Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Легендарный фильм, где Михаил Ульянов стал жуликом и доносчиком

Драма «Тишина» (1964) считается одной из лучших режиссёрских работ Владимира Басова.

Она рассказала о поколении молодых фронтовиков, которым посчастливилось выжить на войне и которые теперь должны влиться в мирную жизнь.

А это, как выясняется, не так уж и просто. Своих героев Басов видел насквозь и прекрасно понимал: он ушёл на фронт 18-летним и прошёл через всю войну. Фронтовиком был и Юрий Бондарев, автор романа «Тишина», по которому и был снят фильм. Роман «Тишина» вышел в 1962 году и тут же стал предметом дискуссий, причём как обычных читателей, так и критиков. Владимир Басов приметил книгу и отправился к автору.

Сценарий Бондарев и Басов написали вместе, причём по настоянию Владимира Басова, который вообще всегда очень тесно работал со сценаристам и часто настаивал на собственном мнении, некоторые эпизоды были изменены, а финал стал куда более оптимистичным.
Кадр из фильма «Тишина»
Кадр из фильма «Тишина»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

На роль центрального персонажа, только что вернувшегося с фронта Сергея Вохминцева, режиссёр утвердил начинающего актёра Виталия Коняева. Виталий уже несколько раз появлялся на экране, но в маленьких ролях, Басов же дал ему большую объёмную роль в двухсерийной ленте.

Кадр из фильма. Виталий Коняев
Кадр из фильма. Виталий Коняев

Позднее киноведы в один голос подтвердили, что выбор оказался верным:

Сергей Виталия Коняева получился непосредственным, как любой молодой человек, но уже слишком опытным и знающим, как фронтовик.

Он счастлив, что наконец завершилась война, по-новому знакомится с повзрослевшей за время его отсутствия сестрой, осваивает мир, но не может мириться с безразличием, вреньём, компромиссностью. Позже Виталий Коняев сыграет ещё десятки ролей, но именно «Тишина» навсегда останется его визитной карточкой.

Кадр из фильма. На первом плане — Виталий Коняев
Кадр из фильма. На первом плане — Виталий Коняев

Друга Сергея Костю сыграл Георгий Мартынюк, которого Владимир Басов фактически открыл для кино. Спустя несколько лет Мартынюк вновь снимется у Басова в эпопее «Щит и меч» (1968), а с началом семидесятых на десятилетия превратится в ПалПалыча Знаменского, одного из главных киношных милиционеров страны, героя сериала «Следствие ведут знатоки» (1971-2002).

Кадр из фильма. Георгий Мартынюк
Кадр из фильма. Георгий Мартынюк

Ещё одно открытие Владимира Басова — Михаил Ульянов. На счету актёра уже был ряд успешных кинообразов, зрители его знали и успели полюбить. Но все персонажи Михаила Ульянова были положительными, пусть и не лишёнными недостатков, но всё же очень притягательными. А вот Басов впервые увидел в нём мерзавца, вора, стяжателя и доносчика Быкова, героя, практически с первых кадров отталкивающего.

Кадр из фильма. Лидия Смирнова и Михаил Ульянов
Кадр из фильма. Лидия Смирнова и Михаил Ульянов
Это был совершенно новый, не знакомый зрителям Ульянов: приземистый, елейно-сладкий, но тут же становящийся агрессивным, с прилизанным пробором, заискивающей походкой.

Таким актёра на экране увидели впервые, да и позже подобные образы будут ему доверять нечасто.

Главные женские роли получили Лариса Лужина (возлюбленная Сергея Нина) и Наталья Величко (сестра Сергея Ася).

Кадр из фильма. Лариса Лужина
Кадр из фильма. Лариса Лужина

Но если с Ларисой Лужиной аудитория уже успела познакомиться, то Наталья Величко была дебютанткой. Её режиссёр приметил в коридоре киностудии «Мосфильм» и сразу увидел в ней колкую, дерзкую Асю (сначала героиня предстаёт в фильме старшеклассницей, позже она — уже 19-летняя девушка).

Кадр из фильма. Наталья Величко
Кадр из фильма. Наталья Величко

Проб Басов проводить не стал, сразу утвердив актрису. Но предупредил Наталью, что если он поймёт, что с игрой она не справляется, её снимут. Наталья с игрой справилась и сделала героиню интересной и запоминающейся, хотя местами крайне раздражающей (но это мой личный взгляд).

Кадр из фильма. Наталья Величко
Кадр из фильма. Наталья Величко

Антипода Сергея Вохминцев Аркадия Уварова, из-за которого в 1944 году погибла артиллерийская батарея, а он, испугавшись, свалили вину на других, в том числе на Вохминцева, изобразил Евгений Лазарев.

Кадр из фильма. Евгений Лазарев
Кадр из фильма. Евгений Лазарев

В роли шумного, прямолинейного, скорого на решения, но всё же справедливого декана Морозова предстал Сергей Плотников, а парторгом курса, заядлым курителем трубки (какая интересная деталь!) — Владимир Земляникин. Также в заметных ролях Лилия Гриценко и Лидия Смирнова, Всеволод Сафонов и Николай Волков, Владимир Емельянов и Иван Переверзев. В небольших ролях — Георгий Жжёнов, Николай Парфёнов и сам Владимир Басов с необычным акцентом.

Кадр из фильма. Виталий Коняев и Георгий Жжёнов
Кадр из фильма. Виталий Коняев и Георгий Жжёнов

Особую атмосферу второй половины сороковых, прочно связанной с военными годами, создала музыкальная композиция, рефреном звучащая за кадром. Её написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский, работавшие с Басовым на его предыдущей картине. Режиссёр поставил задачу написать песню о тех, кто не вернулся с войны, но не пафосно-торжественную, а лиричную, берущую за душу. Стихи Михаил Матусовский создал быстро, а вот Баснеру музыка не давалась. Несколько вариантов сам Басов отверг, композитор уже отчаялся и подумывал отказаться, но внезапно его озарило и мелодия сложилась.

Песня «На безымянной высоте» после выхода «Тишины» в одночасье стала шлягером и вошла в репертуар советских исполнителей.

А в фильме её спел Лев Барашков, который ещё и сыграл в эпизоде. Любопытно, что подобная история случится и с другой композицией тех же авторов: через несколко лет в ленте режиссёра Владимира Басова «Щит и меч» прозвучит песня «С чего начинается Родина», тоже ставшая всенародной.

Кадр из фильма. Владимир Земляникин
Кадр из фильма. Владимир Земляникин

Подготовленную «Тишину» отправили на просмотр в Госкино. Чиновники неожиданно пришли в ярость, ленту разнесли, приклеив ярлык антисоветской. Казалось, что фильм обречён, но спас её Никита Хрущёв. Он, познакомившись с новой работой Басова, назвал её одной из лучших и разрешил прокат. Весной 1964 года «Тишину» увидели зрители.

А в заключение приведу мнение актёра Всеволода Санаева о фильме «Тишина»:

«Как актёр, очень сожалею, что мне не пришлось принять участие в создании этого интересного фильма. В таких картинах, глубоко жизненных, правдивых и человечных, нам всегда хочется работать, ибо даже в эпизодических ролях мы чувствуем себя соавторами, творцами, а не просто исполнителями. «Тишину» я смотрел с большим волнением: такие картины должны чаще появляться на наших экранах».

А чем вам запомнилась «Тишина»?

-12

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: