Как известно из концовки «Восстания машин», мытарства семейства Коннор в попытках изменить будущее на протяжении трёх серий оказались бесплодными. Ядерная война состоялась, киборги одерживают доминирование в противостоянии с уцелевшими остатками человечества. Джон Коннор – лишь один из командиров сопротивления по состоянию на 2018 год, вопреки рассказам Кайла Риза. Далеко не самый уважаемый за своенравие. Коннор делает открытия, которые потенциально могут положить конец войне с машинами – хотя по идее должен знать, что ещё как минимум 11 лет ему истреблять киборгов. А в это время из самоуничтожившейся базы Скайнет целым и невредимым выбирается некий Маркус Райт, который был подвержен смертной казни 15 лет назад, предварительно подписав договор о передаче тела для исследований в компанию «Кибердайн».
Идея фанатов-энтузиастов Кубичека и Андерсона (которым этот фильм в итоге принёс убытки) сосредоточиться на поле битвы будущего наконец-то привнесла во франшизу глоток свежего воздуха. Постоянные засылания в прошлое двух киборгов уже набили оскомину, что сказалось на просевших сборах триквела. Однако фильм, который должен был стать кардинально непохожим на предыдущие серии, в итоге с задачей справляется посредственно.
«Терминатор: Да придёт спаситель» изобилует многочисленными цитатами и отсылками на предыдущие фильмы. Словно авторы разрываются между желанием сотворить что-то новое, но при этом всячески подчёркивают корни данного произведения, словно боясь утратить старую аудиторию. Применительно к римейкам и сиквелам культовой фантастики прошлого века в данном случае больше подойдёт такое слово как самоповторы. Это примерно как каждый, кто увидел Хищника без шлема, должен высказаться о его нелицеприятной внешности. А в Терминаторе подобных фишек в разы больше.
Экранное пространство напичкано киборгами самых разных сортов и мастей, словно Скайнет решил заселить планету своей собственной смертоносной фауной. Это противоречит здравому смыслу, зато открывает возможности для создания уймы экшн-сцен. И самое печальное то, что количество в качество не переходит. Будущее, каким его изобразил бывший клипмейкер МакДжи, совсем не страшное. Киборги постоянно издают какие-то футуристичные звуки. Безразличное бряцанье металлических костей из прошлых серий пугало куда больше.
Из актёров можно отметить только Антона Ельчина в роли совсем молодого Кайла Риза. Кристиан Бэйл играет с привычной для себя серьёзностью, не выдавая ничего экстраординарного. Что касается Сэма Уортингтона, взятого в проект с подачи Джеймса Кэмерона («Аватар» ещё не вышел, но уже обещал стать хитом) - в основном актёр демонстрирует весьма ограниченный диапазон эмоций. А сюжетный твист с его персонажем по сути и твистом-то не является благодаря сцене его потасовки с бандитами (интригу сгубила очередная "пасхалочка"). А если угодно - то ещё при первом своём появлении в будущем - поскольку в этой киновселенной не так много персонажей, у которых есть привычка голыми заявляться на экран.
Провальное "Восстание машин" хоть как-то спасал юмор. В "Терминатор: Да придёт спаситель" было принято вообще отказаться от юмора. Однако насупленная серьёзная интонация не оправдывает массу экшн-сцен, выполненных преимущественно с помощью компьютерной графики. Тем более, что в сценарии присутствует уйма сюжетных натяжек вместе с различными допущениями.
При этом сценаристы в сюжет в духе военной фантастики попытались вплести мораль, о которой размышлял Кэмерон в "Судном дне". Но это подано в финале так прямолинейно, что невольно хочется, чтобы у фильма был первоначально отснятый финал.
Подводя итоги, "Спасение" (так переводится оригинальное название фильма) франшизы не удалось. С одной стороны фильм предлагает занимательный сеттинг, но желание удивлять зрителя и поддерживать тенденции предыдущих серий быстро обращают повествование в скуку. И поэтому при всех своих достоинствах "Да придёт спаситель" в конечном итоге выходит каким-то совершенно незапоминающимся. Серым, как цветовая палитра апокалиптического пейзажа.
Стоит ли смотреть? Для ознакомления подойдёт, но стоит поумерить ожидания. На фоне выпуска последующих частей критики принялись переоценивать "Спасение", называя его "третьим лучшим в серии фильмом". Вопрос только, лучшим из чего? Рядом с "Тёмными судьбами" и "Восстанием машин" лучшим быть легко.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.