Да что вообще может быть более средневековым, чем таверна? Этот романтический образ полутемного зала с огромным камином, грубыми деревянными столами, свечами, примостившимися на висящем под потолком колесе. Ну и конечно-же молодыми смазливыми официантками, одетыми в необычные платья тех далеких времен.
Эти прекрасные и бесконечно фактурные заведения, кажется, самой природой созданы, чтобы существовать во времена королей, рыцарей и принцесс. Привечая припозднившихся путников, что путешествуют по длинным и опасным дорогам Средневековья. Радуя их холодным пивом, горячим вином, ужином и ночлегом после долгой, тяжелой дороги.
Ну что же, давайте снова ненадолго заглянем в эти ваши Средние Века и поглядим, как оно на самом деле обстояло с трактирами, тавернами и прочими заведениями общественного питания в те далекие времена. Попробуем понять, что вообще такое средневековая таверна, откуда она появилась, где ее можно было найти, а найдя, что там можно было заказать.
И начать придется с самого, пожалуй, за сегодня неожиданного заявления. На протяжении большей части Средневековья, таверн, в общем-то, не существовало. До самого конца XII века концепция: "брать свои деньги и нести их кому-то, чтобы там выпить", была для населения Европы настолько идиотской, что даже обдумывать ее всерьез вряд ли стал хотя-бы один здравомыслящий человек. Почему? Причин было множество.
И первая, и она же по совместительству главная - это отсутствие достаточного количества монетарного серебра в землях Европейских королевств. Да, после начала крестовых походов его снова начали везти с востока. Но его все равно катастрофически не хватало. Все привезенное серебро уходило в торговлю и королевскую казну, и лишь в совершенно микроскопических количествах оседала в кошельках горожан, свободных крестьян, сервов и прочего податного населения. А без достаточного количества наличных денег, таверна существовать не могла. Ну, на самом деле, не понесешь же ты в оплату за пару кружек эля два фунта ячменя и половину курицы?
Второй серьезной преградой на пути появления таверн было натуральное хозяйство, бывшее единственным рабочим способом выжить во времена раннего и первой половины классического Средневековья. Не особо развитая экономика варварской и раннефеодальной Европы и только встающая на ноги торговля, превращали каждое поселение и каждую семью в нем в более-менее автономные хозяйства, производящие большую часть необходимых продуктов и товаров. В том числе и алкоголь. И в ситуации, когда ты сам, ну или кто-то из твоих соседей совершенно точно производит сидр или, например, эль, идея идти куда-то, чтобы заплатить кому-то за точно такую же выпивку, была, мягко говоря, странной.
Одним словом, до самого рубежа, что разделял XII и XIII, такой вещи, как таверна, в Европе найти было совершенно невозможно. Ну просто потому, что они, в общем-то, были никому не нужны.
Но времена шли, и все понемногу налаживалось. Великая зима ушла в прошлое, земли опять давали хороший урожай. Людей, товаров, а главное денег, становилось больше. И это значило, что люди готовы эти самые деньги тратить на что-то, кроме скучного и банального выживания.
И вот если бы судьба занесла нас в самый расцвет классического Средневековья куда-нибудь в южные графства Английского королевства, у нас с вами, дорогие друзья, появился бы шанс увидеть появление первых таверн. Вот только понять, что это именно что таверна, получилось бы, наверное, не сразу. Изначально, таверна не была не только отдельным зданием или помещением, она не была даже физическим объектом. Это было событие. Иногда праздничное, всегда увеселительное. в общем, почти как ярмарка. Но только никто ничего не продавал.
Случалось оно, когда кто-то из деревни, варил разом большое количество эля и продавал его соседям по установленной законом "справедливой цене" пенни за три галлона. И вот к моменту, как все было готово и открывалась первая бочка, к дому такого пивовара подтягивались соседи, принося с собой не только кружки и закуску, но зачастую столы и стулья.
После чего случалось веселье, перемежаемое вопросами о взаимном уважении, признаниями в любви, драками и прочими событиями, приличествующими добрым христианам. И вот все это и было первыми тавернами Средневековья.
Вообще, долгое время продажа дешёвого алкоголя в розницу была исключительно деревенской историей. Просто потому, что к началу XIII века эль, выброженный на грюте, был товаром не просто недорогим, но еще и довольно скоропортящимся. Его почти невозможно было куда-то вывезти или хранить достаточно длительное время. Поэтому единственным способом реализации оставалась продажа на месте за, в общем-то, довольно смешные деньги. С сидром все в этом плане было немного лучше, но и он не приносил каких-то диких прибылей. А значит, вся эта пивная коммерция , была штукой очень сезонной и непостоянной. Есть выпивка - продаем. Нет - занимаемся обычными полевыми работами.
Впрочем, такое подвешенное состояние у новой отрасли экономики продолжалось не очень долго. Уже к концу первой трети XIII века стало ясно, что продажа дешевого алкоголя на разлив, если заниматься исключительно этим, приносит, в общем, неплохую прибыль. Не то чтобы на эле и сидре можно было заработать золотые горы, но эта легкая, с точки зрения крестьянина тех времен, работа позволяла семье не только выжить, но и сколотить какое-никакое состояние. И вот в этот самый момент, понятие таверна обрело свое физическое воплощение.
А выглядела деревенская таверна в те времена, в общем, не очень-то презентабельно. Это были несколько больших деревянных столов, стоящих на улице у дома твоего соседа, что варил и продавал пиво. Роль прислуги исполняли его дети и супруга, наливалось все тут же, во дворе, у очередной открытой бочки в посуду сомнительной чистоты, а защиты от ветра, дождя и прочей непогоды чаще всего не было вообще никакой. Но все это, как понятно, не мешало местным жителям и немногим путникам, проезжающим мимо, отдыхать и расслабляться тут со всей возможной решительностью. Благо других альтернатив, кроме как хорошо поесть и сходить в церковь, все равно не было.
Уже к середине XIII века в Англии выходит несколько законов, регламентирующих продажу алкоголя в тавернах. И касаются они не только выплат положенного королевского налога, но и правил поведения. И, судя по огромному перечню вещей, которые делать не рекомендовалось, добравшиеся до первого в истории способа "культурного отдыха" житель старой доброй Англии отрывались на всю катушку.
Ссоры, скандалы, драки и смерти от дикого количества выпитого случались настолько часто, что со второй половины XIII века все это безобразное поведение начинает попадать на страницы манориальных судебных хроник.
- Этим летом Осберт ле Вуэл, сын Уильяма, проведя целый вечер в бедфордской таверне и возвращаясь, домой отвратительно пьяным, упал и насмерть разбил голову о камень. Другой житель Бетфорда, возвращаясь из таверны, свалился с лошади, третий упал в колодец на рыночной площади и утонул, четвертого искусала собака, когда он шел по улице, неся кувшин с элем, а некая женщина, будучи в нетрезвом состоянии, уронила ребенка с колен в котел с кипящим молоком. (The Betford Court Chronicle).
Отдельной проблемой с появлением таверн в королевстве стало то, что они стали настоящей "отдушиной" для некоторой части женского населения средневековых деревень. Еще менее избалованные развлечением, чем их супруги, женщины немедленно оценили возможность поболтать с соседками, посплетничать, похвастаться, перекусить и, конечно же, выпить. И что характерно, делали они все это днем, как раз в то самое время, когда мужья их работали в поле. И с одной стороны, весёлая и добрая жена - это отлично, но с другой....
Вернувшиеся к вечеру мужья, случалось, заставали холодный очаг, отсутствие ужина и спящую уставшую супругу, от которой подозрительно пахло тем самым дешевым элем, на который ты сам вчера вечером так усиленно налегал. В общем, случались скандалы, переходившие в мордобой. Причем пострадавшими далеко не всегда были именно женщины.
Примерно с этого же периода в английском фольклоре появляется огромное количество откровенно хулиганских, веселых и не очень песенок о тавернах и их пьяных посетителях. И почти везде там фигурирует слабый, но очень решительный пол.
Я с драчуном расправлюсь вмиг,
Ведь не рожден еще мужик,
Кому б в ответ на пару плюх
Я не влепила тоже двух!
Хоть у меня усов и нет,
На кулачки со мной не след! (Баллада о беспутных женщинах.)
В оправдание безобразного поведения посетителей самых первых средневековых таверн можно сказать, что кроме собственно выпивки в них ничего не подавали. И если ты хотел поужинать или просто не привык пить без закуски, то съестным должен был озаботиться сам, принеся его из дома. И такой подход, конечно же, не лучшим образом сказывался на скорости, с которой выпивающие теряли человеческий облик и переходили ко второй и самой веселой части вечернего досуга. Той самой, от которой на утро болят кулаки и шатаются зубы.
Свой привычный для нас вид, таверны стали приобретать к концу XIII века, во времена расцвета Высокого Средневековья. Торговые пути были снова приведены в нормальное состояние, а это значит, стало возможно перевозить большое количество разного товара на большие расстояния. И в том числе и плохо портящегося алкоголя, например, вина с виноградников Северной Италии и Южной Франции. Ну и, конечно же, эти же торговые пути требовали наличия сравнительно безопасных мест, где путники могли бы отдохнуть, выпить и укрыться от дождя.
В это время таверны превращаются из непритязательного развлечения крестьянства на открытом воздухе, в относительно нормальные уже заведения и понемногу проникают в города, а также становятся известными в континентальной Европе. Тогда же они делятся на три основных типа: alehouse, inn и tavern.
Эльхаусом (alehouse), называлась та самая старая добрая распивочная, разве что перенесенная из-под открытого неба внутрь городского или деревенского здания. Там по-прежнему только наливают, и нужно приходить со своей едой, ну или заказывать ее из какой-нибудь лавки. И таких заведений в Европе классического Средневековья было подавляющее большинство.
Собственно, таверны (tavern) как места, где не только наливают, но и кормят, долгое время пребывали в сокрушительном меньшинстве, и в каком-то более или менее приличном количестве распространились в городах только к концу XIII - началу XIV века, практически полностью обходя своим вниманием сельскую местность. Заведение же, называемое инн (inn), обычно располагалось вне городской черты и, кроме еды и выпивки, предлагало путникам ночлег. Сначала в большом общем зале, а к середине XIV века и в отдельной комнате. И вот именно этих заведений, которые мы привыкли считать средневековыми тавернами, до самого начала позднего Средневековья в Европе было меньшинство.
Только с началом XV века, то есть к самому концу Средневековья, эльхаусы понемногу исчезают, а таверны в массе своей принимают тот самый привычный нам вид. Становясь местом, где ты можешь найти ужин, приют и пару кружек горячего вина или холодного пива. Вот только к эпохе королей, рыцарей и принцесс вся эта красота отношения имела, уже не то чтобы очень большое. Меньше чем полвека оставалось до Эпохи Возрождения, Ренессанса и Раннего Нового времени.
Ну, собственно, с тавернами мы, кажется, разобрались. И пришло время внимательнее присмотреться к тому, что в них предлагали уставшим путникам и достойным местным жителям. И в первую очередь это, как мы уже поняли, была выпивка.
До самой середины XIII века едва ли не единственным, что можно было найти в таверне, это был самый простой и дешевый местный эль. И говоря о нем, не нужно впадать в заблуждение и представлять эль современный. Пиво тех далеких времен отличалось от того, что мы сейчас пьем, чуть более чем полностью. Никакой плотной высокой пены, никакого ярко выраженного хлебного вкуса. Безхмелевой эль классического Средневековья был чаще всего или густым, похожим на очень разведенное сусло, или жидким, кисловатым, некрепким напитком, сбраживали который из очень странного зачастую сырья.
Второй по важности и доходности выпивкой, а иногда и первой, если речь шла о Франции и Германии, был, конечно же, сидр. И это тоже был совсем не тот сидр, к которому мы привыкли. Да, он был, в общем, лучше эля домашнего брожения, ну просто потому, что делали его чаще всего в монастырях и крупных поместьях, а не во дворе этого самого эльхауса. Да, его можно было подогреть и добавить специй, что делало его еще приятнее. Но в общем и целом это было то же самое дешёвое пойло, предназначенное для небогатых крестьян и случайных путников.
Вино, несколько потеснившее дешевый алкоголь в кружках и кувшинах таверны, к концу классического Средневековья, долгое время являлось тем, что разделяло приличное заведение, и место, где собирается всякое быдло. До самого конца XIII века это был достаточно дорогой напиток, практически не появлявшийся в сельских и придорожных заведениях. Ну просто потому, что спрос на него там был не то чтобы очень большой. Ведь напиться можно было значительно менее дорогой выпивкой.
- Вот Кейт и Пегги, от пьянства пеги,
Вот Джил – она, с утра пьяна,
Трясет рубашкой, сверкает ляжкой.
Грязны и босы, как пакля, косы,
Бегут вбежки, забыв шнурки
Стянуть потуже – вся грудь наружу! (Пивоварня Элинор Рамминг)
Впрочем, уже к XV веку цена на вино серьезно упала, и оно заняло свое привычное место в ряду с остальным средневековым алкоголем даже в самых дешевых заведениях. Там его, точно так же, как и пиво, совершенно безбожно разводили водой с винным уксусом, превращая из благородного напитка в не пойми что. Хотя, конечно же, далеко не все таверны того времени так наплевательски относились к своим посетителям. Большая их часть была все же приличными заведениями, заботящимися о том, чтобы заглянувший на огонек путник ушел на своих ногах и, может быть, даже однажды вернулся.
Что же касается еды, что подавали в alehouse inn и tavern, то рассказывать про нее немного бессмысленно. Вначале ее не было никакой, а когда гостя стали не только поить, но и кормить, то меню в каждом таком заведении отличалось от всех прочих чуть более чем полностью. Никаких общих норм и рецептов, конечно же, не существовало. Всё-таки вокруг были средние века. На стол попадали, в общем, те же самые блюда, которыми питались местные жители. И было их чуть больше, чем бесконечное множество.
Говоря о ночлеге, который можно было найти в inn, важно понимать что большую часть время для него использовался большой общий зал с камином или очагом в центре, вокруг которого и устраивались постояльцы. Отдельные комнаты даже к концу классического Средневековья были редкостью и больше походили на крошечные каморки. И только в XVI веке, когда таверна окончательно приобрела знакомые нам черты, эти самые комнаты превратились именно в комнаты с кроватями, сундуками, прочими полезными устройствами и даже свободным пространством, на котором можно было не только стоять, но и хотя-бы немного передвигаться.
Кстати, свечи в таверне, так привычные нам из книг и фильмов, появились уже тогда, когда средние века давно закончились. Стоимость их до самого XVI века была так велика, что, даже используя исключительно самые дешевые сальные, можно было разориться, даже не начав как следует зарабатывать. Именно поэтому большую часть Средневековья таврены, как, впрочем, и все остальные строения той эпохи, освещались в первую очередь солнечным светом. Ну а когда наступала ночная тьма, то в дело включались большие очаги, а также масляные и жировые светильники.
Вот такие дела. Если говорить собственно о средневековой таверне, то в ней нет ничего из привычного нам образа. Начав свой путь в конце XII века с нескольких столов, расположившихся под открытым небом у дома пивовара, к середине XV века она едва только начинает становиться похожей на то приятное заведение, что рисуют современные нам книги, фильмы и игры. И только попав в конец XVI века, наш с тобой современник узнал бы, хотя и с определённым трудом знакомый ему по десяткам фэнтазийных романов полутемный зал со свечами, камином, большим деревянным прилавком и толстым хозяином за ним.
Но погоди, автор, - строго заметит самый внимательный читатель, - ты же не рассказал о еще одной важной вещи, как в этих самых тавернах было с женщинами облегченного поведения? Ну что тут сказать, все с этими дамами с самого начала было замечательно. Но это уже совсем другая история.