После публикации вчерашней статьи о том, что в результате победы Трампа на выборах начал резко расти курс доллара к мировым валютам, где я объяснил это потенциальным разгоном инфляции в США вследствие его планируемой политики, поступило много непонимающих комментариев: если доллар начнет обесцениваться инфляцией, почему его курс к другим валютам должен расти?
Что же, давайте проясню этот момент подробнее.
Для начала посмотрите на график, где я сравниваю инфляцию в США и индекс доллара, показывающий его отношение к корзине из других мировых резервных валют, за последние 5 лет.
Тут четко и однозначно видно, что когда в 2021 году в США начала разгоняться инфляция, следом начал расти курс доллара. И наоборот, после снижения инфляции в 2023 году курс доллара к мировым валютам тоже снизился.
В России все привыкли, что происходит наборот: когда рубль слабеет к доллару, то и цены растут. А в США получается, что цены растут, а доллар к другим валютам от этого только крепчает. Почему же так?
Тут все дело не в факте долларовой инфляции, а в мерах по борьбе с ней, которые предпринимает ФРС США. И там они, кстати, такие же как в России, да и везде: повышение учетной ставки.
Если в США разгоняется инфляция - ФРС начинает повышать учетную ставку, а когда инфляция снижается, ФРС ставку, соответственно, снижает следом.
Но когда ФРС повышет ставку, начинают падать в цене американские гособлигации (знаменитые трежерис, госдолг США), а их доходности начинают расти. Если при нулевой ставке ФРС доходности трежерис составляли обычно в районе 1% годовых, то при выросшей учетной ставке выше 5%, доходность трежерис поднялась до 4-5% годовых.
Для стран, которые хранят в них свои международные резервы, да и просто частные капиталы, 4-5% годовых в долларах на много лет вперед от самого высоконадежного актива в мире (да-да, трежерис считаются именно таким, и не я это придумал) - это супер-привлекательные условия. Поэтому при росте доходности "американских ОФЗ" туда устремляются капиталы всего мира, что провоцирует резкий рост спроса на доллары (ведь чтобы купить трежерис, нужно сначала купить доллары).
Об объеме госдолга США вы все наслышаны, соответственно, этот возросший спрос измеряется в триллионах долларов, поэтому их курс к другим валютам и растет.
Кстати, для американской экономики это плохо, и является побочным негативным эффектом от борьбы ФРС с инфляцией. От этого сильно страдают американские производители и экспортеры, чьи товары теряют конкурентоспособность на мировых рынках и внутри страны на фоне дешевеющего импорта (ведь чем крепче нацвалюта - тем дешевле импорт). Поэтому в такие времена повышенного курса доллара американская экономика, как правило, затормаживается, что наблюдалось и в 2022-2023 годах.
Почему же подобные процессы не происходят с рублем, когда Центробанк России задрал ставку уже аж до 21% годовых? Все элементарно.
Рубль сейчас не является свободно-конвертируемой валютой, а российская экономика отрезана от мировой. Поэтому, как ставку ни поднимай, это не спровоцирует приток зарубежных инвесторов в рубли и рублевые активы, в частности, любимые многими ОФЗ под 15-17% купонной доходности, распродающиеся уже в полцены (для ряда выпусков).
Соответственно, на курс рубля свержесткая политика Центробанка сейчас никак не влияет.
Кстати, до 2022 года влияла. Как вы знаете, тогда нерезиденты активно действовали на российском рынке, в том числе и покупая ОФЗ, а также корпоративные облигации и акции, потому что их доходность заметно превышала доходность активов в долларах и евро, да и выглядили они вполне надежно. Теперь эти активы нерезидентов в России заморожены.
На следующем долгосрочном графике я сравнил инфляцию в России и курс рубль/доллар (не путать с доллар/рубль). Видно, что вплоть до 2023 года графики двигались однонаправленно (как в США), но вот в последний год они уже конкретно разошлись.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.