Будущее наступило и оказалось отнюдь не светлым. «И восстали машины из пепла ядерного огня» - вещает нам текст с экрана, вынося человечеству приговор в будущем. Но надежда есть в настоящем – до ядерной войны, куда засылают диверсантов из будущего. Миссия каждого – обеспечить победу своей фракции в будущем благодаря перемене событий прошлого. Макгаффином для обоих выступает живой человек – простая официантка, которая пока не знает, что от её жизни зависит судьба человечества.
Полноценный кинематографический дебют Джеймса Кэмерона до сих пор вызывает интерес. Полноценным считается именно «Терминатор», поскольку из предыдущей своей картины, «Пираньи 2: Нерест», Кэмерон был выжит продюсером, и не отвечал за некоторый отснятый материал и итоговый монтаж. А в случае с «Терминатором» ему удалось в конечном итоге довести до экрана своё видение этой истории – хотя на стадии подготовки к съёмкам было всё отнюдь не гладко, в том числе благодаря вмешательству студии. Там вообще предлагали взять на главную роль О. Джей Симпсона – позже он станет вечно невезучим Нордбергом в серии фильмов «Голый пистолет». Можно конечно долго рассказывать о том, как создавался «Терминатор», но проще посмотреть документальный фильм о съёмках – что рекомендуется всем фанатам фильма.
«Терминатор» стал началом прибыльной франшизы из фильмов, сериалов, комиксов, игрушек и видеоигр. Но при этом он остаётся неповторимым, что показали со временем все сиквелы легендарной киноленты. Снятый при помощи довольно простых технических средств, в ограниченных возможностях своего времени, он производит сильное впечатление даже при повторных просмотрах. Чего никак не скажешь о последних частях франшизы, где вся аутентичность убивается обилием бросающейся в глаза компьютерной графики. Впрочем, достоинства и достижения команды Стэна Уинстона, отвечавшего за спецэффекты – всё же не главное.
"Терминатор" в первую очередь цепляет своей пугающей атмосферой. Ведь в продюсерском кабинете он представлялся эдаким ужастиком категории B - и актриса Линда Хэмилтон была выбрана на главную роль именно как "типично уязвимая особа". Но Джеймс Кэмерон видел воплощение истории в формате динамичного триллера, который совмещал бы в себе мрачную эстетику «Бегущего по лезвию» с драйвовым ритмом «Безумного Макса». Поэтому в "Терминаторе" саспенс рождается из мотива постоянного преследования, а действие в основном происходит ночью.
Как ни крути, а оригинальный фильм всё-таки был лишён чрезмерного пафоса в диалогах, невольно касающихся темы судьбы, а равно и сцен, добавляющих типичного драматического эффекта - только представьте себе, как пошло могла бы выглядеть сцена, где умирающий на руках Сары Кайл произносит какую-то бессмысленную, но пафосную нелепость о предназначении. Подобно своему минимальному бюджету (не то, чтобы уж совсем мизерному, но сам Кэмерон, вспоминая съёмки, расценивал фильм именно как малобюджетный), здесь к минимуму сведены такие драматические трюки.
То же касается и объёмных деталей концепции - то, что кичливо выкидывают на экране создатели сиквелов, Кэмерон ловко умещал в диалогах и коротких сценах кошмаров-воспоминаний. С одной стороны, это дало почву для размышлений, а с другой - не загрузило зрителя и не затормозило темп картины. Действительно, когда на экране Терминатор восстаёт из огня, здесь и сейчас, чтобы убивать - становиться совершенно неважно, как работает машина времени и т.п.
Нельзя не отметить то, насколько хорошо отвечают требованиям режиссёра три ведущих актёра (слава к которым пришла именно после "Терминатора"). Например, то, какое преображение получает Сара - достаточно сравнить какой она предстаёт в открывающих сценах и какой мы видим её в кульминационных эпизодах финала. Некоторая отрешённость Майкла Бина в сценах его разговоров его героя с Сарой замечательно характеризует его как ребёнка, родившегося после начала войны, который воспитывался тем, что осталось от цивилизации.
Ну и конечно же Арнольд Шварценеггер, который с того момента ассоциируется именно с образом киборга Т-800. Хотя он до съёмок в «Терминаторе» успел хорошо себя проявить в великолепном фэнтези "Конан-варвар", тем не менее, предложения с ролями стали к нему поступать именно на волне успеха дебютного фильма Кэмерона. Хотя начиналось сотрудничество Джеймса и Арнольда с определённых разногласий, оно вылилось в поистине знаковый образ, который в дальнейшем неоднократно пытались повторить или спародировать.
Но Кэмерон как-то смог найти в Шварценеггере ту нужную клавишу, нажимая на которую он выдавал именно киборга, который маскируется под человека. Не надо далеко ходить за примерами, взгляните на любого нечеловеческого персонажа из сериала "Терминатор: Хроники Сары Коннор" - это либо преувеличенно механическая пластика, либо чересчур механическая подача фраз и мимика. В Терминаторе (суть которого вообще не раскрывается до определённого момента) просто чувствуется эта механическая сущность, отдельными жестами словно напоминая зрителю, что это не человек.
Родившийся из кошмарного сна режиссёра, "Терминатор" в итоге получился одним из лучших фантастических триллеров, которые приходят на ум. Занимательный сеттинг позволяет ему разыгрывать события в совершенно разных по духу и времени областях, миссия посланца из будущего вкупе с его неуязвимостью рождают непрекращающуюся экранную погоню, а драматический накал, возникающий на периферии с саспенсом - любовь. Венчает эту потрясающую картину финал, оставляющий неизгладимое впечатление на чувствах зрителя - несмотря на обретённую надежду, худшее - впереди.
"Терминатор" стал визиткой не только для Арнольда, но и для Кэмерона, которые доказал Голливуду, что хорошо разбирается не только в спецэффектах - и в будущем это позволило ему уже на широкую ногу снимать большое кино, в котором он уже без всяких ограничений воплощал свои оригинальные идеи. Стоит ли смотреть? Разумеется. Приметы прошлой эпохи вроде покадровой анимации – всего лишь кинематографическая условность, которую довольно легко принять. Сцены последнего акта картины будоражат куда сильнее, нежели любой из вышедших позднее сиквелов. Фильм не просто так в 2008 году включили в Национальный реестр фильмов, как имеющий особое культурное, эстетическое или историческое значение. Хочется верить, что оно останется культурным и мрачный прогноз Джеймса Кэмерона не воплотится в реальность.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.