прошлого и будущего, тем больше сиквелов.
Вообще изначально немного настораживает, что весь сюжет написал один человек. Сюжет идёт в трёх плоскостях - возня с детьми Малкольма, Эйко в прошлом и будущем, Малкольм в настоящем. Последнее - самая интересная задумка сценариста. Работа учёного на финальной стадии сводится к затяжным беседам с созданным им ИИ. «Чужой: Завет» открывался замечательной сценой беседы андроида со своим создателем. Томлин - явно хороший знаток творчества Ридли Скотта, и похоже, что в «Бегущем по лезвию» он предпочитает считать Декарда - репликантом.
Проблема в том, что у героев сериала особого выбора, на самом деле, нет. Малкольм смертельно устал, пытаясь отвечать за всё человечество. Но его решение активировать Кокоро в итоге продиктовано инстинктом самосохранения, полагаясь при этом только на удачу. Выходит, что перед лицом Апокалипсиса абсолютно все философские беседы Ли и Кокоро в какой-то степени обесцениваются.
Подобный детерминизм тем более громогласен, когда по воле автора Эйко все восемь серий бегает в сценарной броне. В то время как основного бедолагу тупо бросают под пули в решающий момент. «Терминатор Зеро» прямо-таки следует худшим традициям сериалов Marvel - относительно неплохо развивается, чтобы в финальной серии запороть абсолютно всё что только можно. Сюжетные линии сходятся в одном месте, чтобы наплодить целую кучу событий, решений и вопросов, не поддающихся логическому объяснению. Не говоря уже о том, что последняя серия, при всей насыщенности - невероятно скучная из-за своей перегруженности.
В общем и целом проект очень напоминает недавний «Чужой: Ромул» - компиляцию из всех прошлых серий франшизы. Тут вам и бойня в полицейском участке как в первой серии, и образ злодея в костюме патрульного мотоциклиста из второй, и восстание машин из третьей, и конфликт с начальством в пилотках из четвёртой, несуразные парадоксы временных петель из пятой, а новый ИИ - из шестой. И этот список заимствований/цитат/самоповторов можно основательно расширить, это лишь набросок для наглядности. Как уже упоминалось в обзоре на четвёртую серию: авторы разрываются между желанием сотворить что-то новое, но при этом всячески подчёркивают корни произведения, словно боясь утратить старую аудиторию.
В общем, поменяв Америку на Японию, а сына на мать, Маттсон Томлин, по сути, лишь меняет слагаемые, а сумма-то не меняется. Все путные задумки по итогу в финале сходят на нет, а клиффхэнгер совершенно не воодушевляет на ожидание продолжения истории. Остаётся разве что сказать спасибо за то, что пока набор антагонистов ограничивается одним Т-800, а не Т-100500 с наномедомежконтинуумовыми способностями. И спасибо композиторам Мишель Бирски и Кевину Хентхорну. Вместо дженерик-вариаций на темы Брэда Фиделя, они неожиданно написали заглавную тему в духе Картера Бёруэлла (постоянный композитор братьев Коэн и Мартина МакДона). Простая мелодия, мгновенно пробуждающая в душе меланхолию, выражает всю тщетность усилий и обречённость человечества. Вместо тысячи слов и кадров.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.