Найти в Дзене
Фильманьяк

Терминатор (1984) - пессимистичный взгляд на развитие ИИ в одном из лучших фантастических триллеров

Прогноз на 2029 год
Прогноз на 2029 год
Будущее наступило и оказалось отнюдь не светлым. «И восстали машины из пепла ядерного огня» - вещает нам текст с экрана, вынося человечеству приговор в будущем. Но надежда есть в настоящем – до ядерной войны, куда засылают диверсантов из будущего. Миссия каждого – обеспечить победу своей фракции в будущем благодаря перемене событий прошлого. Макгаффином для обоих выступает живой человек – простая официантка, которая пока не знает, что от её жизни зависит судьба человечества.
Ничто так не подчёркивает время действия как мода на пышные причёски 80-ых
Ничто так не подчёркивает время действия как мода на пышные причёски 80-ых

Полноценный кинематографический дебют Джеймса Кэмерона до сих пор вызывает интерес. Полноценным считается именно «Терминатор», поскольку из предыдущей своей картины, «Пираньи 2: Нерест», Кэмерон был выжит продюсером, и не отвечал за некоторый отснятый материал и итоговый монтаж. А в случае с «Терминатором» ему удалось в конечном итоге довести до экрана своё видение этой истории – хотя на стадии подготовки к съёмкам было всё отнюдь не гладко, в том числе благодаря вмешательству студии. Там вообще предлагали взять на главную роль О. Джей Симпсона – позже он станет вечно невезучим Нордбергом в серии фильмов «Голый пистолет». Можно конечно долго рассказывать о том, как создавался «Терминатор», но проще посмотреть документальный фильм о съёмках – что рекомендуется всем фанатам фильма.

Гениальное вдохновляется великим: Кэмерон явно смотрел все фильмы Кубрика.
Гениальное вдохновляется великим: Кэмерон явно смотрел все фильмы Кубрика.

«Терминатор» стал началом прибыльной франшизы из фильмов, сериалов, комиксов, игрушек и видеоигр. Но при этом он остаётся неповторимым, что показали со временем все сиквелы легендарной киноленты. Снятый при помощи довольно простых технических средств, в ограниченных возможностях своего времени, он производит сильное впечатление даже при повторных просмотрах. Чего никак не скажешь о последних частях франшизы, где вся аутентичность убивается обилием бросающейся в глаза компьютерной графики. Впрочем, достоинства и достижения команды Стэна Уинстона, отвечавшего за спецэффекты – всё же не главное.

Механистическая природа персонажа Шварценеггера постепенно обнаруживается в самых незначительных деталях - дым от куртки, стальной блеск от контуров физиономии, и конечно же, австрийский акцент.
Механистическая природа персонажа Шварценеггера постепенно обнаруживается в самых незначительных деталях - дым от куртки, стальной блеск от контуров физиономии, и конечно же, австрийский акцент.

"Терминатор" в первую очередь цепляет своей пугающей атмосферой. Ведь в продюсерском кабинете он представлялся эдаким ужастиком категории B - и актриса Линда Хэмилтон была выбрана на главную роль именно как "типично уязвимая особа". Но Джеймс Кэмерон видел воплощение истории в формате динамичного триллера, который совмещал бы в себе мрачную эстетику «Бегущего по лезвию» с драйвовым ритмом «Безумного Макса». Поэтому в "Терминаторе" саспенс рождается из мотива постоянного преследования, а действие в основном происходит ночью.

Динамичный монтаж Марка Голдблатта + удары по клавишам синтезатора композитора Брэда Фиделя вместе с бряцаньем микрофона об сковородку дёргают нервы зрителя без всяких спецэффектов.
Динамичный монтаж Марка Голдблатта + удары по клавишам синтезатора композитора Брэда Фиделя вместе с бряцаньем микрофона об сковородку дёргают нервы зрителя без всяких спецэффектов.

Как ни крути, а оригинальный фильм всё-таки был лишён чрезмерного пафоса в диалогах, невольно касающихся темы судьбы, а равно и сцен, добавляющих типичного драматического эффекта - только представьте себе, как пошло могла бы выглядеть сцена, где умирающий на руках Сары Кайл произносит какую-то бессмысленную, но пафосную нелепость о предназначении. Подобно своему минимальному бюджету (не то, чтобы уж совсем мизерному, но сам Кэмерон, вспоминая съёмки, расценивал фильм именно как малобюджетный), здесь к минимуму сведены такие драматические трюки.

Несмотря на мрачность, в фильме нашлось место для юмора. Увы, в сиквелах им начнут злоупотреблять.
Несмотря на мрачность, в фильме нашлось место для юмора. Увы, в сиквелах им начнут злоупотреблять.

То же касается и объёмных деталей концепции - то, что кичливо выкидывают на экране создатели сиквелов, Кэмерон ловко умещал в диалогах и коротких сценах кошмаров-воспоминаний. С одной стороны, это дало почву для размышлений, а с другой - не загрузило зрителя и не затормозило темп картины. Действительно, когда на экране Терминатор восстаёт из огня, здесь и сейчас, чтобы убивать - становиться совершенно неважно, как работает машина времени и т.п.

Первый и последний раз Т-800 внушает зрителю страх.
Первый и последний раз Т-800 внушает зрителю страх.

Нельзя не отметить то, насколько хорошо отвечают требованиям режиссёра три ведущих актёра (слава к которым пришла именно после "Терминатора"). Например, то, какое преображение получает Сара - достаточно сравнить какой она предстаёт в открывающих сценах и какой мы видим её в кульминационных эпизодах финала. Некоторая отрешённость Майкла Бина в сценах его разговоров его героя с Сарой замечательно характеризует его как ребёнка, родившегося после начала войны, который воспитывался тем, что осталось от цивилизации.

Очки станут непременным атрибутом в гардеробе любого киборга. Но в первом фильме они работали на образ -  подчёркивали зловещую таинственность персонажа.
Очки станут непременным атрибутом в гардеробе любого киборга. Но в первом фильме они работали на образ - подчёркивали зловещую таинственность персонажа.

Ну и конечно же Арнольд Шварценеггер, который с того момента ассоциируется именно с образом киборга Т-800. Хотя он до съёмок в «Терминаторе» успел хорошо себя проявить в великолепном фэнтези "Конан-варвар", тем не менее, предложения с ролями стали к нему поступать именно на волне успеха дебютного фильма Кэмерона. Хотя начиналось сотрудничество Джеймса и Арнольда с определённых разногласий, оно вылилось в поистине знаковый образ, который в дальнейшем неоднократно пытались повторить или спародировать.

Похожая сцена была в "Империя наносит ответный удар". Но её вряд ли помнят. А вот эту помнят.
Похожая сцена была в "Империя наносит ответный удар". Но её вряд ли помнят. А вот эту помнят.

Но Кэмерон как-то смог найти в Шварценеггере ту нужную клавишу, нажимая на которую он выдавал именно киборга, который маскируется под человека. Не надо далеко ходить за примерами, взгляните на любого нечеловеческого персонажа из сериала "Терминатор: Хроники Сары Коннор" - это либо преувеличенно механическая пластика, либо чересчур механическая подача фраз и мимика. В Терминаторе (суть которого вообще не раскрывается до определённого момента) просто чувствуется эта механическая сущность, отдельными жестами словно напоминая зрителю, что это не человек.

С этого образа, приснившегося Кэмерону, всё началось.
С этого образа, приснившегося Кэмерону, всё началось.

Родившийся из кошмарного сна режиссёра, "Терминатор" в итоге получился одним из лучших фантастических триллеров, которые приходят на ум. Занимательный сеттинг позволяет ему разыгрывать события в совершенно разных по духу и времени областях, миссия посланца из будущего вкупе с его неуязвимостью рождают непрекращающуюся экранную погоню, а драматический накал, возникающий на периферии с саспенсом - любовь. Венчает эту потрясающую картину финал, оставляющий неизгладимое впечатление на чувствах зрителя - несмотря на обретённую надежду, худшее - впереди.

Есть мнение, что happy end - это когда герой красиво уходит в закат. В "Терминаторе" всё не так радужно.
Есть мнение, что happy end - это когда герой красиво уходит в закат. В "Терминаторе" всё не так радужно.

"Терминатор" стал визиткой не только для Арнольда, но и для Кэмерона, которые доказал Голливуду, что хорошо разбирается не только в спецэффектах - и в будущем это позволило ему уже на широкую ногу снимать большое кино, в котором он уже без всяких ограничений воплощал свои оригинальные идеи. Стоит ли смотреть? Разумеется. Приметы прошлой эпохи вроде покадровой анимации – всего лишь кинематографическая условность, которую довольно легко принять. Сцены последнего акта картины будоражат куда сильнее, нежели любой из вышедших позднее сиквелов. Фильм не просто так в 2008 году включили в Национальный реестр фильмов, как имеющий особое культурное, эстетическое или историческое значение. Хочется верить, что оно останется культурным и мрачный прогноз Джеймса Кэмерона не воплотится в реальность.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.